Беседа назрела. Болельщики Спартака возмущены турнирными потерями, требуют уважения к сосланным в дубль Егору Титову и Максиму Калиниченко, скандируют лозунги об отставке клубного руководства. Леонид Арнольдович обстоятельно ответил на злободневные вопросы, заверив: задачу выиграть в этом году чемпионат России, несмотря на потрясения и перестройку в составе, никто не отменял.
 
Федун в эти дни в Москве. Как говорят люди приближенные, находится в постоянном контакте с главным тренером Спартака Станиславом Черчесовым и генеральным директором Сергеем Шавло. Вот-вот решится судьба сосланных в дубль Титова, Калиниченко и Моцарта. Вот-вот в Спартак поступят новобранцы. Но первое слово Федуна – не о планах. К болельщикам обращается…
 
"КАРТ-БЛАНШ" НИКТО НЕ ПОЛУЧАЛ
 
— Хочу извиниться перед поклонниками Спартака за игру и результат в матче с ЦСКА, — начинает Федун. — Для многих болельщиков это поражение стало личной трагедией. Для меня, поверьте, тоже. Мы по всем статьям уступили принципиальному сопернику и продлили безвыигрышную серию в очных встречах. Этой серии уже больше семи лет.
 
Мне понятна реакция на неудачи. Она порой истеричная. Но руководство отличается от болельщиков тем, что не имеет права поддаваться эмоциям. Тем более — биться в истерике. Мы должны осознать происходящее и решить, как выбираться.
 
Менеджмент команды, безусловно, виноват. Он отвечает за результаты. По итогам прошлого сезона многие игроки переподписали контракты на улучшенных условиях. Это, возможно, было не совсем правильно. Кстати, Егор Титов не просил нового контракта, но по моей инициативе получил серьезное повышение зарплаты. Лучше от этого не стало. Другие игроки также снизили требовательность к себе.
 
Не стану скрывать, проблем у нас хватает. Та командная модель, которая была заложена в 2004—2005 годах, закончила свое существование, по большому счету не оправдав себя. Мы трижды завоевали серебро. Вот эти медали, – Федун показывает на стену, где висят трофеи. – И они едва ли греют мне душу.
 
Теперь перед нами стоит задача создать новую команду. Мы видим усиление и пополнение в выпускниках школы, работу которой я оцениваю как великолепную. Главный тренер видит свою задачу в том, чтобы подтягивать молодежь к основе. В матче с «Локомотивом» дебютировал Советкин. Парень приглянулся в матче дублеров, моментами переигрывая опытных Алдонина и Дуду.
 
— Один из интернет-сайтов распространил информацию, что после поражения от ЦСКА вы встретились с Шавло и Черчесовым и предоставили им карт-бланш на ближайшие два года. Правда ли это?
 
— Это "утка". Не было такой встречи. После матча с ЦСКА у меня был запланирован отъезд за границу, и планов я не менял. "Карт-бланшей" на продолжительность работы нет ни у кого. В том числе и у меня.
 
— Почему же Черчесов остался на своем посту после унизительного поражения?
 
— Было бы мазохизмом снимать очередного тренера. Мистика какая-то: Скала, Старков, Федотов покидали команду примерно на одной и той же стадии сезона. Я не хочу, чтобы Черчесов уходил, недоработав. Я верю в Станислава, в его потенциал, он останется главным тренером как минимум до конца чемпионата и будет строить новую команду. Черчесов – человек тертый. Никто его не перетрет: ни я, ни вы.
 
Все сразу у нас не получится. В то же время никто не снимал с руководства команды ранее поставленных задач. Посмотрим, сможет ли Черчесов выдержать удар. Сможет ли привести команду к золотым медалям. Думаю, в нашем чемпионате все возможно. Даже после двух чувствительных поражений Спартак остается в числе лидеров. Потому что очки теряют все. Разгромивший нас ЦСКА в одну калитку проиграл Москве. Нет у нас команды, которой бы удавалось доминировать в течение длительного времени. Оттого и чемпионат становится только интереснее.
 
