События

9 января - группа молодых людей во главе с берсальером Луиджи Биджарелли основали в Риме Общество спортивной ходьбы Лацио. Через некоторое время в среду скороходов проникли первые сведения об игре в футбол, что кардинально изменило вектор развития столичного клуба.

30 июля - после гибели Умберто I от рук террориста-анархиста новым королем Италии провозгласили Виктора Эммануила III. Новый правитель оказался слабохарактерным, безропотно уступив власть лидеру фашистов Бенито Муссолини, из-за чего после окончания второй мировой войны на референдуме было принято решение о переходе к республиканской форме правления.

Проведение третьего чемпионата Италии по футболу руководство FIF, как водится, наметило на весну. Их понять не сложно, ведь “примавера”, несомненно, лучшее время года на Апеннинах: не слишком жарко и не слишком холодно - можно свободно выходить на улицу и гонять мяч хоть с утра до вечера. Это, однако, не значит, что в остальные дни года футболисты не имели абсолютно никакой игровой практики.

Совсем наоборот: проводилось энное количество товарищеских встреч, которые помогали выяснить расстановку сил по всей стране, где уже успела распространиться английская забава. Увы, как показывали результаты, никому, кроме представителей регионов Лигурии, Пьемонта и Ломбардии, даже рыпаться не стоило, чтобы не позориться. Собственно, они и не пытались прорваться на чужой праздник, что, впрочем, не значит, что среди дебютантов сезона 1900 года совсем не нашлось интересных клубов.

Новоприбывшие

Банкротство футбольного клуба - не ноу-хау футбольного бизнеса современности. В позапрошлом веке тоже финансы могли неожиданно запеть романсы, как у Интернационале Торино. Это привело к расформированию команды всего лишь через четыре года после основания. Добро, в смысле футболисты, пропадать, конечно, не стало - Торинезе забрал всех достойных к себе с распростертыми объятиями. Также влился в чемпионат еще один туринский клуб, основанный еще 1897 году, который, по непонятным причинам (не верили в свои силы? не хватало средств на экипировку?), до этого игнорировал официальные соревнования. Речь идет о Ювентусе, если кто не догадался. Что касается третьего новичка Милана, то эти шустрые ребята ждать у моря погоды не стали: в декабре 1899-го основали клуб, в январе вступили в Федерацию, в апреле на приличном уровне выступили в первенстве, а в мае уже обмывали первый трофей - Медаль короля (повержен Ювентус со счетом 2:0).

Чемпионат

Третий по счету чемпионат Италии проводился по несколько более сложной системе, по организации немного напоминающей современную Лигу чемпионов: групповой турнир по региональному принципу, за которым следовала стадия плей-офф. Однако не во всех регионах набиралось достаточно участников для проведения группового раунда, поэтому он состоялся только в Пьемонте. Ломбардия делегировала всего одного представителя. Лигурию представлял действующий чемпион, который, по идее, вообще не должен был проводить никаких матчей до самого финала. Важный момент касается выбора места проведения решающего поединка.

Поскольку в прошлом сезоне Дженоа выигрывала свой второй титул подряд в родных стенах и не без небольшого судейского скандала, руководство FIF постановило, что в этот раз финальный матч будет для генуэзцев выездным.

Итак, начнем с группы Пьемонта, где встретились старые знакомые Торинезе и Джиннастика, а также Ювентус в пока еще розовых цветах. На тот момент вне конкуренции были ребята в желто-черных футболках во главе с Эдоардо Бозио - они одержали четыре победы из четырех возможных. Лицеисты во главе с Энрико Канфари, кстати, уроженцем Генуи, тем не менее, пытались бросить вызов устоявшимся авторитетам. Как вспоминал сам Канфари: "Когда Торинезе предложил сыграть с ними, мы понимали, что не сможем противостоять им, даже с хорошими игроками в составе, если мы не будем достаточно сильны физически. К тому же их главное преимущество было в командной игре, однако в индивидуальном мастерстве, в умении обращаться с мячом, мы им уступали лишь немногим. Поэтому мы стали работать в этом направлении, начали наигрывать одиннадцать человек, бросать и принимать вызовы. В конечном итоге, чтобы привлечь на нашу сторону туринскую публику, мы обязаны были принять участие в серьезном турнире…" Ювентус все же проиграл, однако сделал это с достоинством: 0:1 и 1:2.

Милан представлял Ломбардию сразу в полуфинале, потому что проводить предварительные соревнования было попросту не с кем. До начала турнира (то есть 11 марта) россонери все же провели свой первый официальный матч в истории с неким Медиоланумом (SEF Mediolanum - предок У.С. Миланезе, который, в свою очередь, войдет в состав Интернационале при фашистах), обыграв его со счетом 2:0, благодаря голам Эллисона и Килпина. Однако есть ли какие-либо основания вносить эту встречу в статистику чемпионата-1900? Вряд ли. То же самое касается и Дженоа - не должны были, но, вроде как, сыграли. И поскольку у россоблу футбольные традиции более древние, то сопернику мало не показалось - 7:0 с Сампьердаренезе.

