Часть первая

Несмотря на успех Кальяри в сезоне 1968/69, вряд ли кто-то рассматривал Изолани в качестве серьезных претендентов на скудетто накануне нового чемпионата. Как, впрочем, и действующего чемпиона Фиорентину - специалисты прочили, что титул уедет либо в Милан, либо в Турин. Причем, в каждом городе было два реальных претендента. Именно они и расположились за спиной Кальяри, ставшего вторым - следом за командой Скопиньо шли Милан и Интер, а позади них Ювентус и Торино. Но специалисты были посрамлены - уже после третьего тура сардинцы захватили лидерство и больше с вершины таблицы не сходили. Впервые за десятки лет удалось нарушить гегемонию северных команд - скудетто уехало на далекий южный остров в лапы к "бандитам и пастухам".

Как уже упоминалось, летом Скопиньо принял решение отдать Интеру Роберто Бонинсенью - ярчайшего нападающего, которому, однако, было непросто играть в связке с Ривой. Оба были лидерам, прирожденными бомбардирами, примадоннами, и для каждого успешное выступление партнера говорило: "он  меня опередил, он лучше". Тренер прекрасно понимал, что для решения серьезных задач такой дуэт не годится - его команде нужно было полное взаимопонимание. Посему Бонинсенья ушел - взамен Скопиньо взял у Интера 28-летнего правого нападающего Анджело Доменгини, обладателя скудетто, игрока сборной Италии. Несмотря на богатый послужной список, переезд из Милана на Сардинию абсолютно не сказался на самолюбии Доменгини - он был из тех, кто не гнался за индивидуальными трофеями. Форвард, идеально подходивший под тактику Скопиньо и оправдавший ставку Манило на все 100%. Анджело не понадобилось много времени, чтобы найти взаимопонимание с бразильцем Нене и Ривой - уже во втором туре чемпионата, в матче с Виченцой Доменгини открыл счет своим голам за россо-блу. Всего в чемпионском сезоне он отличился 8 раз, став вторым снайпером команды после обладателя титула капоканноньере Луиджи Ривы.

Поединок пятой джорнаты против Фиорентины ознаменовался судейским скандалом и стал отправной точкой для успешного вояжа островитян за чемпионским титулом. Арбитр Ло Белло на 21-й минуте назначил довольно спорный пенальти в ворота обладателя скудетто - Рива его реализовал. Потом Ло Белло еще и не засчитал гол Фиалок, который, по мнению многих, был забит по правилам. Пришлось рефери покидать стадион в сопровождении полицейских - тифози Фиорентины были настроены очень серьезно. А вот болельщиков Кальяри такое судейство Ло Белло нисколько не расстроило, ведь их команда обошла Скуадру Виолу и стала первой. Как оказалось, до самого финиша.

Уже в следующем туре в Кальяри прибыл Интер парагвайца Эриберто Эрреры. Уже на седьмой минуте Суарес вывел нерадзурри вперед, но во втором тайме Нене забил в ответ.  Вничью завершилась и встреча с Юве, но тут уже в роли уступающих выступили туринцы. За минуту до финального свистка Куккуредду (уроженец Сардинии, к слову) сравнял счет - а вперед хозяев вывел все тот же Доменгини. Первое поражение Изолани потерпели в 12-м туре - матч на Сицилии закончился с минимальным преимуществом Палермо 1:0, а Манило Скопиньо получил небывалую дисквалификацию. Тренера отстранили на пять месяцев за оскорбление лайнсмена. Приговор Дисциплинарного комитета так и не удалось оспорить, потому в роли главного тренера остаток чемпионата пришлось выступать помощнику Скопиньо - Конти.

Домашняя ничья с Миланом 1:1 (снова забил Рива) предшествовала последней игре первого тура. На родной Амсикоре островитяне праздновали победу со счетом 2:0 над Торино, тем самым обеспечив себе звание зимних чемпионов Италии! Кальяри на три пункта опередил Интер, Ювентус и Фиорентину. Как писали апеннинские СМИ, прорыв южной команды стал толчком к единению всего населения Сардинии – даже пастухи с самых дальних и труднодоступных пастбищ спускались на выходные на стадион, чтобы посетить очередной матч "символа возрождения юга". Ходит легенда, что Мезина, известный криминальный авторитет, много лет находившийся в розыске, в сопровождении своей охраны иногда появлялся на Амсикоре, дабы поддержать любимый коллектив. Небольшой сардинский стадион в тот сезон стал олицетворением веры, уверенности, энтузиазма.

