Ученик Марадоны, игрок, забивший более ста мячей в Серии А и полсотни в английской Премьер-лиге. Мастер штрафных ударов и тонких передач, фокусник, как называл его Клаудио Раньери. Джанфранко Дзола повесил бутсы на гвоздь в 2005 году, однако его трюки на футбольном поле до сих пор помнят преданные болельщики игры миллионов.
 
— Вот так сразу из известных футболистов, родившихся на Сардинии, можно назвать только тебя и Джиджи Риву. Насколько развита там культура футбола? И столкнулся ли ты с неприятностями, когда переходил из одной враждующей команды в другую?
 
— Во-первых, можно говорить не только о нас! Я могу помочь: Джанфранко Маттеоли, игравший за национальную сборную, Пьетро Паоло Вирдис – форвард, также привлекавшийся к матчам Скуадры Адзурры, Антонелло Куккуредду, выигравший множество скудетто с Ювентусом. Все они были большими игроками.
 
Что касается футбольной культуры, то она на Сардинии присутствует, между Кальяри и Торресом (вторая по популярности команда острова) имеется серьезное соперничество. Я играл за обе эти команды, сначала в Торресе, затем в Кальяри, но никаких проблем из-за этого у меня не было.
 
— В Наполи тебя приглашал Лучано Моджи – один из организаторов Кальчополи. Предлагал ли он тебе что-то, чтобы ускорить процесс переговоров? И какое твое мнение о скандале с договорными матчами?
 
— Он позвал меня в Серию А из третьего дивизиона, предоставил мне шанс играть рядом с Марадоной. Представьте себе это! Не думаю, что ему нужно было каким-то образом ускорять переговорный процесс. Более того, это я должен был ему что-то предложить взамен! Что касается скандала, это нанесло очень серьезный урон итальянскому футболу. Мы утратили доверие. Когда происходит нечто подобное, в дальнейшем приходится тяжело, шрам ведь остается. Итальянский футбол продолжает приходить в себя.
 
— Чему ты научился у Марадоны? Какую самую забавную историю ты можешь рассказать о нем?
 
— Мне очень повезло стать его партнером по команде, видеть его ежедневно на тренировочных занятиях. Что он вытворял! Он был и всегда будет уникумом. Вне игрового поля мне всегда нравилась его простота. Он не ставил себя выше команды, хотя и был самим Марадоной; звездной болезни не было и близко.
 
Если говорить о какой-то истории... Их было множество, но одна меня особенно смешит. Как-то мы играли против Пизы в кубке Италии, он настоял на том, чтобы я сыграл в футболке с 10-м номером, а сам взял себе 9-й. Ничего красивее я себе и представить не мог: Марадона отдал мне 10-й номер. Представьте мой шок и то, насколько возросла моя уверенность в собственных силах!
 
— Вы частенько устраивали соревнования с Марадоной, пробивая пенальти "нерабочей" ногой. Кто чаще побеждал? И как он реагировал, когда у тебя получалось лучше?
 
— Я хоть и пообещал ответить на все вопросы, но этот... Диего обидится! (смеется) Он не любил проигрывать, хотя правая нога у него была в полном порядке.
Ничего красивее я себе и представить не мог: Марадона отдал мне 10-й номер. Представьте мой шок и то, насколько возросла моя уверенность в собственных силах!
 
— Одно время за тобой было рекордное количество голов, забитых со штрафных. Кто в этом деле лучше: ты или Бекхэм? Или кто-то другой?
 
— О Господи! Сложный вопрос. Думаю, я был сильнее при ударах с близкой дистанции, а Дэвид – с дальней. Но был и тот, кто, скорее всего, был сильнее нас обоих – Синиша Михайлович. Он действительно мог забивать отовсюду, с любого расстояния.
 
— Почему ты ушел из Пармы, с которой ты завоевывал трофеи, и перебрался в Челси, которое  финишировало одиннадцатым в чемпионате?
 
— На тот момент у меня были кое-какие проблемы в Парме. У меня не шла игра, были определенные личные нерешенные вопросы. Поэтому, когда я получил предложение из Англии, я его и принял. К тому же я всегда хотел попробовать поиграть за рубежом, мне был нужен новый вызов. Благодаря Ди Маттео и Виалли я быстро адаптировался в новой стране, а когда уезжал оттуда, уже мог называть Англию своим домом.
 
— Что ты ощущал после удаления на ЧМ-1994, когда пробыл на поле всего несколько минут?
 
— Я думал только об арбитре. Не очень хорошо о нем думал. До сих пор помню, как его звали: Артуро Бризио Картер, мексиканец.
 
— То, что ты играл в Англии, как-то влияло на шансы попасть в сборную? К игрокам не из Серии А относились с предубеждением? И есть ли подобное сейчас?
 
— Тогда выступления за рубежом определенно не повышало шансы попасть в Скуадру Адзурру. Сейчас, как мне кажется, ситуация изменилась: все больше итальянцев уезжают в другие чемпионаты, главному тренеру приходится следить за их выступлениями, чтобы собирать сильнейших.
 
Тогда выступления за рубежом определенно не повышало шансы попасть в Скуадру Адзурру. Сейчас, как мне кажется, ситуация изменилась...
— После первого сезона в Челси ты был назван Футболистом года. В Англии играть в футбол было легче, чем сражаться с защитниками в Италии?
 