В плей-офф встречались по одному представителю из каждого региона, а в полуфинале сошлись Пьемонт и Ломбардия. Кто мог представить, что в будущем подобное противостояние будет лицом кальчо, а всем остальным придется нещадно бороться за право показаться в свете софитов! А тогда туринская газета La Stampa писала о матче между Торинезе Эдоардо Бозио и Миланом Герберта Килпина без особого пиетета: "Миланцы продемонстрировали выносливость, но победу праздновали туринцы благодаря своей продуманной тактике. Таким образом, они подтвердили успех, добытый ранее на Троттере в Милане. Финальный счет 3:0: два гола в первом тайме и один во втором (хет-трик приписывают Бозио, но есть и другая версия: Бельтрами, Колонго и Вебер - Я.Д.)". Отчет Gazzetta dello Sport почти ничем не отличался в плане содержания и стилистики, разве что упомянули многочисленную и элегантно разодетую публику.

Через неделю после полуфинала в Турине состоялся решающий бой за титул, в котором сошлись Торинезе и Дженоа. La Stampa, в первую очередь, написала об автомобильной гонке, организованной ради удовольствия местных аристократов, а чемпионату по футболу уделила всего несколько безликих строчек: "Интереснейший матч состоялся на глазах у многочисленной публики. В третий раз подряд успех праздновали генуэзцы со счетом 3:1 (на голы Хенмана, Агара и Боччардо ответил Вебер - Я.Д.), получив кубок в свое вечное владение. Отличное судейство под руководством синьора Эллисона - жюри, представляющего Милан. Зрители аплодировали генуэзцам за прекрасную победу, а туринцам - за достойное сопротивление". Как видите, спортивная журналистика Италии в те годы была еще в зачаточном состоянии, и Джанни Брера еще не скоро явит миру свои шедевры на футбольную тематику.

Чемпионы

Дженоа: Джеймс Спенсли (к), Паоло Росси, Фаусто Гильотти, Энрико Пастер II, Эдоардо Пастер I, Ховард Пассадоро, Джованни Боччардо, Хенман, Генри Дэпплз, Джозеф Уилльям Агар, Джордж Фокас

Несмотря на английских капитана (Спенсли) и президента (Фокас), с каждым годом Дженоа становилась все более и более итальянской командой. В подтверждение этого факта на место отправившихся на покой представителей Туманного Альбиона Ливера (автора победного гола в финале чемпионата 1898 года), Детейндре и Арклесса пришли такие ребята, как Паоло Росси и Аристиде Пароди. Всего же из тринадцати футболистов в составе россоблу только семеро (если считать швейцарский итальянцев - братьев Пастеров) представляли Италию. Настало время рассказать о тех из них, кто непосредственно участвовал в победном финале 1900-го: Росси, Гильотти и Боччардо.

Будучи новичком в Дженоа, Паоло Росси сумел утвердить свой авторитет настолько, что его предложение о смене клубных цветов поддержало большинство. Хотя мы традиционно называли генуэзцев красно-синими в рассказе о первых трех триумфальных турнирах, до 1901 года они фактически играли в обычной белой форме. Пока вдруг Росси не вздумал почтить родоначальников, выбрав цвета британского флага Юнион Джек. Некоторые одноклубники, например, Пассадоро, настаивали на сине-белой форме, и кто знает, как бы оно сложилось, если бы не Росси. На поле итальянец не особо выделялся, поэтому попал в защиту, где и служил собственноручно выбранным цветам верой и правдой до 1908 года.

Фаусто Гильотти, наоборот, попал в команду с самого начала, потому что его должность экспедитора в отцовской фирме способствовала установлению тесных контактов с иностранцами Генуи. В Дженоа его привел старший брат Эмануэле, который не проявил никаких особых способностей к завезенной игре. Фаусто же пробовался в качестве нападающего, был неплохим вратарем (но проигрывал конкуренцию Спенсли), однако большую часть матчей провел в защите слева. В 1904 году Гильотти отправился в отпуск в городок Сору (регион Лацио), где успел не только отдохнуть, но и привить местным любовь к футболу. Это произошло уже после того, как Фаусто оставил Дженоа.

Джованни Боччардо увлекся футболом во время учебы в Швейцарии, где среди его однокашников был будущий король Югославии Александр Карагеоргиевич. Вернувшись на родину, генуэзец сразу же вступил в новообразованный клуб Дженоа. Боччардо, по амплуа левый инсайд, поучаствовал в двух чемпионатах Италии: в самом первом однодневном и в третьем, в котором стал автором одного из голов в финале. После 1900 года с активными футбольными выступлениями пришлось завязывать - на плечи Боччардо ложилось управление семейным бизнесом, отнимавшее все свободное время.

Из этих трех историй первых итальянских футболистов-чемпионов напрашивается вывод об их истинном отношении к игре, завезенной англичанами, как к приятному времяпровождению с друзьями, но не более того. Как только у них переставало хватать времени на развлечения, футбол без единого сожаления отодвигался на дальний план.

Статистика

Пьемонт








Лигурия

Дженоа - чемпион 1899 года.

Ломбардия

Милан - единственный представитель.

Плей-офф

1/2 финал

Велодром Умберто I (Турин), 15 апреля 1900 года

Торинезе - Милан 3:0

Финал

Велодром Умберто I (Турин), 22 апреля 1900 года

Торинезе - Дженоа 1:3

Яна Дашковская, специально для Calcio dello Stivale