"Я БЫ ОСТАВИЛ ТИТОВА В ЗАПАСЕ"
 
— Кто решит судьбу Титова, Калиниченко и Моцарта, переведенных в дубль?
 
— Главный тренер. Как только я вмешаюсь, Черчесов ответит: если хочешь все решать сам — иди и тренируй. Я могу обсуждать с главным тренером любые вопросы, связанные с командой, дискутировать, но последнее слово остается за ним. Например, в команде сейчас есть один игрок, против покупки которого я возражал. Но Черчесов настоял и теперь с ним работает.
 
— На Титове и Калиниченко поставлен крест?
 
— Крест на них может поставить только главный тренер. Титов знает: я сделал для него все, что мог. Егор получил хороший контракт, и зарплата на его счет поступает без малейших задержек. А теперь вспомним матч с армейцами. Титов играл против Мамаева и Дзагоева. И эти пацаны его порвали. Подсчитайте, сколько мы взяли очков с Титовым и без него. Эти подсчеты не в пользу Егора. Аналогичной оценки, если на то пошло, заслуживают и Калиниченко, и наш дорогостоящий Моцарт.
 
Мне как болельщику нравится Титов. Я его люблю и уважаю. Во времена передачи дел от Червиченко я потратил много сил, чтобы Титов остался в Спартаке.
 
Из этой троицы у меня меньше всего претензий к Максиму Калиниченко. Хотя бы потому, что Титов и Моцарт, получив новые контракты, стали хуже играть. А Калиниченко лишь недавно восстановился после травмы. Максим – очень хороший парень, и мне искренне жаль, что с ним все это произошло. Помечтаем: если бы в футболе были разрешены обратные замены, Калиниченко был бы достоин играть в Манчестер Юнайтед. Только Калиниченко умеет одним ударом решить исход матча, пусть даже у него в распоряжении одна—две минуты. Он бы мог выходить в составе МЮ, исполнять штрафные и приносить победы.
 
— Исторически сложилось, что кумиров спартаковских болельщиков буквально выбрасывают из команды. Возможно ли это искоренить?
 
— Возможно. Только для этого надо повторить путь Торпедо — вылететь в первую лигу. И играть там ветеранами. Красивая этика в профессиональном спорте неуместна. Здесь жестокие правила: либо ты побеждаешь, либо тебя. Либо ты умираешь на поле и добиваешься своего, либо тебя выносят с поля как мусор. Если сейчас вернуть в Спартак всех – от Тихонова до Аленичева, то мы не сможем ни за что бороться, разве что любителей бить. Вспомните, как в свое время Бесков убирал из команды Шавло и Гаврилова. Видно, у Спартака традиция такая...
 
— Черчесов советовался с вами, принимая решение в отношении Титова, Калиниченко и Моцарта?
 
— Нет. Я сам узнал об этом из прессы. Сразу же позвонил Черчесову. Он мне подтвердил: да, такое решение принято. Не стану вам пересказывать, что я ответил Черчесову. Могу лишь признаться, что Титова я бы не стал отправлять в дубль. Ради того, чтобы не ссориться с болельщиками, стоило оставить Егора в числе запасных. Черчесов на это ответил, что результат важнее, а команду необходимо взбодрить.
 
— Есть ли предложения по звездным дублерам?
 
— По Калиниченко, насколько знаю, скоро поступят. Другой информации пока нет.
 
НАШИМ ЛИДЕРОМ МОГ СТАТЬ СЕМШОВ
– После матча с ЦСКА мне показалось, что вы буквально рассвирепели…
 
– Да я чуть инфаркт не получил! Наблюдать, как армейская молодежь рвет наших ветеранов, было выше моих сил.
 
– Неужели в клубе не предвидели этого глобального провала?
 
– Состоялся у нас один разговор – еще перед началом сезона. Я предложил подумать: стоит ли продлевать контракты с опытными игроками, стоит ли их удерживать? Было предчувствие, что команда, завоевавшая три раза подряд серебряные медали, не сможет сделать шаг вперед, а в какой-то момент просто пойдет вниз. Я сказал: «Давайте принимать решение». Я мог дать год для создания новой команды. Год на внедрение молодежи. Я даже был готов снять традиционную задачу выигрыша чемпионата. Но руководители команды заверили меня: все нормально, будем бороться за золото. Вот и получили то, что получили. Могли принять решение в начале года, а приняли его сейчас.
 
