Что в имени твоем?
Если спросить украинских любителей футбола о том, чем знатен армянский форвард Юра Мовсисян, то подавляющее большинство с полной уверенностью ответит, что все дело в хет-трике, который он сотворил в матче Спартак – Терек, став первым за всю историю новобранцем «народной команды», сумевшим отличиться подобным образом в дебютном поединке за красно-белых. И ответ сей будет категорически неверным. Эти три гола – важный, яркий, значимый, но все равно лишь эпизод в очень насыщенной и весьма необычной жизни и карьере Мовсисяна. Можно предположить, что в современном футболе высокого уровня столь любопытные фигуры можно отыскать разве что при очень большом старании. И то не факт, что получится.
Взять хотя бы такую вроде простую вещь, как имя нашего героя. Вас не удивляет то, что во всех репортажах, комментариях и статьях его называют лишь краткой формой, никогда не используя полную? Если же вы заглянете в официальную заявку Спартака, то и там форвард будет проходить исключительно как Юра. Как ни удивительно, но кажущаяся привычность имени новой надежды поклонников «народной команды» — самая настоящая иллюзия. На самом деле, Мовсисяна зовут именно Юра — это древнее армянское имя, весьма далекое от обыденного для наших ушей «Юрий». В свое время герой сего материала, давая интервью одному российскому журналисту в присутствии пресс-атташе Краснодара, специально подчеркнул этот факт и даже не постеснялся обратиться при постороннем человеке к главе пресс-службы клуба с просьбой запомнить, что он никакой не Юрий и никогда им не был.
Вот из таких парадоксов и обманок и соткан образ Юры Мовсисяна.
Дитя чужих земель
Следующий шок, который можно испытать при знакомстве с нашим героем – языковой. Армянский футболист, выступающий в России – явление достаточно привычное и кажущееся абсолютно прозрачным. Но сколько раз вам доводилось слышать о том, чтобы армянин, живущий по ту сторону Хутора Михайловского, английским языком владел лучше, чем русским? Более того, когда Мовсисян только появился в РФПЛ, перейдя в стан Краснодара, он по-русски и двух слов связать не мог!
Вряд ли этот факт покажется вам менее удивительным, если сказать, что Юра родился за пределами Армении – в столице Азербайджана, Баку. В 1987 году, когда наш герой появился на свет, там все еще правил бал СССР, да и сейчас трудно отыскать в этой государстве людей, которые не могли бы изъясниться на великом и могучем. Но так уж вышло, что Мовсисяны жили достаточно изолировано, и в свои самые ранние годы будущая гроза российских
вратарей общался исключительно на армянском языке. А затем родители Юры решились на радикальный и рискованный шаг. По признанию самого форварда, после распада Советского Союза в Азербайджане жилось очень тяжело, семья едва находила средства на пропитание, и, не видя для себя и, прежде всего, для детей, дальнейших перспектив, Мовсисяны отправились за океан. Нашему герою тогда шел двенадцатый год…
Со школьного стадиона – в высшую лигу
Очевидно, что надежды армянских иммигрантов оправдались – в США им стало гораздо легче, удалось наконец-то выбраться со дна и ощутить себя полноценными людьми. Но если для всей семьи Мовсисянов этот переезд стал просто прорывом к другой жизни, то для нашего героя – настоящей судьбоносной вехой, без которой он вряд ли когда-нибудь нашел бы свое истинное призвание.
Как отмечает сам Юра, в Баку у него не было возможности ходить в футбольную школу – когда денег подчас не хватает даже на кусок хлеба, как-то не до спорта. А вот в Пасадене, что расположена рядом с Лос-Анджелесом, родители, которые в молодости активно занимались спортом на любительском уровне, тут же отправили сына в футбольную секцию.
