Но если уж Дик Адвокат соглашается на беседу, то шанс упускать нельзя.

- Дик, было уже немало желающих подвести итог сезону в исполнении Зенита. А вот на "плохое" и "хорошее" его еще никто не делил. Сделаете?


- Хорошее - очевидно. Мы завоевали три кубка (Суперкубок России, Кубок УЕФА и Суперкубок УЕФА. - Прим.), два из которых особенно ценны, и своей игрой заставили весь футбольный мир говорить о Зените. Минусы, давайте называть это так, спрятаны за блеском победных трофеев. Добившись успеха в еврокубках и на чемпионате континента, несколько игроков привлекли к себе внимание других клубов. С этого момента они уже не могли на все сто процентов концентрироваться на своей работе в Зените.

Были и другие негативные моменты - по окончании Евро нам предстояло сыграть за месяц восемь-девять матчей, а многие игроки уже не были такими свежими. Но даже если ты чувствуешь себя отлично, невозможно сыграть девять матчей за 30 дней, не потеряв очков. Невозможно! И еще один минус - нас преследовали травмы. Почти весь сезон лечился Ломбертс, которого я считаю, пожалуй, лучшим защитником премьер-лиги. Три месяца отсутствовал Погребняк. Похоже на оправдание, не правда ли?

- Возможно.

- Так все тренеры делают, - улыбается Адвокат. - Вот вам еще одно: весной мы сыграли потрясающий матч в Леверкузене, на прекрасном зеленом газоне обыграв при заполненном до отказа стадионе местный Байер. Уже через три дня Зенит играл в Ярославле - подмерзшая травка, совершенно другая атмосфера. Казалось бы, мелочь, но на футболистах такой перепад "окружающей среды" серьезно сказывается - на поле-то выходят живые люди, а не машины. При этом мы ведь обыграли на выезде Локомотив, сыграли вничью с ЦСКА, впервые при мне победили Спартак…

Свои чемпионские очки мы проиграли клубам из низов турнирной таблицы. Одни только Шинник с Нальчиком отобрали у нас целых десять очков! Прибавьте их нам в турнирной таблице, и что получится? Поэтому главный наш минус по итогам сезона - неумение сохранить концентрацию после еврокубков во внутреннем первенстве.

- Дик, каждый год история подписания вашего нового контракта с клубом превращается в некое шоу. Сначала вы колеблетесь, склоняясь в сторону того, чтобы не продлевать соглашения, но потом передумываете…

- Поверьте, меньше всего я хочу, чтобы это напоминало, как вы говорите, шоу. Я такой, какой я есть, - говорю, что думаю, и вовсе не ломаю комедий, чтобы выбить себе побольше денег. Мой контракт не стал больше ни на пенни. Просто у меня были сомнения, оставаться в Питере или уезжать

- Почему вы колебались?

- Я уже говорил, что для меня важно продолжать работу в следующем году с тем же составом, что собрался в Зените сейчас. Это во-первых. Во-вторых, мне нужно было обсудить все с женой. У меня были и предложения из других клубов Европы. Но я объяснил супруге, что если уеду сейчас, посреди европейского сезона, мне придется строить там клуб заново. А это в свою очередь отнимает очень много сил. Я уже не в том возрасте, чтобы с легкостью размениваться на такие предложения. В итоге она согласилась, чтобы я остался в Санкт-Петербурге еще на год.

- Какую роль в вашем решении остаться сыграл визит к премьер-министру Путину?

- Не скрою, визит к господину Путину несколько изменил мои чувства. Я очень уважаю этого человека, и то была большая честь поговорить с глазу на глаз с одним из мировых лидеров. У нас был очень интересный, содержательный разговор, который дал мне большой моральный толчок.

- То есть до встречи с премьер-министром вы были полны решимости покинуть Зенит?

- Господин Путин спросил меня, каковы мои ближайшие планы. Я ответил, что мне очень жаль это делать, но, по всей видимости, я покину клуб. Объяснил, что на то есть воля моей семьи. Потом разговор поменял тему, но в конце премьер-министр сказал: "Какое бы решение вы ни приняли, знайте, что я его уважаю". И тогда во мне что-то щелкнуло - если человек такого калибра говорит вам подобные вещи, это что-то да значит!

- В вашем контракте с Зенитом много пунктов?

- Нет. Он не меняется из года в год. Я уверен в своем контракте, и потому, когда дело доходит до подписи, я его даже почти не просматриваю.

- Неужели там даже нет пункта относительно количества дней, которые вы можете проводить на родине?

- Нет. Мне этот пункт не нужен. У меня достаточно опыта в вопросе подписания контрактов, чтобы я мог не уделять внимания подобным мелочам.

- Вы не считаете, что в этом смысле несколько несерьезно повел себя Аршавин, когда подписывал новый контракт с Зенитом? Андрей ведь мог настоять, чтобы в соглашении была прописана четкая сумма отступных.

- Я согласен, что это упущение с его стороны. Тимощук в этом плане оказался большим профессионалом, чем Аршавин. Мне очень досадно, что Андрей до этого не додумался. Сейчас бы не было всей этой истории с его отъездом - и сам Аршавин бы не мучился, и нам было бы проще.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что Андрей мне не нужен. Боже упаси! Тренеру Адвокату такой игрок архиважен - он же шестой среди лучших футболистов мира по версии France Football. Но по-человечески мне его очень жаль.

- Аршавин уедет этой зимой?


- Откуда я могу знать? Ведь дело не только в Зените, но и в потенциальных покупателях. Но, по-моему, уже очевидно, что Аршавин должен уехать. Андрей уже не может демонстрировать в Санкт-Петербурге тот футбол, на который способен, потому что мыслями давно в Европе. Я уверен, как только он окажется в европейском топ-клубе, он выйдет на новый уровень и будет играть даже еще лучше. Помяните мои слова.

- Кто еще из лидеров покинет Зенит?

- Все идет к тому, что Тимощук тоже переедет играть в Европу. Когда это случится, зимой или следующим летом, я вам сказать не могу. Надо подождать и посмотреть, что будет дальше.

- Вы разбирали с Тимощуком "мюнхенскую ситуацию"?

- Да. Анатолий сказал, что он не вел никаких переговоров. И я ему верю.

- Погребняк хочет перейти в другой клуб?

- Им интересуются в Европе, и Павлу такой интерес льстит. Но предложение, с одной стороны, должно устраивать руководство Зенита, с другой - должно быть адекватно статусу игрока. Я, если честно, все же надеюсь, что мы сможем удержать его в Зените.

- Зенит будет основательно усиливаться этой зимой?

- Для полноценной работы мне необходимо 22 футболиста. Зимой клуб могут покинуть Ли Хо, Горшков, Радимов и молодой левый защитник Хохлов. Если остальные останутся в Зените, много игроков покупать зимой не будем. В случае ухода Погребняка или Текке купим на их место другого форварда.

- Ваши умеренные аппетиты как-то связаны с мировым финансовым кризисом?


- Нет. Президент Дюков заявил, что сделает все, чтобы удержать бюджет клуба на будущий год в рамках прошлогоднего. Насколько я знаю, и система премиальных пересмотрена не будет.

- Покупка Семшова с вами согласовывалась?

- Игорь пока что не перешел в Зенит. К нему по-прежнему проявляет интерес и ряд других клубов. Но его появление в команде весьма логично. Как я уже сказал, из команды могут уйти три центральных полузащитника (Ли Хо, Радимов, Горшков), поэтому он нам просто необходим. Семшов - отличный игрок, провел блестящий сезон в Динамо, здорово выглядел на Евро. На его счет у меня нет никаких сомнений.