И работают они в своих командах, что называется, без году неделя: 62-летний Семен Альтман лишь на прошлой неделе возглавил Луч, а Валерий Непомнящий только месяц работает с Томью. Накануне этой игры корреспондент Советского спорта позвонил Альтману. Выяснилось, что на Дальнем Востоке они уже встречались с Непомнящим – десять лет назад...

Первое интервью после назначения на пост главного тренера Луча Альтман дал корреспонденту Советского спорта в половине второго ночи по владивостокскому времени. Наверное, это было самое позднее интервью из всех, что дал 62-летний украинский специалист. А было их немало. В Одессе, где большую часть жизни провел Альтман, даже сборник его интервью выпустили. «Спросите у Альтмана» называется. Но теперь время для новых вопросов, на которые тренер часто тоже отвечает вопросом. Как это принято в Одессе…

– Как вам спится во Владивостоке, Семен Иосифович?


– А как может спаться, если время отличается от привычного для меня на 7–8 часов? Не очень. Вот меня и интересует то, как организм реагирует на постоянные перемены во времени. Это в первую очередь касается игроков. Я изучаю этот вопрос. Вы знаете, что такое десинхронизация? Ну, синхронность – это понятно: одновременность. А десинхронность – разновременность. Вот сейчас жду, когда мне принесут литературу по этому вопросу. Для Луча тема акклиматизации актуальна.

– Вы провели уже несколько тренировок с новой командой. В каком она состоянии?

– Вы видели игру с Зенитом (Луч проиграл 1:8. – Прим. ред.)? Думаю, вы и сами можете ответить на этот вопрос.

– Одесский юмор в этой ситуации вам бы наверняка пригодился. Шутка помогает поднять настроение игрокам?

– Шутка всегда помогает. У моего друга Виктора Прокопенко, царствие ему небесное, было много крылатых фраз. Кое-что у него перенял. Но сейчас как-то не до шуток.

– Раз вы согласились на работу во Владивостоке, значит, перелеты переносите нормально?

– Я, как одессит, отвечу вопросом на вопрос: а если даже ненормально, так что тогда?

– Я к тому говорю, что два года назад, будучи главным тренером одесского Черноморца, после перелета в Мариуполь вы почувствовали себя плохо…

– Но это никак не было связано с самолетом. Просто подвело здоровье. У меня был приступ панкреатита. В итоге из аэропорта меня забрала «скорая помощь» и на игре я, естественно, отсутствовал…

– Вы, кстати, как за здоровьем следите?


– Не курю, не пью, нормально питаюсь. Всегда вел здоровый образ жизни.

– А 54-летний Юрген Ребер, недавно возглавивший Сатурн, обгоняет во время кросса всех футболистов…


– И я по молодости с ребятами активно двигался. А сейчас… Сейчас стараюсь больше ходить. Мне уже за 60, но я не такой уж старый!

– Кстати, вы могли быть самым опытным тренером в премьер-лиге. Но недавно вашего ближайшего соперника – Томь – возглавил 65-летний Валерий Непомнящий.

– А что, в таком возрасте, как наш, не работают? Я тоже раньше думал, что до 60 лет доработаю и закончу. Вспоминал, как молодым смотрел на возрастных тренеров. Думаешь: ну что за дряхлый старик? Уже потом пришел к выводу, что дряхлым стариком можно быть и в 30 лет, а в 60 шагать в ногу с временем. Это доказывают и Непомнящий, и мой друг Бышовец, и Семин, который работает в Киеве. А Хиддинк? А Адвокат? Всем ведь за 60…

– Но вы с Валерием Кузьмичом все равно смелые люди. Один отправился в Сибирь, другой – на Дальний Восток. Это, согласитесь, не Киев и не Питер…

– Да, у меня был выбор. Хотел остаться на Украине. Но не сложилось (Альтман мог возглавить дебютанта украинской премьер-лиги Львов, который сейчас занимает последнее место. – Прим. ред.). Но о прилете во Владивосток не жалею, здесь появился шанс реализовать свои задумки.

– Вы с Непомнящим на Дальнем Востоке раньше не пересекались?


– Как же, пересекался! В Южной Корее дело было. Я помогал Бышовцу в олимпийской сборной этой страны (в 1994–1996 годах. – Прим. ред.), а Непомнящий тренировал Бучен (в 1994–1998 годах. – Прим. ред.). В то время мы встречались, общались. Я следил за его работой…

– Собачатину в тамошних краях кушали?

– Нет. Хотя подсунуть пытались. Бышовец спас. Он в этом деле лучше, чем я, разбирался. Дружим с ним много лет.

– Следили за его карьерой в Локомотиве?

– Конечно. Чего греха таить, он меня приглашал в Локомотив. Я очень хотел поработать с ним, однако по разным причинам не сложилось. Но в любом случае Бышовец свою квалификацию не уронил. Те негативные вещи, что я читал о нем… В общем, ни одному слову не верю.

– «Нет предела человеческой мерзости», – его слова. Анатолий Федорович тоже мастер крылатых выражений.

– Все так. Гадости, которые говорили о нем, могут делать только негодяи.

– Напоследок вновь вопрос о Владивостоке. Алексей Еременко-старший рассказывал, что после его отъезда из Союза в совсем не футбольную Финляндию все друзья удивлялись: зачем он подался в такие края? Вам за эти несколько дней наверняка довелось отвечать и не раз на подобные вопросы.

– Да нет, все нормально восприняли мой отъезд. Надеюсь, все сложится у меня удачно.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Семен АЛЬТМАН

Родился 21 апреля 1946 года в г. Чугуеве (Харьковская область).

Карьера игрока: Колхозник (Ровно, 1965), «Волынь» (Луцк, 1965–1966), Черноморец (Одесса, 1966–1972), Звезда (Тирасполь, 1973, 1975), «Локомотив» (Херсон, 1974).

Карьера тренера: Черноморец (Одесса, 1982–1988, 1991–1994, 2003–2007), Динамо (Москва, 1989–1991), олимпийская сборная Южной Кореи, ассистент (1994–1996), Зимбру (Кишинев, 1996–1999), Металлург (Донецк, 1999–2002), Ильичевец (2007), Луч-Энергия (Владивосток, с 2008-го). С 2003 по 2007 год являлся ассистентом главного тренера сборной Украины.

Достижения: заслуженный тренер Украины. Четвертьфиналист ЧМ 2006 года. Бронзовый призер чемпионата Украины (2001–2002, 2002–2003, 2005–2006), чемпион Молдавии (1997–1998, 1998–1999), серебряный призер чемпионата Молдавии (1996–1997), обладатель Кубка Молдавии (1996–1997, 1997–1998).