– Выходит, ветераны Спартаку не нужны?
 
– Я хотел, чтобы Титов продолжал играть за Спартак. Но играть будут те, кто быстрее и агрессивнее. И еще соображение: не думаю, что Титов согласился бы с ролью Радимова, который все время сидит в запасе. Мне кажется, что в основе Радимов никогда больше не выйдет.
 
– От Шавло и Черчесова мы услышали любопытное объяснение неудач: в команде нет лидера.
 
– Увы, это так. А лидер нам очень нужен. Еще один наш принципиальный соперник Зенит имеет в своем составе Тимощука. Настоящий капитан, стержень. Вот кто делает результат! Все кругом говорят о заслугах Адвоката. Да, согласен, заслуги большие. Но без Тимощука Зенит не стал бы чемпионом. И вообще, Тимощук – лучший в Европе на своей позиции.
 
При всем доверии к Черчесову я остаюсь при своем мнении: в построении команды первичен подбор игроков. При всем величии Адвоката – не имей он Тимощука и Аршавина – прослыл бы у нас средним тренером. Окажись Тимощук в Спартаке, уже Черчесов стал бы великим. Но у нас, к сожалению, нет Тимощука. И это общая недоработка – и Черчесова, и Шавло, и всех служб. Я не знаю, кто в будущем станет лидером – Дзюба, Прудников или, лет эдак через пять, Советкин. Уверен в одном: мы не станем великой командой до тех пор, пока у нас не появится персона уровня Тимощука.
 
– Приходила ли мысль селекционерам Спартака приобрести украинца, когда он выступал за Шахтер?
 
– Уровень украинского чемпионата настолько отличается от нашего, что по достоинству оценить Тимощука было затруднительно. Когда Зенит сообщил о сделке, я отнесся к ней скептически. 20 миллионов – это колоссальная цифра, подобных трансферов у нас в футболе не было. Но эти деньги окупились! Тимощук оказался поистине бесценен.
 
– Кто бы мог стать лидером в Спартаке прямо сейчас?
 
– Мы рассчитывали на Семшова, готовы были его приобрести. Сделка была близка к совершению. Но Семшов остался в Динамо. К тому же у нас большая проблема в центральной зоне, глупо это скрывать.
 
– Какая позиция также требует усиления в преддверии Лиги чемпионов?
 
– Ищем центрального защитника. В обороне у нас тоже проблема; есть защитник, который в этом сезоне уже привез голов пять-шесть.
 

РАЗГОВОР С БОЛЕЛЬЩИКАМИ ЛУЧШЕ ОТЛОЖИТЬ
 
– Есть ощущение, что в вашей футбольной практике наступил самый тяжелый момент?
 
– Скорее он эмоционально неприятен. Есть возмущенные болельщики. Но с близкими не проще! Каждый день меня достает дочь: мол, что с командой? Теща, которой 80 лет, звонит по телефону и возмущается: «Когда же мы ЦСКА обыграем?». Она же на днях сказала: «Возраст-то подходит – я при жизни хочу победу над армейцами увидеть!».
 
Повторюсь, проигрыш ЦСКА стал для меня тяжелейшим ударом. Меня ведь заверили, что летние сборы прошли нормально, команда готова. А в результате – полная потеря концентрации в матче в Грозном, а затем этот провал с ЦСКА.
 
– Нет ли у вас желания с болельщиками пообщаться, услышать их мнение?
 
– Я читаю мнения болельщиков в Интернете. И что же я узнал? Много интересного. Я готов к диалогу, но желание появится тогда, когда будет что рассказать. О достижениях, к примеру. А достижений пока нет. Так что лучше повременить с беседой.
 
– Болельщики на матче с Локомотивом ругали не только вас, но и по "Лукойлу" прошлись. Как это было воспринято вами как вице-президентом этой компании?
 
