Лавры родины футбола англичанам, возможно, приписывать не стоит, однако их вклад меньшим не становится: видоизменив игру – из питекантропной до почти современного вида, — они заразили ею все континенты. И даже сегодня в Аргентине легко найти следы, которые ведут  к ее английским истокам. Достаточно взглянуть на названия многих ее клубов, чтобы все понять.
 
"Сумасшедшим домом" называли аборигены штаб-квартиру крикетного клуба в Буэнос-Айресе, который был основан торговцем шерсти из Йоркшира Томасом Хоггом. Чужеродным для Южной Америки видом спорта здесь развлекались еще солдаты во время сорокапятидневной оккупации в 1806 году, а затем сменившие их купцы вполне мирными способами, наверное, не желая ничего большего, чем просто немного заглушить тоску по родине, насадили здешней культуре элементы своей.
 
Футбол же на территории Аргентины впервые был обнаружен газетой La Razon в 1840 году. Журналисты подглядели времяпровождения британских моряков, и им показалась странной эта игра, где "нужно было бегать за шаром". Сыновья торговца шерстью Хогга – Томас и Джеймс – унаследовали от отца любовь к британским играм, а вклад в их развитие в Аргентине внесли еще больший. В мае 1867-го они, призвав желающих, основали Футбольный клуб Буэнос-Айреса (сообщество по интересам, а не футбольную команду), и уже чуть более чем через месяц был сыгран первый футбольный матч, в котором "красные" разгромили "белых" 4:0.
 
"Это лучшее времяпровождение, самый простое и дешевое для среднего класса и народа", — воодушевленно молвит Томас. Вот только в 1874 году почему-то все члены клуба единогласно перейдут в регби. Но процесс покорения сердец футболом был уже запущен, и остановить его было невозможно.
 
Первенство старости
 
Самый старый из ныне здравствующих аргентинских клубов – Кильмес – тоже чисто английское детище. Говорят, в стране тогда проживало 30 тысяч британцев – англичан, шотландцев и ирландцев – и когда-нибудь их игры с мячом, не находившие пока понимания у местных креолов, должны были вылиться в создание серьезного футбольного клуба. В ноябре 1887 года Джозеф Томас Стевенсон основал Кильмес Роверс Атлетик. Фотергил, Пенман, Фрэнсис, Такер, Уилсон, Моффат, Лэймонт, Мьюр, Бомонт, Морган, Клодвелл – так звучит состав первой команды, все англичане.
 
Первенство "старости" у Кильмеса оспаривает Химнасия и Эсгрима Ла-Плата, но ее аргумент, что она появилась на полгода раньше Кильмес Роверс, не прокатит. Просто со дня основания в ней культивировались только гимнастика и фехтование, что отображено в названии, а футбол с другими видами спорта прибавились позже. Ведь тогда можно апеллировать к Quilmes and Polo Club, где занимались соответствующим видом спорта и даже в футбол немного поигрывали, вплоть до превращения в Кильмес Роверс. 
 
Слова "Роверс Атлетик" через десять лет в названии заменят на "Крикет", однако XX век из-за тотального превосходства футбола в популярности клуб встретит с нейтральным названием Кильмес Атлетик. И хотя больших успехов на футбольном поле в XIXвеке Кильмес не добился, его авторитет был очень силен.
 
Отец аргентинского футбола
 
Одним из полумиллиона эмигрантов, прибывших на новые земли в поисках соблазнительных перспектив в период с 1880-го по 1882-й, был шотландец Александер Уотсон-Хаттон, и именно он привез резиновые мячи, которые революционно сменили каучуковые. Приплыл он с определенной целью создать Английскую среднюю школу в Буэнос-Айресе, и в 1884 году она открыла свои двери. Футбольные поля для парней и теннисные корты для девушек были некой ее особенностью.
 
Уж не думал, не гадал Уотсон-Хаттон, перебираясь из Глазго в Байрес, что через много лет, наверное, навечно история запомнит его "отцом аргентинского футбола". Разумеется, не за школу с футбольными полями ему приписали такие почести, хотя благодаря им как раз таки заметно вырос интерес к этому виду спорта среди студентов. В 1893 году Уотсон-Хаттон, которого к тому времени переименуют из Александера в Алехандро, вместе с единомышленниками основал организацию под названием Argentine Association Football League. После "ребрединга" спустя десять лет она получит известное нам аббревиатурное название AFA – орган, который и ныне руководит футболом Серебряной страны.
 