С первых же занятий Юра проявил одно из своих главных качеств – огромную трудоспособность. Прожив ранние годы в очень тяжелых условиях и видя, как родители каторжно работают ради каждой лишней копейки, он просто не мог вести себя иначе. На любой тренировке, в любом матче Мовсисян в прямом смысле этого слова вкалывал, отдавая игре всего себя. Учитывая же то, что природа вовсе не обделила его талантом, а техничность вообще, создается впечатление, заложена у армянских футболистов где-то на генетическом уровне, Юра очень быстро начал выделяться среди своих сверстников и стал регулярно поражать ворота соперников.
Впрочем, все это еще ничего не значило. В США для того, чтобы по-настоящему проявить себя в соккере, нужно выступать за команду своего колледжа. Для нашего героя этот путь был во многом заказан, потому что средств на обучение в колледже у его семьи не было. Но тут Мовсисяну повезло – тренер, возглавлявший школьную команду, за которую выступал Юра, одновременно работал и с командой одного колледжа. И он до такой степени сумел рассмотреть потенциал своего подопечного, что решился пригласить его поиграть за колледж! Имя сего специалиста затерялось в истории, но если бы не он, российский и армянский футбол наверняка даже не узнали бы о том, что потеряли великолепного бомбардира.
Особенности развития игры миллионов в Штатах привели к множеству поистине уникальных организационных деталей. Один из них – так называемый MLSCombine, специальное селекционное мероприятие. Раз в год на одном из стадионов Флориды собираются главные тренеры команд американской лиги, футбольные специалисты и скауты. В течение четырех дней они наблюдают за матчами четырех команд, составленных из 50-60 игроков, отобранных в вузовских коллективах. Затем проводится голосование, и молодым футболистам, получившим несколько голосов от разных специалистов, предоставляется возможность быть приглашенными в один из клубов MLS. В большинстве случаев отбор проходит не более пяти человек. То есть шанс пробиться – минимальный. Для начала нужно вообще попасть на MLSCombine, а там счастливый билет вытаскивает лишь каждый десятый. Поистине — самый настоящий комбайн, перемалывающий практически всех, кто в нем оказывается. И можно только представить себе состояние юного Мовсисяна, когда он, не являясь даже полноценным футболистом команды колледжа, сумел избежать лезвий и оказался одним из счастливчиков!
Юру очень хотел видеть в своей команде Боб Брэдли, который выведет сборную США в 1/8 чемпионата мира 2010 года, а тогда возглавлявший футбольный клуб Чивас из Лос-Анджелеса, Мовсисян также желал оказаться в составе этой команды, дабы никуда не уезжать от дома. Но не срослось – в итоге его заполучил Канзас Сити…
Из варягов в греки
И начались, собственно, футбольные будни. Юра с ходу превратился в основного футболиста своей новой команды, отыграв в сезоне 2006/07 двадцать восемь поединков. Правда, результативностью наш герой при этом отнюдь не блистал, отличившись всего лишь пять раз, причем дебютным мячом за Канзас он отметился аж через полгода после перехода в стан Колдунов. Но если бы Мовсисян не приносил пользу команде, вряд ли бы тренеры доверяли ему место в стартовом составе, не так ли? Как и не обратил бы на него внимания Реал Солт-Лейк, значительно превосходивший по классу середнячков из Канзас Сити. Уже летом 2007-го Юра переехал в столицу зимней Олимпиады-2002, а спустя два года поднял над головой Кубок MLS– трофей, достающийся чемпиону США. К тому времени армянский нападающий давно был на ведущих ролях в Реале, чуть-чуть не дотянув в триумфальном сезоне до отметки в три десятка поединков и огорчив вратарей соперника восемь раз.
С такими результатами и показателями вполне можно было оставаться в Америке. Здесь Юра был востребован, здесь давно уже был его дом – чего еще желать? Но наш герой – совсем не такой человек, чтобы достичь определенного уровня комфорта и на том успокоиться. Он полон амбиций и ставит перед собой самые высокие цели. А чтобы добиться в футболе чего-то по-настоящему серьезного и заставить говорить о себе не только США, но и весь мир, нужно обязательно играть в Европе. Ну, или быть Неймаром. Мовсисян это прекрасно понимал, а потому спустя десять лет решился на возвращение в Старый Свет.