– Ну, давайте теперь уберем из спонсоров наш логотип, давайте! Клуб многое потеряет. Я считаю так: когда женщина бьет посуду, это глупо, это эмоции, это нерационально. От меня истерики не дождетесь.
 
Хочу напомнить, как в начале прошлого сезона болельщики «Зенита» после поражений от Спартака ходили в противогазах, выражая таким образом свое отношение к руководству Газпрома. И что в итоге? Несмотря на проигрыши Спартаку, Зенит стал чемпионом, а затем Кубок УЕФА в Питер привез. Будем надеяться, и у нас успехи впереди.
 
– Когда слышите оскорбления и едкие послания с баннеров читаете о себе, не возникает желания просто встать и уйти?
 
– Это часть шоу. Оступаешься – и болельщики тебя мордой в грязь. Но ты должен встать, отряхнуться и пойти дальше. Если у нас получится, что задумано, болельщики будут очень благодарны.
 
– Один из акционеров Спартака, как говорят, собирается встретиться с активистами фан-объединения Фратрия и выслушать их претензии. Не составите компанию коллеге?
 
– Что я могу сказать? Если кто-то хочет такой встречи, то – пожалуйста.
 
– О потерях не сожалеете? Торбинский, Ребко…
 
– С Торбинским – песня отдельная. Он сам сделал свой выбор, и поделать мы ничего не смогли. Помните, я дал прогноз: Ребко в составе Рубина не закрепится. Так и вышло. Теперь Ребко в Москве. Может, Блохин теперь найдет в нем что-то выдающееся. Но готов утверждать, что наш Лугачев сильнее Ребко. И Советкин через год-два будет сильнее. Мы будем лучше молодых ребят двигать, чем вспоминать, кто ушел. Я посещаю матчи дублеров и считаю, что нынешнее поколение талантливое и перспективное как никогда. Поэтому я убеждаю наших менеджеров: покупать надо только в тех случаях, когда приобретаемые игроки на голову сильнее своих.
 
"ПОРА УСИЛИТЬ МЕДИЦИНСКИЙ ШТАБ"
 
– Если болельщики так переживают за команду, то вместо того, чтобы уходить со стадиона на десятой минуте, пошли бы все в церковь и по свечке поставили, – продолжает Федун.
 
– За здравие футболистов?
 
– Именно. Когда же эта эпидемия травм закончится? Три быстрых игрока просто исчезли из состава. Павленко, Майдана, Веллитон… И причин объективных нет. У Павленко проблемы возникли ни с того ни с сего, Майдана вдруг "порвался", как говорят, впервые. У Веллитона паховые кольца…
 
– Может, дело в подготовке? Знаю, не все игроки в восторге от работы тренера по физподготовке Берецки. В прошлом году вы сами подсчитали травмированных – 18 человек. В этом году травматизм не снизился.
 
– Как человек, близкий к медицине (многие мои родственники – врачи), утверждаю, что большинство травм в команде не связано с ошибками в подготовке. Большинство травм получено в матчах, в борьбе: переломы, разрывы ахиллов… О претензиях к тренерам, отвечающим за подготовку, говорить бы не стал. Согласитесь, в «физике» мы не проиграли «Локомотиву». Тем не менее я принял решение о скором укреплении нашей медицинской службы. Необходимо иметь более объективную информацию о здоровье футболистов.
 
"БИЛЕТЫ – НЕ ЗАБОТА ШАВЛО"
 
– Довольны ли вы работой Шавло?
 
– Я вижу ошибки менеджмента, но это внутренняя кухня. С ошибками мы разберемся.
 
– В курсе ли вы, что у игроков накопилось немало претензий к гендиректору?
 
– Неужели зарплата выплачивается не вовремя? Неужели есть задержка с поставкой формы? Мне кажется, претензии несостоятельны. Просто не все правильно представляют себе систему организации клуба и команды. Гендиректор отвечает за финансы, технику, транспорт. Однажды у нас автобус по пути на стадион сломался, но с кем не бывает…
 
– Владимир Быстров сказал, что Шавло мало что решает в клубе, даже дополнительных билетов достать не может.
 
