Это должно было случиться, и, быть может, намного раньше. Еще в 1990 году в хоккейном Соколе появился первый американец – центрфорвард Тод Хартдж (играл выпускник Гарварда не очень хорошо, зато, возвратившись в Америку, разразился громким бестселлером о советских нравах, который и сейчас «незлым тихим словом» вспоминают обиженные киевляне), тогда же в московском Локомотиве возник Дэйл Малхоллэнд – первый «соккерист», пусть и сыгравший всего шесть матчей, зато вписавший свое имя в историю. Богдан Недильский не стал первым американцем в футболе всего СССР, зато наметил для нас целый вектор в селекции, который, к сожалению, мы так и не используем – он показал, что и в нашей американской диаспоре стоит искать потенциальное усиление, теперь еще более актуальное в связи с интересами сборных Украины. 
 
Чикагский львовянин 
 
Будущий футболист Карпат Богдан Недильский родился 23 августа 1967 года в семье украинских эмигрантов, попавших в США после второй мировой. Его отец получил там образование, работал адвокатом, администратором федерального суда. Но семья помнила о своих корнях и много рассказывала сыну о родине, ведь его отец происходил из Станислава (нынешнего Ивано-Франковска), а мать – из Львова. В воспитании мальчика немалую роль родители отводили воскресной школе и диаспорянским спортивным обществам. С 10 лет он занимался футболом в юношеской команде общества Чорноморська Сич, где его первым тренером стал Игорь Чупенко. Богдан дважды признавался лучшим учеником футбольной секции, а в школе Николет был капитаном команды, признавался в числе лучших игроков всего штата. 
 
После школы парень поступил в университет Маркетт, и там, в Милуоки, его по-настоящему увлек футбол. Обучаясь психологии, он стал вожаком полузащиты университетской команды, игравшей в разветвленной сети американского студенческого футбола. В первом же сезоне в составе Воинов Маркетта Недильский забил 9 мячей и 7 раз ассистировал товарищам по команде. Его 16 очков в 21 матче убедили Милуоки, что в Висконсине появилась новая звезда. В 1987 году Богдан стал лучшим ассистентом команды с 8 результативными передачами и получил приз самого ценного игрока сезона. В каждом из своих четырех сезонов за Маркетт американский украинец был среди претендентов на звание MVP своей команды и целой лиги. И сейчас, почти 25 лет спустя, Недильский остается в истории университетской команды как один из лучших во многих категориях (в том числе по количеству ассистов, ударов). 
 
Закончив Маркетт в 1988 году, Недильский присоединился к командам Крыла и Левы в родном Чикаго. Как одного из лучших футболистов украинской диаспоры США, его пригласили на Украинскую олимпиаду и сбор молодежи, приуроченный к 1000-летию крещения Руси. Там 21-летний полузащитник вместе со своей командой стал чемпионом ІІ Украинской спортивной олимпиады. 
 
Гол в ворота судьбы 
 
Поднятие Железного Занавеса было с энтузиазмом принято по обе стороны океана. Новому поколению этого не понять, но жители СССР и США настолько мало знали о жизни, быте друг друга, что каждая «живинка», просачивавшаяся сквозь пропаганду, воспринималась как откровение. Во время исторических телемостов советские жители с удивлением узнавали, что далеко не каждый американец носит ковбойскую шляпу и кольт в кармане, а за океаном не могли поверить, что не все «советы» одеты в гимнастерки и не мечтают нанести стратегический ядерный удар. 
 
Воспользовавшись «весной», растопившей «холодную войну», народы двух супердержав принялись  знакомиться. В США, где жила и сохраняла народные традиции многотысячная украинская диаспора, готовились к незаурядному, даже историческому событию – в Горшеме на стадионе Трызубивка сборная американских украинцев собиралась принять возрождаемые львовские Карпаты из советской Украины. 
 