Идея создания организующей и контролирующей ассоциации, конечно, не признак гениального озарения. Разные умы она посещала и раньше, а за два года до того сильная попытка была предпринята  под началом Фрэнка Вули, но что-то в этой затее не понравилось Кильмес Роверс и Ломасу, другому авторитетному клубу того времени, и миссия провалилась, успев провести только один чемпионат. Уотсон-Хаттону с грандами договориться удалось, и Кильмес вместе Каледонианс, Шотландской школой Сент-Эндрюс, выигравшей неполноценный чемпионат 1881-го, Английской средней школой, клубами Ломас и Флорас стали со-основателями пока еще не AFA, а AAFL, и сам Отец уселся в кресло президента.
 
Диктатура Ломаса
 
Итак, год прошел без футбола. В чемпионате-1893 участие приняло пять клубов – все со-основатели, кроме по какой-то причине выпавшего Олд Каледонианс (вице-чемпионы 1891-го), и на его месте внезапно обнаружены Buenos Aires al Rosario Railway. Но неурядицы продолжались – только Ломас и Флорес прошли дистанцию до конца, а остальные три клуба снялись по ходу – в том числе и Кильмес, и Английская средняя школа, к которой непосредственно причастен Уотсон-Хаттон, свой пост президента ассоциации не оставлявший, — и были отстранены от участия в следующем сезоне. В 1895-м оба вернулись в чемпионат, чтобы синхронно провалиться и теперь уже по спортивному принципу лишиться права участвовать. Железнодорожники столицы и Росарио вернулись только четыре года спустя под названием Бельграно Атлетик, который возник после слияния с Бельграно АК.
 
Среди участников образовалась сильная текучка – многие появлялись, исчезали, иногда возвращались, — их количество тоже часто менялось – было и пять команд в лиге, и шесть, и семь, а заканчивали XIX век и начинали XX вчетвером. Стабильным было только доминирование одной команды – Ломас Атлетик, клуб из провинции Байреса, загребал под себя практически все титулы. Лишь в 1896 году победили земляки с названием Ломас Академи, невесть откуда взявшиеся, выигравшие чемпионат и сразу исчезнувшие. Возникший в 1897-м благодаря вливанию игроков из Английской средней школы Ланус Атлетик (предшественник ныне известного клуба) сразу смог навязать нешуточную борьбу атлетическому Ломасу, также как и на следующий год Лобос, но оба оппонента гранда, набирав с ним одинаковое количество очков, оступались в дополнительных встречах.
 
Чемпионства Бельграно Атлетик и Английской средней школы в двух последних сезонах уходящего столетия раз и навсегда прекратили гегемонию Ломаса. В первых годах нового века клуб вел жизнь середнячка, лишь раз едва не ухватившись за чемпионский титул. В 1909-м он закончит чемпионат на последнем месте и уйдет из футбола навсегда. Вся дальнейшая история Ломаса связана с регби.
 
Бум рождаемости
 
Все гранды аргентинского футбола родом из первой декады XX столетия.
 
Путем слияния клубов Санта-Роса и Ла Росасалес в районе Ла Бока (!) возник Ривер Плейт. Затем он, ненадолго переселившись в Саранди, вернется в Буэнос-Айрес в район Нуньес и станет командой для зажиточных людей. Таким же путем через два года в Авельянеде был зачат Расинг – компромисс к слиянию нашли ФК Барракас аль Суд и Колорадос Унидос.
 
Обратным процессом, процессом отделения от клуба Маипу Банфилд (никакой прямой связи с хорошо известным ныне Банфилдом), возник главный соперник Расинга – Индепендьенте. Принято считать, что это первый футбольный клуб, основанный аргентинцами, но название, переводящееся как "независимый", никакого националистического подтекста, может это и удивит кого-то, не имеет. Независимый от Маипу Банфилд, только и всего…
 
Бесхозной Ла Бока, сердце Буэнос-Айреса, не осталась благодаря клубу, который всю историю носит ее имя. Бока Хуниорс основали 3 апреля  1905 года подростки, дети итальянских эмигрантов из Генуи. Назвать клуб они решили не только в честь баррио, но и в честь себя, выбрав английское слово Juniors, юниоры. Потому правильно употреблять "Жуниорс", а не "Хуниорс", как у нас принято. Кроме того, о корнях создателей не забывают и по сей день благодаря прозвищу Xeneize(Генуэзцы).
 