Решающей битвой второго круга чемпионата можно назвать матч в Турине против Юве. Незадолго до него, в 21-м туре Бонинсенья расписался в воротах бывшей команды, и принес Интеру победу над Кальяри, тем самым позволив Ювентусу подобраться к команде Скопиньо на расстояние одного очка. Правда, уже в следующем туре нерадзурри отобрали пункты и у Старой Синьоры, так что к очному противостоянию команды подошли с разрывом в одну победу (которая "стоила" тогда два очка). Судить игру, трансляцию которой по радио собралась слушать вся Сардиния, снова выпало Ло Белло - тому самому арбитру, который работал на победном для Кальяри матче с Фиорентиной. И снова не обошлось без его неоднозначных действий.

Страсти начали зашкаливать на 29-й минуте, когда Никколаи поразил свои ворота, головой скинув мяч за шиворот Альбертози. Но на перерыв команды ушли все же при ничейном счете - после подачи углового в исполнении Нене фантастический удар удался... кому бы вы думали? Конечно, Риве. На 66-й минуте слово взял рефери - он назначил очень спорный 11-метровый в ворота гостей. Альбертози героически справился с ударом Халлера, но Ло Белло такое развитие событий не устраивало. Он дал указание перебить пенальти и с трудом избежал "физического контакта" с некоторыми особо эмоциональными игроками Кальяри. На сей раз к мячу подошел Анастази и вывел вперед туринцев. Но не все потеряно - за восемь минут до финального свистка Риву сбили в штрафной Ювентуса, и Ло Белло, как ни странно, не молчит. Рива сравнял счет, сохранив отрыв в два очка. Последнее серьезное препятствие на пути к чемпионству преодолено стараниями Луиджи Ривы. Тифози команды не остались в долгу - он соорудили деревянную статую героя и совершили с ней парад по центру Кальяри.

Rombo di Tuono


А ведь мог великолепный форвард и не оказаться на Сардинии. Юного таланта Леньяно просматривал Интер, однако, тамошние боссы решили, что на серьезном уровне парень не заиграет. Обращалась по поводу продажи Болонья, но сумма, которую потребовали руководители Лиловых, спугнула Фелсинеи.  Ну как можно платить такие деньги за худющего футболиста, который абсолютно беспомощен, если мяч идет под правую ногу, да к тому же постоянно покидает острие атаки, чтобы помочь защитникам? Это уже не говоря о том, что футбол для Ривы был всего лишь хобби - он успевал еще и работать автомехаником!

Но у Андреа Аррики, отправившегося лично посмотреть на парня, не возникло никаких сомнений. Когда Рива на скорости ушел от защитников и мощно с левой пальнул в угол ворот соперника, его судьба была решена. Триста миллионов лир пополнили бюджет Леньяно, а Кальяри на долгие годы получил великолепного снайпера. Дебютировал Rombo di Tuono («раскат грома» - таким прозвищем наградили Луиджи) в сезоне 1963/64, когда Изолани выступали еще в Серии В, забил три гола в первых трех матчах, и пошло-поехало... Карьера Джиджи прервалась из-за серьезной травмы - в 32 года он порвал связки, и так и не смог вернуться в большой футбол. Изолани Рива посвятил 14 лет своей жизни, так и не соблазнившись на предложения топ-клубов.

"Футбол дал мне шанс четыре раза посетить аудиенцию с президентом Италии и получить все возможные награды, - говорит Рива, которому в прошлом году исполнилось 65 лет. - Футбол позволил мне жить той жизнью, о которой я мечтал. Я становился лучшим бомбардиром чемпионата, выигрывал первенство Европы, играл в финале мундиаля. Именно об этом я мечтал с самого детства. В девять лет я потерял отца, в 16 остался без матери... Очень благодарен футболу, что смог стать тем, кем стал - я говорю не про спорт, а про то, каким человеком я вырос".



Рикки и Нене

Но неверно думать, будто чемпионский Кальяри держался только на феноменально результативном Риве. Несомненно, он был лидером команды и завершал большинство ее атак, но ведь эти атаки тоже кто-то организовывал, да и игра сардинцев в защите была поставлена на самом высоком уровне. Особняком тут стоят две персоны - голкипер Энрико Альбертози и бразильский полузащитник Нене. Пожалуй, именно на них и стоит остановиться подробнее.