Собрать самую талантливую американскую молодежь поручили Евгению Чижовичу – опытнейшему специалисту, возглавлявшему даже сборные США. На предматчевый сбор он вызвал таких игроков: вратари – Яро Дахнивский (УАСТ Левы Чикаго) и Данило Василяк (Ньюарк Португиз Нью-Джерси); защитники – Евгений Чижович-мл. (Браун Юниверсити), Орест Гарматий и Тарас Козак (УСО Тризуб Филадельфия), Андрей Махлисский и Тарас Вовк (УАСТ Черник Детройт), Нико Кочерга (СК СУМА Крыла Чикаго); полузащитники – Игорь Чижович-мл. (Цинцинатти Юниверсити), Богдан Недильский (УАСТ Леви Чикаго), Зенон Лужняк (Вейк-Форест Юниверсити), Павел Скороход (СК СУМА Крыла Чикаго), Христиан Шалай (УАСТ Черник Детройт); нападающие – Северин Палидович (Пассейк Джерманс), Андрей Вовк (УАСТ Черник Детройт), Ясин Лузак (Гарвард Юниверсити), Андрей Бакун и Петр Тадрик (Нью-Джерси Иглс), Роман Гупало и Ярослав Турко (УСК Нью-Йорк).
 
Арбитр ФИФА из Нью-Джерси Леонид Гребинка зафиксировал поражение хозяев от советских «любителей» – 1:3, но вряд ли результат затмил историческую важность того дня. Поэтому на послематчевой дружеской встрече все были в хорошем настроении, особенно – Недильский, забивший единственный гол американцев и запомнившийся отличной, активной игрой. После матча легенда львовского футбола Карло Микльош лично поздравил Богдана с отличной игрой и выразил фантастическое по тех временах пожелание – увидеть молодого игрока на родине предков, защищающего честь главной команды города, где родилась его мать. Тогда все это звучало еще слишком невероятно – на дворе был 1988 год, и первые гости из-за океана в советском спорте окажутся лишь пару лет спустя. Но львовяне, как оказалось, были настроены серьезно и попыток пригласить заокеанского легионера не оставляли. 
 
В центре внимания Америки 
 
Карпаты сразу же по возвращении из США начали готовить почву для резонансного перехода, но спортивные чиновники боялись сделать первый шаг, и поэтому из Недильского не получилось первопроходца. Уже появились американцы в отечественном хоккее, даже в Москве играл «посол соккера», а Карпаты все натыкались на бюрократические проволочки да закавыки. Пока в СССР продолжалась волокита, прибывшему в Европу Богдану довелось пройти стажировку в более западной соцстране – Венгрии. Там этнический украинец тренировался с МТК и Ференцварошем, пока из Штатов, наконец, не пришло подтверждение, что он не имеет статуса профессионала (хотя упомянутым в начале статьи Харджи и Малхоллэнду про-статус не помешал даже годом ранее). И только после этого дали «добро» на заявку «интуриста» и Львову. 
 
В марте 1991 года Недильский застал СССР, который не забудет никогда. Очереди за всем и повсюду, периодическое исчезновение продуктов и товаров из продажи, постоянные дефициты и нервы, нервы, нервы. Как неженатый игрок, Богдан был поселен в общежитие, где делил комнату с вратарем Валерием Паламарчуком. Зарплату получал теми же инфляционными рублями, что и остальные футболисты команды. Ходил на рынок, покупал продукты, стоял в очередях и восхищался прекрасной архитектурой Львова. А 9 мая 1991 года первый американец украинского футбола дебютировал в официальных матчах, выйдя на замену вместо Романа Толочко за пять минут до конца встречи. К тому времени все в матче было решено: два безответных гола Руслана Забранского в ворота дрогобичской Галичины решили исход встречи в пользу возрожденных Карпат. 
 
В составе команды Ростислава Поточняка тогда подобрался великолепный коллектив: Лайзан, Мокрицкий, Шаран, Мущинка, Леськив, юный Чижевский, позже ставший рекордсменом украинского футбола по матчам в элите… Это далеко не полный перечень хороших игроков, защищавших тогда честь футбольной гордости Львова. 
 
22 июня 1991 года на волне возрождения украинского на львовском стадионе состоялось уникальное событие – товарищеский матч между Карпатами и сборной украинских клубов Америки во ознаменование 80-летия великого спортивного общества Украина, закончившийся победой львовян – 5:3. Именно в том матче, по иронии судьбы – в ворота своей украинской команды Богдан Недильский забил свой единственный гол на нашей земле. Тот фантастический дальний удар в показательном выступлении во Львове почитался, как гол года. А на трибунах присутствовало около 400 представителей диаспоры, среди которых были и родители Богдана…
 
Праздники всегда уступают будням, а будни в ту пору были не только безрадостными, но и тревожными. 23 августа Недильский отпраздновал свое 24-летие, а на следующий день была провозглашена Независимость Украины. Но историчность тех событий была омрачена общей ситуацией – американские СМИ взяли в круг семью Богдана, расспрашивали, как он там, в «охваченной пламенем и танками советской Украине». Испуганные родители пытались дозвониться к сыну, но некоторое время не работали даже международные телефонные линии. За границей не на шутку опасались гражданской войны… 
 
