Имеет собственный сайт в интернете и персонального пресс-атташе. При этом в общении - ни тени заносчивости. А на поле - настоящий трудяга, который в каждом эпизоде отрабатывает до конца.
 
Наверное, поэтому настороженность, с которой встретил Петербург рекордный для российского футбола 20-миллионный трансфер Тимощука, быстро сменилась симпатией к игроку. И когда летом "Шахтер" пожелал вернуть своего капитана, предложив на пару миллионов больше, "Зенит" ответил категорическим отказом.
 
- Назад в Донецк вас приглашал Ринат Ахметов?
 
- Нет, с президентом "Шахтера" на эту тему не общался. Разговор был с людьми из его окружения и Луческу. Но развития история не получила.
 
- Рискну предположить, что вас это не сильно огорчило. Прав?

- Вот если б руководство "Зенита" сказало, что готово продать Тимощука, это означало бы, что команде я не слишком нужен. Тогда, как говорится, были бы возможны варианты. Зачем обременять кого-то своим присутствием? Но раз клуб не горит желанием со мной расставаться, буду дальше ему помогать. К тому же в Питере меня все устраивает.
 
- К чему после Донецка было сложнее всего привыкнуть?
 
- База тут совсем другого уровня, поля. Весной газон в Удельной был в ужасном состоянии. Ни травинки, сплошная грязь. Чтобы потренироваться в нормальных условиях, приходилось ездить в город - в школу "Смены" или еще куда-то. В России на старте сезона у многих команд с полями беда. На Украине такого нет.

- Но вы ведь застали в "Шахтере" еще и старую базу, которой до нынешнего дворца было далеко?

- Да, особенно запомнилось, как в середине 90-х там почему-то регулярно возникали перебои с электричеством. В семь вечера свет отключат - что делать в темноте? Спать рано, кухня не работает. И мы устраивали на улице профсоюзные посиделки.
 
- В смысле?
 
- Яремченко давал команду: "Молодежь, а ну-ка быстренько организуйте ужин". И мы разводили костер, пекли картошку. Так и коротали время перед играми. Сейчас в это, конечно, поверить трудно.
 
- Смогли бы навсегда остаться в Петербурге?

- Запросто. Местный климат похож на тот, что в Луцке, откуда мы с женой Надей родом. Там тоже много болот, высокая влажность. Потому чувствую себя здесь как дома. А вот в Донецке в последние годы у меня началась аллергия на пыльцу амброзии.
 
- Дик Адвокат не скрывает, что за полтора года так и не выбрался в Эрмитаж. А вы там побывали?
 
- Конечно. Мне небезразлична история города, в котором живу, хочется узнать его получше. Я не раз был и в Эрмитаже, и в Екатерининском дворце, и в Петергофе. От таких экскурсий получаешь огромное удовольствие.
 
- Один российский тренер считался мастером нестандартных установок. "Пас должен быть тоньше презерватива", - объяснял он команде. На вашем пути встречались такие острословы?

 
- Такие - нет. Хотя Кварцяный в "Волыни" тоже был большим оригиналом. На установке показывал, как следует выполнять подкаты. Разбежится - и бу-бух ногами в стену! Орал порой так, что уши закладывало. Сумки, бутылки с водой у него нередко по раздевалке летали.

- В сборной Украины вам довелось поработать с Валерием Лобановским. Какую его фразу вспоминаете чаще всего?
 
- Отложилась в памяти наша первая встреча, когда мне предстоял дебют в сборной. "Не жалеешь, что в свое время отказался от перехода в киевское "Динамо"? - спросил Лобановский. "Нет. В "Шахтере" я востребован, из него, как видите, и в сборную попал".
 
- А он что?
 
- "Наверное, действительно ты сделал правильный выбор", - ответил Лобановский после паузы. Был еще случай. Как-то несколько футболистов, не задействованных в матче сборной, решил он отправить в "Динамо-2" на товарищескую игру с киевским "Арсеналом". Поднялся я в номер к Лобановскому и сказал: "Я - игрок "Шахтера". И в форме "Динамо" на поле никогда не выйду. Вот в футболке сборной - пожалуйста, могу сыграть".
 