– Гендиректор не обязан доставлять Володе билеты. Этим в клубе занимается другой человек. И если ответственный за билеты не справился со своей задачей, то Шавло его накажет.
 
"СТРОИТЕЛЬСТВО СТАДИОНА ЗАТЯГИВАЕТ ПОДРЯДЧИК"
 
– Один из лозунгов болельщиков: «Продай клуб». Прислушиваетесь к нему?
 
– Найдется ли дурак, который готов инвестировать в Спартак миллиард долларов? Есть ли такая госструктура, которая способна вложить такие деньги в развитие футбола? Сомневаюсь. Вкладывать деньги и чувствовать себя идиотом не каждый захочет. Ежегодно в клуб надо вкладывать около 50 миллионов долларов. Плюс стадион, который стоит 550 миллионов евро. Если человек принесет мне подписанный бизнес-план на десять лет и банковские гарантии о вложении данных средств, то я готов отдать ему команду бесплатно. Нарисуйте мне миллиард – и берите. Я готов дальше нести этот крест, но и этому есть предел.
 
– Правда, что Олег Дерипаска интересовался контрольным пакетом акций ФК Спартак?
 
– Дерипаска? Он и Кубань не мог довести до ума. А Абрамович уже занят.
 
– В прошлом году доходная часть бюджета Спартака составила 39 миллионов долларов. Что сулит год текущий?
 
– Если пробьемся в Лигу чемпионов, то будет за 40 миллионов.
 
– Почему затягивается строительство стадиона в Тушине? В чем заминка?
 
– Каждый день подрядчика долбаю. Есть одна фирма, руководителям которой я уже заявил: если вы не способны сроки соблюдать, то мы найдем других. Они клянутся, что все нормально. Объясняют: были очень заняты строительством вокзального комплекса в аэропорту Шереметьево. Так или иначе, вся документация есть, идет заключительная экспертиза по грунтам. Можно хоть сегодня поставить забор и изображать какие-то работы. Но тратить лишние деньги я не хочу. Если не в августе, то в сентябре строители выйдут на работу. Но это лето мы уже потеряли из-за подрядчика.
 
– Так когда ждать стадиона?
 
– Строительство займет 36 месяцев. А раз так – стадион появится в конце 2010 года. И, кстати, чем больше времени проходит, тем больше инфляция. Общая стоимость арены с 200 миллионов долларов взлетела до 550 миллионов, но уже в евро. Все подорожало.
 
"ПАВЛЮЧЕНКО ЗАСЛУЖИЛ КОНТРАКТ В ЕВРОПЕ"
 
– Реален ли интерес Тоттенхэма к Павлюченко?
 
– Есть несколько хороших предложений, и я не стану удерживать Павлюченко, если он проявит желание уехать. Роман достойно сыграл на Евро, так что интерес к нему логичен. Человек честно отпахал в Спартаке шесть сезонов и заслуживает хорошего контракта в солидном европейском клубе.
 
– Ковач переходит в Сампдорию?
 
– Четкое предложение от покупателей не сформулировано.
 
– Как отнеслись к его приемчику против болельщика, выбежавшего на поле в матче Локомотивом?
 
– Да я сам бы не сдержался и пинка бы отвесил! Как можно выбегать на поле, да тем более в решающий момент? Я понимаю Ковача – пауза в концовке дает возможность обороняющейся команде перевести дух, а атакующая в то же время утрачивает свой порыв. Но если убрать эмоции, то Ковача следовало бы наказать, он поступил непрофессионально. Хорошо, что он извинился через прессу. «Отметил» бы сотрудников службы охраны Локомотива. Они ничего не предпринимали, только смотрели. В Черкизове можно было выбежать на поле хоть с бутылкой и сделать что угодно.
 
– Остается ли Плетикоса?
 
– У него контракт со Спартаком, и он его исполняет. Говорите, уехать хочет? Скажу лишь, что силком удерживать никого не станем, иначе у футболиста начинается деградация.
 
– Хомич остается в Спартаке-Нальчике до зимы?
 
– Не знаю. Все может измениться в любой момент.