Европейские скауты давно заприметили талантливого форварда, так что проблем с количеством предложений у Юры не было. Он имел возможность оказаться в составе одного из лидеров чемпионатов Голландии или Бельгии, но в итоге выбрал скромный и малоизвестный датский Рандерс, о котором за пределами сей скандинавской державы слышали немногие. Возможно, такое решение Мовсисяна покажется странным, и на его месте многие, веря в свою звезду, действительно тут же побежали бы в какой-нибудь Брюгге или Фейенорд. Но жизнь научила нашего героя держать голову холодной, несмотря на кипящую кавказскую кровь. Он прекрасно понимал, что только в Рандерсе ему
практически гарантировано место в стартовом составе, а если придется сесть на скамейку запасных в более именитом клубом, можно на том покорение Европы и закончить.
В Дании Мовсисяну действительно удалось сразу же стать своим, и за год в составе своей новой команды он наиграл почти сорок матчей, отличившись в них более двадцати раз. Тогда же Юре довелось дебютировать в еврокубках – Рандерс, посредственно выступавший в местной Суперлиге, неожиданно получил пропуск в Лигу Европы по квоте фэйр-плей. Там датчанам удалось преодолеть два квалификационных барьера в лице люксембуржского Дюделанжа и словенской Горицы, после чего Кони (прозвище клуба Рандерс) в жесточайшей борьбе уступили дорогу швейцарской Лозанне. Но для Мовсисяна самым главным было то, что он не только ощутил вкус международных соревнований, но и в своих пяти еврокубковых поединках сумел вколотить пять голов!
Эти успехи армянского форварда, а также достаточно яркие выступления в составе сборной привлекли к нему внимание в более футбольных странах. Со своими предложениями в Данию прилетали из Эспаньола, Блэкберна и все того же Андерлехта, который уже пытался заполучить Мовсисяна. И вновь Юра избрал кажущийся парадоксальным путь, выбрав из всех вариантов внешне наименее привлекательный – российский Краснодар. Кубанскому клубу на тот момент было всего лишь три года от роду и он только-только забрался в Премьер-лигу, причем отнюдь не благодаря спортивным достижениям, а за счет отказа от участия в РФПЛ сразу нескольких команд. Правда, сам Мовсисян говорит, что дело тут в том, что краснодарцы были единственными, кто сразу же согласился выплатить требуемые Раннерсом 2,5 млн евро, но можно не сомневаться – если бы Юра захотел, то он настоял бы на переезде в Англию или Испанию. Однако наш герой не привык спешить и прыгать через ступеньки.
Самый лучший из армян
Можно было уже привыкнуть к тому, что герою этого повествования в каждой своей команде удавалось с ходу стать в доску своим. Видимо, такой у Мовсисяна склад характера, что ему совершенно не нужно время на адаптацию, привыкание к новым партнерам, идеям тренера, условиям проживания и т.д. Но в Краснодаре Юра превзошел даже самого себя – он выдал такой потрясающий дебютный сезон, что еще до начала голосования на официальном сайте клуба в конце 2011-го никто не сомневался в том, кого болельщики команды признают игроком года! В тридцати семи поединках долгого переходного чемпионата-2011/12 Мовсисян оставлял свой автограф на память голкиперам четырнадцать раз, не забывая при этом ассистировать партнерам. Во многом именно усилиями армянского нападающего Краснодару в своем первом сезоне на элитном уровне не пришлось бороться за выживание.