Альбертози приехал на Сардинию в ранге вратаря сборной Италии - он защищал ворота Скуадры Адзурры на ЧМ-1966 в Англии. Да, именно он стоял в рамке, когда сборная позорно уступила Северной Корее и не смогла выйти из группы... Место в основе, понятное дело, было надолго потеряно, и на Евро-1968 Альбертози был уже дублером Дино Дзоффа. Сразу после окончания турнира он покинул Фиорентину, в составе которой провел 10 лет, и перебрался в Кальяри - будто специально для того, чтобы стать свидетелем исторического чемпионства Фиалок. Но звездный час Энрико был впереди.

Сезон 1969/70 вошел в историю не только тем, что Кальяри взял скудетто. Альбертози за весь чемпионат пропустил всего 11 голов, установив великий рекорд. Причем, дважды ворота Кальяри поражали одноклубники портьере (Доменгини и Никколаи), а еще один гол он пропустил с пенальти! Ясное дело, такая игра стража ворот не могла остаться незамеченной тренерами сборной, и те сменили гнев на милость. Рикки (прозвище Альбертози) отстоял ЧМ-1970 в Мексике в ранге первого номера и дошел со сборной до финала, уступив там бразильцам. Что касается Кальяри, то, как и многие лидеры, вскоре после скудетто кипер покинул команду, став игроком Милана.

Бразильца Нене привезли в Италию скауты туринского Ювентуса.  Начинал атакующий полузащитник в Сантосе, бок о бок со старшим на год Пеле. Тот в свои 17 лет уже был Королем, Нене же только начинал путь в большом футболе. По словам самого футболиста, Пеле очень помог ему, помог поверить в себя, помог преодолеть статус "дублера звезды" и зарекомендовать себя как самодостаточного исполнителя. Нене прогрессировал, и после товарищеского матча с Ювентусом Джампьеро Бониперти вышел на боссов Сантоса с предложением о трансфере.

На Апеннины Нене приехал в 21 год и в дебютном сезоне за бьянко-нери забил 11 голов. Казалось бы, показатель отличный, но руководство Старой  Синьоры он не устроил. Дело в том, что Нене использовали на позиции центрфорварда, по сути, им заменили таранного форварда Джона Чарльза, который вернулся в Лидс. Сам же бразилец хотел играть ближе к центру поля, а не завершать атаки. "Жаль, что в Ювентусе не захотели ждать, не захотели присмотреться ко мне, они желали, чтобы я стал лидером всего за год, а, когда я только начал привыкать к особенностям итальянского футбола, продали меня", - делится воспоминаниями Нене.

Нене оказался в Кальяри. "Кое-кто говорил в мою сторону - провал. Но я так не думал, просто тому Ювентусу я не был нужен, - говорит бразилец. - А на Сардинии меня встретил тренер Сильвестри и сказал - помни, что ты бразилец, что ты играл с самим Пеле, и просто делай то, что умеешь". За Изолани Нене выступал 12 лет - он стал одним из тех игроков, которые навсегда вошли в историю клуба, лидером Кальяри чемпионского образца.

Триумф и падение

Официальное чемпионство сардинцы оформили в 28-м туре - за две недели до финиша чемпионата. На Амсикоре были обыграны Петухи из Бари. 2:0. Забивал, конечно, Рива, второй гол добавил Гори. Скопиньо праздновал победу на обычной трибуне, рядом с тифози, ведь срок его дисквалификации еще не истек. Затем была ничья с Миланом и праздник в Турине - в последнем матче первенства подопечные Манило в пух и прах разбили Торино со счетом 4:0. В финальной таблице Кальяри на четыре очка опередил Интер, на семь Ювентус и на девять Милан. Шесть футболистов нового чемпиона получили вызов на чемпионат мира в Мексику - лучший снайпер Рива, вратарь Альбертози, а также Чера, Гори, Доменгини и Никколаи. По поводу последнего, автора автогола в матче с Юве, метко выразился Философ: "Я ждал от жизни, чего угодно, но только не того, что увижу Никколаи на мундиале!"

Как это часто бывает, сказка оказалась недолгой. Несколько сезонов после скудетто Кальяри еще занимал места в первой десятке, но потом Риву замучили травмы, а в 1976 году он и вовсе заявил, что прощается с футболом. Совпало это грустное событие с вылетом Изолани в Серию В...

Егор Лукьянов, специально для Calcio dello Stivale