- Когда вы получили предложение от руководства Спартака?

- Первый контакт со мной был зимой этого года, в конце января - начале февраля. Однако на тот момент я не мог сорваться из Испании в Москву, поскольку имел определенные обязательства перед своими испанскими партнерами по бизнесу, а также по личным причинам. К тому же, насколько мне известно, у Шавло был действующий контракт с клубом.

С моей стороны было бы неэтично - идти работать в такой ситуации. Поэтому зимой ничего не произошло, но вопрос остался открытым. (Напомним, что теперь уже бывший гендиректор Спартака Сергей Шавло заявил вчера официальному сайту клуба, что неоднократно отказывался от продления контракта, поскольку принял твердое решение об уходе - Прим. spartak.com.).

- А когда все окончательно решилось?

- Буквально на днях.   

- С кем именно состоялся у вас решающий разговор?

- С Федуном. Наша встреча проходила за границей. Но говорить о каких-либо подробностях разговора я не буду. Это наше внутреннее дело.

- Многие видели вас в середине июля на матче Спартака с Локомотивом. Что вы делали тогда в Москве?

- Никаких переговоров по Спартаку я на тот момент не вел. Приезжал исключительно по своим рабочим делам. Может, кто-то и подумал, что я приехал на переговоры со Спартаком. Но уверяю вас: это было не так.

- Какое впечатление произвел на вас председатель совета директоров Спартака Леонид Федун?

- Впечатление человека, который хочет вернуть Спартак на самую вершину российского футбола. Видно, что Леонид Арнольдович неравнодушен к Спартаку, его сильно волнуют проблемы команды.

- Вы преуспевающий бизнесмен, живете в райском уголке Испании, а сейчас, образно говоря, лезете в самое пекло. Естественно, возникает вопрос: зачем лично вам это нужно?

- Для меня это новая цель в жизни, вершина, которую нужно преодолеть. При этом хочу подчеркнуть: я принял предложение именно от Спартака, а не от какого-то другого российского клуба. Это родной для меня клуб, который сделал из меня футболиста. Я не могу быть равнодушным к его проблемам.

Знаете, почему в 1994 году я уехал из Спартака играть в Европу? Не из-за денег. Финансовые условия в испанском клубе Реал Сосьедад были не ахти какие. Но мне было интересно попробовать себя в сильном западном чемпионате. Узнать ответ на вопрос: "Смогу ли я?" Так и сейчас со Спартаком. Для меня это новый вызов судьбе.

- То есть в другой российский клуб вы бы работать не пошли?

- Могу вам открыть небольшой секрет. Два года назад у меня было предложение от одного российского клуба, причем примерно на ту же должность, и я ответил отказом.

- Морально вы готовы к тому повышенному вниманию и давлению, которое всегда оказывалось и оказывается на Спартак как самую популярную команду нашей страны?

- Этот момент меня волнует меньше всего. В Спартаке давление было всегда. Когда играл в футбол, чувствовал это. Сейчас у меня будет много работы. И это нормально. Если бы ее было мало, меня бы, наверное, не пригласили. Поэтому больше всего меня волнует не психологическое давление, а конкретные проблемы и дела, их решение.
 
- Когда в начале прошлого года в Виго вы давали интервью Спорт-Экспрессу, вас спросили: Вам никогда не предлагали поработать тренером в России или Испании? Вы ответили: Нет. Но я всегда говорил, что пока не готов выслушать или рассмотреть подобные предложения… В ближайшие год–два я точно не буду работать в футболе. В настоящий момент сложно представить, что могло бы вернуть меня к этой деятельности. А там посмотрим. Что именно произошло, что вернуло вас к футбольной деятельности?

- Прошло полтора года - время, когда я отдохнул от футбола. Даже когда работал комментатором на испанском телевидении, принимал футбол не слишком близко к сердцу. Сейчас это время прошло. Я отдохнул, набрался новых жизненных сил. А футбол в любом футболисте никогда не умирает. Меня снова потянуло к нему. Тем более, повторю, что меня позвали не куда-нибудь, а в Спартак.

- Что будет с вашим бизнесом в Испании?

- Все бизнес-проекты с недвижимостью, в которых я принимаю участие, не нуждаются в моем постоянном присутствии. Переговорил со своими компаньонами. С их стороны все было встречено с пониманием. Бизнес не будет отвлекать меня от дел Спартака.

- А семья?

- Я говорил на эту тему с Леонидом Арнольдовичем. У меня в Виго остались дочки - Мария и Валерия. По мере возможностей буду их навещать.

- Что будет с вашими спортивными проектами - велосипедной командой Karpin Galicia и мужской волейбольной командой?

- Велосипедная команда пока осталась за мной. Я был ее президентом и предупредил правительство Галисии, что уезжаю из Испании в Москву. Теперь велосипедная команда должна искать другого спонсора и другого президента.

- А волейбольная?

- Она мне не принадлежала. Мы выступали в качестве титульного спонсора. И наши обязательства закончились в прошлом году.

- В финансовом плане вы независимый человек?

- Абсолютно. Зарплата гендиректора для меня далеко не на первом месте. Если бы была возможность перейти в другой клуб за бешеные деньги, вряд ли бы согласился.

- Каким образом в Испании вы следили за российским футболом?