— Думаю, поначалу открытый английский футбол действительно помог мне, ведь мне прежде приходилось играть при плотной опеке в Серии А. В каком-то смысле это было облегчение: защитники в АПЛ были менее жесткими. Но теперь в Англии все поменялось: столько свободы и пространства у нападающих больше нет.
 
- Тот гол Норвичу "задней" ногой из-под себя – это была заготовка?
 
- Нет, мы это не практиковали на тренировках. Мы отрабатывали забегание на ближнюю штангу, поэтому я и совершал движение в эту зону в надежде пробить головой. Затем я понял, что мяч летит слишком низко даже для меня, поэтому пришлось импровизировать. Получилось.
 
- В Челси Джимми Флойд Хассельбанк выглядел раздраженным на поле, когда ты не отдавал ему передачу. В раздевалке он был таким же? К физической силе не прибегал?
 
- Ну, на поле Хассельбанк был недоволен всеми. Это происходило всегда. Постоянно придирался, ворчал. Но в раздевалке ему подобное не позволялось, иначе я бы разбил ему лицо! На самом же деле он всегда выкладывался по-максимуму, поэтому и требовал от партнеров такого же отношения.
 
- В английских пабах, насколько я знаю, проходят различные соревнования по количеству выпитого алкоголя. Какой твой рекорд?
 
- Хммм. Полторы пинты. И это было ого-го! Мне нравится пиво, но в маленьких дозах. Небольшой стаканчик и достаточно.
 
- Насколько изменились твои отношения с Джанлукой Виалли, когда он стал наставником Челси?
 
- Они действительно изменились и изменились существенно. Хотя это, в принципе, нормально, пусть и нелегко для восприятия. Здесь он еще твой партнер по команде, а здесь уже играющий тренер – такое происходит нечасто. Нужно рассуждать по-взрослому, чтобы понять подобное.
 
- В 2003 году болельщики Челси назвали тебя лучшим игроком в истории клуба. Как думаешь, чем заслужил подобное?
 
- Откровенно говоря, я до сих пор задаю себе этот вопрос! Это было невероятно: скорее всего, самая существенная награда и признание за всю мою карьеру. Это был очень эмоциональный момент.
 
- Назови сильнейшего защитника, против которого тебе доводилось играть?
 
- Франко Барези и Пьетро Верховод. После матчей, в которых приходилось с ними бороться, нужно было очень много льда и противовоспалительных средств.
На поле Хассельбанк был недоволен всеми. Постоянно придирался, ворчал. Но в раздевалке ему подобное не позволялось, иначе я бы разбил ему лицо!
 
- Жалеешь ли ты, что не удалось поиграть во времена правления клубом Романом Абрамовичем? Вписался бы в ту команду Моуриньо и смог бы сыграться с Дрогба?
 
- Я всегда только с улыбкой вспоминаю прошедшие годы и ни о чем не сожалею. Годы, проведенные в Челси, были очень важны для меня, и хотя я не выигрывал с ними чемпионский титул, мы показывали хорошие результаты. Я действительно доволен тем этапом своей жизни. Не знаю, как бы я прижился в той новой команде, но я всегда был убежден в том, что нет ничего сложного в адаптации к новой команде и новым партнерам. Поэтому и у Моуриньо в этом плане вряд ли был бы лишним.
 
- Будучи тренером, как ты себя ведешь, когда кем-то недоволен? Не могу представить, как ты кому-то "пихаешь"!
 
- Если я злюсь, тогда вполне могу. Поверьте мне: это не проблема. Но я также убежден, что для каждой проблемы имеется свое решение, поэтому, если есть лучший способ урегулировать вопрос по-тренерски, я склоняюсь именно к нему.
 
- Все в курсе, что ты являешься одним из милейших людей в футболе, но и за тобой наверняка были какие-то пакостные проделки. Воровал конфеты, будучи юным пареньком?
 
- Были вещи и похуже (смеется). Действительно, бывали разные случаи, поверьте, но я всегда старался их скрыть. К примеру, однажды я не попал в состав Челси и был отправлен смотреть матч на трибуну. Недовольство, само собой, присутствовало, я посмотрел первый тайм и уехал в перерыве. Так делать нельзя.
 
Интервью FourFourTwo
Перевод Василия Обараза, Football.ua
 
Профиль
Джанфранко Дзола
 
Дата рождения: 05.07.1966
Место рождения: Ольена, Сардиния, Италия
Амплуа: нападающий
 
Игровая карьера: Нуорезе (1984-87, 31 матч, 10 голов), Торрес (1987-89, 88 матчей, 21 гол), Наполи (1989-93, 105 матчей, 32 гола), Парма (1993-96, 102 матча, 49 голов), Челси (1996-03, 229 матчей, 59 голов), Кальяри (2003-05, 74 матча, 23 гола)
 
Международная карьера: сборная Италии (1991-97, 35 матчей, 8 голов)
 
Достижения: чемпион Италии (1990), обладатель Кубка УЕФа (1995), кубка Англии (1997, 2000), кубка английской лиги (1998), кубка обладателей кубков (1998), суперкубка УЕФА (1998)