К счастью, обошлось, и невзгоды политические забылись благодаря футболу. Карпаты, бразды правления которыми принял Степан Юрчишин, дошли до золотых медалей своей группы второй союзной лиги. Американский украинец внес свой вклад в это достижение в 14-ти проведенных матчах. Говорят, был неплохим полузащитником с хорошим пасом, постоянно подключался к атакам, умел поддержать контрнаступления. Вот только американцу, в стране которого соккер, все же, не был самой престижной профессией, хотелось преуспеть и в науке, бизнесе. 
 
Тихий американец 
 
Поэтому поздней осенью 1991 года Богдан вернулся в США, где, по тамошней традиции, начал совмещать выступления с тренерской и научной работой. Еще в 25 лет он вместе со своим наставником Майклом Коноваленком (тот эмигрировал из Минска, но имел за плечами выступления в дубле киевского Динамо и как детский тренер подготовил нескольких будущих советских сборников) принялся тренировать школьную команду. Затем, после успехов на этом поприще, Недильский был назначен тренером межшкольной атлетической ассоциации Висконсина, признавался тренером года в своем штате. 
 
Нынче 43-летний Богдан Недильский является профессором Шорвудского колледжа в Милуоки. Его ученики и студенты готовятся по каким-то «особым новаторским педагогическим программам, освобожденным от традиционной модели обучения и проводимым в тесной связи с окружающей средой», это дословная цитата из американской прессы. Дока педагогики сейчас занят другими делами, но не забывает о футболе и периодически гоняет мяч в дружественных встречах. На наш привет из Украины откликнулся с радостью и вспоминал о тех днях своей жизни как о особо счастливых и интересных. Его семья и сейчас хранит многочисленные вырезки из американских и советских газет, рассказывавших о «нашем в стране «комми» или о «госте из капиталистического заокеанья». Среди главных реликвий и кучки фотографий Недильские хранят благодарственное письмо из ФК Карпаты, которое пришло уже из независимой и суверенной страны – Украины. Какая она нынче, они могут лишь только догадываться. Наверное, очень далекая от той, которую Недильский застал в 1991 году. 
 
А что же Украина? Украина после того только раз пересекалась с «соккером» – в 1995 году полтавский тренер Виктор Пожечевский каким-то чудом нашел американского полузащитника Луиса Бербари, отыгравшего в перволиговом сезоне 23 матча и забившего соперникам Ворсклы 2 гола. После того, как полтавская команда выиграла путевку в высшую лигу, Бербари отправился восвояси и еще долго поигрывал за разные клубы Лос-Анджелеса. А вот попытки поискать в Северной Америке еще каких-нибудь этнических украинцев больше не предпринимал никто, и сейчас, когда детско-юношеский футбол США и даже Канады даст фору нашему по рациональному и бережному отношению к талантам, в этом и нет особого смысла. Пока другие страны активно ищут пополнение среди своей диаспоры, Украина об этом забывает. Даже Дима Коваленко, ставший в МЛС звездой первого калибра, получил шанс в Украине лишь на старости лет. Что уж говорить о тех многочисленных украинцах, которые не родились или выросли в Украине! А, между прочим, уже в наши дни вратарь Крис Снитко был в заявке сборной США на Олимпиаде в Атланте, Ник Палодичук играет в нынешней юношеской сборной США, а в молодежной сборной Канады засветились Алекс Семенец (родился в Киеве), Роман Дуткевич (родом из Львова), Игорь Писанюк. Что уж говорить о поддержке украинских клубов США, которые со времен роскоши 1960-х утратили свой былой лоск и статус лучших в стране. 
 
А тем временем соккер, бывший предметом пренебрежительных насмешек европейцев, играет на шести подряд последних чемпионатах мира, где периодически выходит из группы и добирается даже до четвертьфинала. На Олимпиаде, где не ступала еще нога «незалэжного» украинского футболиста, американцы тоже частые гости и 11 лет назад даже бывали в полуфинале. Не в последнюю очередь, благодаря новаторской программе развития футбола уроженца Тернопольщины Владимира Чижовича, пирамида соккера в США отлажена и действует безотказно. Того и гляди, американцы, которые всегда учились футболу у европейцев, теперь кое-чему смогут научить даже таких образованных и продвинутых нас…
 
Артур Валерко, специально для Своей Рубашки