В том же году группа футбольных фанатов Химнасии из-за ущемления в клубе их любимого вида спорта совершит демарш и создаст в Ла-Плате второй клуб – так возник Эстудиантес. (Еще с 1904 года в аргентинской элите будет выступать клуб с таким названием; однако это лишь столичный тезка легендарных лаплатцев, хоть и основанный раньше, но ничего существенного не добившийся, и почти всю историю будет скитаться по низшим дивизионам, где и сейчас живет.)
 
Сан-Лоренсо  получил право на жизнь 1 апреля 1908 года, а назвали его в честь священника Лоренсо Массы, позволившего команде играть на своей собственной площадке. Сан-Лоренсо – Святой Лоренсо.
 
Пустая болтовня между тремя подростками вылилась в большую идею, а та в свою очередь стала основой для появления Велес Сарсфилд. Дальмасио Велес-Сарсфилд – это аргентинский политик и юрист, написавший Гражданский кодекс, основы которого в стране действуют и сегодня. В честь этого выдающегося деятеля была названа железнодорожная станция (нынче она называется Флореста), а уже в честь нее – великий клуб, родившийся в первый день 1910 года.
 
Великий Алумни
 
Но пока все исторические акулы из низших дивизионов выгрызали себе путь к футбольному Олимпу, балом правили другие.
 
Пост президента AAFL Уотсон-Хаттон занимал недолго – всего лишь три года и ушел в 1897-м, — но футбол он не бросил и взялся доводить до ума свое самое первое детище на аргентинской земле – Английскую среднюю школу Буэнос-Айреса, ее футбольное направление. Этой команды долго не было среди участников, но возвращение получилось триумфальным – с первой попытки в 1900-м был выигран чемпионат.
 
Вот только новое руководство AAFL, несмотря на победу школьников, считало неэтичным, когда эти самые школьники соревнуются со спортсменами. Правда, не понять, кого именно считали спортсменами, если официальным профессионализмом еще и не пахло. Но поскольку новые условия компромиссов не терпели, то пришлось пойти у них на поводу и переименоваться в Alumni Athletic Club – в честь существовавшей (и существующей) в Соединенных штатах Alumni assotiation, организация такая для выпускников.
 
Первый свой сезон новый старый клуб провел триумфально. Чемпионство Алумни оформил за два матча до финиша, не имея в своем активе ни потерянного очка, ни пропущенного гола. Потом один гол все-таки пропустил, но очков так и не потерял. И это еще не все: в то время разыгрывалась так называемая Копа Компетенсия – турнир между аргентинскими и уругвайскими клубами. В 1901 году и его выиграл Алумни – почин с золотого дубля!
 
Через год история была близка к повторению. С минимальными потерями был вновь выигран чемпионат, но Копа Компетенсия после третьего финала (первые два победителя не определили) забрал себе Росарио Атлетик (нет, не родственник Росарио Сентраль). Впрочем, в 1903-м был взят реванш – чемпионат, несмотря на одно поражение, опять пройден ровно и в финале Компетенсия месть состоялась.
 
Алумни будто бы правил в аргентинском футболе трехлетками. После трех подряд чемпионств обязательно наступал "провал" в виде второго места в 1904-м и 1908-м годах и обязательно причиной становился Бельграно Атлетик, в тех годах и побеждавший. В период 1909-1911 была очередная триумфальная трехлетка. И на этом конец. Словно чемпион по боксу, Алумни, выиграв все, что было можно и помногу раз, навсегда ушел…
 
Причина смерти естественна. В клубе принципиально играли только выпускники Английской школы, а поскольку деньги они за свою спортивную деятельность не получали или получали копейки, так как средства от продажи билетов шли в первую очередь на благотворительность, то просто пришел тот час, когда большинству игрокам футбол надоел. Заменить их было некем, так как родник, откуда черпались кадры, пересох. Уйдет и больше не вернется в футбол Уотсон-Хаттон. Окончательное решение о роспуске команды принималось без Отца 24 апреля 1913 года. Алумни ушел с авансцены 10-кратным чемпионом Аргентины. История его так и запомнит: первый великий аргентинский клуб XXвека.
 
Дальше историю творили знакомые нам имена. В 1912-м чемпионом, наконец-то, станет Кильмес, затем начнется шестилетнее доминирование Расинга, до завершения любительской эпохи шесть раз станет чемпионом Бока Хуниорс, четырежды Уракан, по разу турнир выиграют Сан-Лоренсо и лаплатская Химнасия.
 
Профессиональная эпоха начнется в 1931-м. И это уже совсем другая история.
 
Евгений Блажко, специально для Другого футбола