- В основном по Интернету. Видел все матчи сборной России на чемпионате Европы, комментировал их. После Евро-2008 стал пристальнее следить за российским чемпионатом. Тем более что в Испании начали показывать его по одному из спутниковых телеканалов.

- Сколько матчей Спартака видели в этом году?

- Три. С ЦСКА, Локомотивом и Лучом.

- За игрой в Черкизове вы наблюдали воочию. Какое впечатление произвели на вас спартаковцы?

- Двоякое. Если говорить объективно, то до 72-й минуты Локомотив по игре превосходил Спартак. С другой стороны, наша команда не сдалась, боролась до конца, сравняла счет, а на последней секунде могла еще и выиграть.

- Что скажете про турнирное положение Спартака?

- На данный момент считаю его выгодным. Мы находимся в трех очках от лидера и на одно отстаем от двух команд, которые в следующем туре играют между собой. То есть в ближайшем туре мы теоретически можем сравняться с лидером и как минимум оказаться в тройке.

- И нужно прибавлять в игре?

- Естественно. Болельщики ждут от Спартака не только побед, но и красивой, истинно спартаковской игры.

- Ее можно вернуть? Некоторые аналитики утверждают, что она потеряла свою актуальность. Иными словами, устарела.

- Ничего подобного. Если бы Спартак показывал такую игру, как сборная Испании на последнем чемпионате Европы, болельщики были бы довольны. А я считаю, что испанская сборная играла в спартаковский футбол. И Барселона - тоже. И Сельта, когда за нее играли мы с Мостовым. Если Сельта могла играть на протяжении трех–четырех лет в этот футбол, то и Спартак должен вернуть свой стиль. Естественно, это будет нелегко. Потребуется время. Не один и не два дня. Но с профессиональным подходом к делу мы это, убежден, сможем сделать.

- Можете перечислить людей, которые знакомы вам по работе в Спартаке?

- Черчесов, Родионов, Стауче, Попов, Ледяхов, Хаджи, Жиляев, Васильков, Святкин, Зинченко, водитель Николай Дорошин… По-моему, никого не забыл.

- Знаете, что у Спартака хорошо функционирует школа и больше всего из клубов Премьер-Лиги своих воспитанников в основном составе?

- Конечно. Знаю, что и дубль последние два года выигрывал чемпионат и сейчас уверенно лидирует в турнире. А это лишнее свидетельство тому, что школа работает хорошо.

- Помните свой дебютный матч за Спартак?

- Конечно. Не знаю, помнят ли об этом остальные. Многие почему-то думают, что я дебютировал в 1990 году в Олимпийском в драматичном матче с ЦСКА, в котором мы победили - 5:4. На самом деле мой официальный дебют пришелся на поединок в Ереване. Там мы выиграли у Арарата - 3:1, я вышел на замену минут на пять. По-моему, один раз мяча коснулся.

А ЦСКА все вспоминают, потому что игра получилась очень яркая. Но я вас удивлю. Это один из немногих матчей в моей карьере, которые я практически не помню. Все прошло как в тумане. Помню только два своих прострела, которые закончились голами. Больше никаких деталей. Как до меня мяч дошел? От кого? И еще:  всю ночь после того матча не мог заснуть.

- Какой матч за Спартак в еврокубках - самый памятный для вас?

- Их было немало: обе игры против Наполи с Марадоной, поединок на Сантъяго Бернабеу с Реалом, обе встречи с Ливерпулем.

- Как отнеслись к жребию, который свел Спартак в Лиге чемпионов с киевским Динамо?

- Настороженно. С одной стороны, думаю, были команды, которые на бумаге смотрелись проще, нежели киевское Динамо.  С другой стороны, надо проходить этого соперника и выходить в групповой турнир Лиги чемпионов. Естественно, нынешний поединок вызывает огромный интерес у болельщиков всего постсоветского пространства.
 
- Каким вы видите будущее Спартака?

- Спартак - такой клуб, который должен быть чемпионом. Наши болельщики привыкли к первым местам, но, помимо этого, они всегда будут требовать красивой игры. Поэтому в идеале должно быть сочетание игры с результатом. Здесь могу провести параллель с мадридским Реалом.

Когда Королевский клуб победил в чемпионате Испании под руководством Фабио Капелло, игра команды не понравилась взыскательной мадридской публике, и на тренерском мостике произошли изменения. Это было сделано как раз для болельщиков, которые хотели от своих любимцев более содержательной игры. Вот и мы должны помнить об этом и приумножать армию спартаковских болельщиков не только в Москве, но и по всей стране.

- Напоследок пару личных вопросов. Когда последний раз вы играли в футбол?

- Недавно. В Валенсии проводился Кубок Европы среди ветеранов. В нашей команде были Дима Попов, Юра Никифоров, Игорь Ледяхов, Дима Аленичев, Дима Ананко, Дима Харин, Сергей Кирьяков… Можно сказать, сборная России 90-х. Дошли до финала, где не без помощи местного арбитра уступили хозяевам турнира - испанцам. Зато на послематчевом банкете нам все аплодировали стоя и кричали Вы - чемпионы!, а испанцев освистали.

- Вы всегда элегантны и подтянуты. Как вам удается держать себя в тонусе?

- Стараюсь регулярно поддерживать спортивную форму. Ежедневно занимаюсь пробежками - либо утром, либо вечером. В выходные играю с друзьями в футбол. Правда, не знаю, останется ли теперь для всего этого время. Сейчас главное для меня - Спартак.