В этот период состоялось одно из важнейших событий в карьере нашего героя. Еще в конце ноября стала появляться информация о том, что армянский нападающий прошел медосмотр в Спартаке. Ее быстро опровергли, но слухи только нарастали, и вскоре оба клуба официально подтвердили трансфер. Мовсисян наконец-то решился на переход в топ-клуб (Реал Солт-Лейк оставим все-таки за скобками). Что ж, действительно пора – Юре уже двадцать пять, и пришло время подниматься на ступеньку выше.
Так что теперь уважаемых читателей уже ни удивляют те три мяча,
которые Мовсисян положил Тереку. Он ведь практически везде добивался успеха с первых матчей, так почему же в Спартаке должно быть иначе? И зная Юру, почему-то не возникает никаких сомнений в том, что скоро болельщикам красно-белых придется выбирать, кто же все-таки лучший из армян – легенда клуба Никита Симонян или улыбчивый форвард из-за океана.
Добро пожаловать домой, Юра!
Отдельная страница карьеры Мовсисяна – национальная сборная. По его собственному признанию, Юра долгое время с нетерпением ждал вызова в штатовскую дружину и особо не задумывался о других вариантах. Но когда предложение сыграть за команду США таки поступило, он вовсе не полетел туда на крыльях восторга. Более того, отказался выступать за нее вовсе! У Юры состоялся очень серьезный разговор с отцом, и они решили, что если нападающий и будет играть на этом уровне, то только в футболке сборной Армении. Можно себе представить, насколько тяжело это далось амбициозному Мовсисяну – вместе с американской командой вполне реально выступить за свою карьеру на двух-трех чемпионата мира, и, учитывая явный прогресс сборной США, отнюдь не безуспешно. Для армян же участие в мундиале или Евро пока что остается лишь сладкой мечтой. Однако Юра твердо заявляет, что он абсолютно счастлив, что принял такое решение, и в его словах сомневаться не приходится – достаточно пообщаться с представителями армянского народа, чтобы понять, насколько они дорожат своей национальной памятью и насколько гордятся своим происхождением.
Дебют в сборной Армении превратился для Мовсисяна в самый настоящий подарок на день рождения – 2 августа 2010-го он отпраздновал очередные именины, а уже спустя девять дней выходил на поле ереванского стадиона в товарищеском матче против Ирана (гости взяли верх со счетом 3:1). Армянские болельщики развесили на трибуне баннер со словами «Юра, добро пожаловать домой». И недаром – это был уникальный случай не только в истории местной сборной, но и в футболе в целом, ведь в те дни этнический армянин, дебютант своей национальной сборной впервые побывал в Армении! Но куда ж Юра Мовсисян — и без парадоксов?
Вскоре наш герой забил свой первый гол за сборную, отправив мяч в сетку македонских ворот и, как это с ним обычно бывает, мгновенно превратился в одного из основных футболистов команды. Так что Юра был полноценным участником отборочного турнира Евро-2012, который стал пока что самым ярким в истории сборной Армении – подопечные Вардана Минасяна до последнего сражались с Ирландией за вторую строчку, дававшую возможность сыграть в стыковых матчах, но все-таки уступили это право британцам. Ну а великолепную победу в Словакии со счетом 4:0 над недавним участником чемпионата мира однозначно можно считать лучшим матчем за всю историю армянской команды. В той встрече, несмотря на итоговый разгром словаков, все было отнюдь непросто, ведь еще на 56-й минуте на табло горели нули. Во многом дальнейший ход игры предопределил первый гол гостей, который забил Юра Мовсисян…
Герой сего повествования без колебаний отвечает на вопрос о главной футбольной мечте: пробиться со своей сборной на крупный турнир — его цель номер один. Что ж, шансы на поездку в Бразилию у сборной Армении есть. И для Юры это было бы очень символично – дебютировать вместе со своей национальной командой на чемпионате мира по ту сторону Атлантики…
Сергей Янков, специально для Football.ua
В материале использованы фото prospartak.info, mediamax.am и spartak.com