- Большого вы мужества человек, если отважились Лобановскому заявить такое.
 
- Для меня это было делом принципа. Раз я в расположении сборной, с какой стати должен играть в футболке другого клуба? Тем более когда между "Динамо" и "Шахтером" такое противостояние.
 
- Не боялись, что после этого вам вообще будет закрыта дорога в сборную?
 
- Все могло быть. "Смотри, это твое решение", - буркнул Лобановский. А через пару дней сборной предстоял отборочный матч в Северной Ирландии. Лобановский вызвал к себе: "Ты пропустил важнейший этап подготовки. Я все-таки включу тебя в состав, но за свою игру будешь отвечать сам". - "Согласен". После матча ко мне претензий не было.
 
- Полгода, проведенные в "Шахтере" под руководством Анатолия Бышовца, чем запомнились?
 
- При нем многое изменилось. Завел библиотеку на базе, организовал курсы английского для молодежи. На деньги, которые скопились со штрафов игроков, велел велосипеды купить.
 
- Зачем?
 
- Кататься вокруг базы. Полезно для здоровья. Для меня эти полгода запомнились еще и тем, что при Бышовце сменил шесть или семь позиций. Разве что в ворота меня не ставил!
 
- Вы были на похоронах Виктора Прокопенко?
 
- Мы хотели с Надей отдать дань памяти человеку, с которым столько лет общались, но, к сожалению, не получилось. Умер он 18 августа. 19-го у нас был календарный матч с "Томью", а хоронили Прокопенко на следующий день. 20-го утром мы вылетели в Киев. Ближайший рейс на Одессу был в два часа дня, а панихида заканчивалась в час. Успевали только в ресторан на поминки. В итоге послали венок от нашей семьи.

- Баскетбольный тренер "Юты" Джерри Слоун в прошлом сезоне запретил Андрею Кириленко читать перед матчами книги - дескать, это мешает настраиваться на игру. А вам что-нибудь тренеры запрещали?
 
- Да, в карты играть. Особенно Блохин почему-то их на дух не переносит.

- Обращал внимание, что футболисты перед выходом на поле часто нюхают ватку, пропитанную нашатырным спиртом. Зачем?
 
- Чтоб взбодриться. Помогает.
 
- Вы тоже нюхаете эту гадость?
 
- Обязательно. За несколько минут до стартового свистка. Для меня это уже нечто вроде традиции. Могу и ладошками себя по лицу похлопать - чтобы завестись.
 
- А зачем вы уже лет десять под игровую футболку одну и ту же майку надеваете?
 
- Тоже традиция. Пусть надо мной все смеются, майка уже на ладан дышит, протерлась до дыр в некоторых местах. Но пока окончательно не порвется, буду играть в ней и в клубе, и в сборной.
 
- Что в ней особенного?
 
- Да обычная хлопчатобумажная майка. Впервые в "Шахтере" ее надел - и мы выиграли один матч, второй. После чего она стала талисманом. То же самое и с капитанской повязкой цветов немецкого флага, которую мне подарил помощник Луческу - Спиридон. Ему, в свою очередь, она досталась от Маттеуса. Но теперь надеваю ее под зенитовскую. Так с двумя повязками и играю.
 
- Правда, что тренеры вас ни разу не штрафовали?
 
- Правда. А за что меня штрафовать? Я профессионал. Режим не нарушаю, лишнего веса сроду не было. Никуда не опаздываю, мобильный выключаю вовремя...

- "Знаю лишь одного футболиста, который никогда не курил и не брал в рот даже пива, - это Тимощук", - сказал мне пять лет назад Максим Калиниченко. С той поры ничего не изменилось?
 
- Абсолютно.
 
- Когда играть закончите, "развяжете"?

- Не исключено. Но запои мне, разумеется, не грозят.
 
- А как все это сочетается с коллекционированием вина? Неужели не хочется попробовать?
 
- Пока - не хочется. Иной раз друзья уговаривают - ну пригуби хоть чуть-чуть. "Зачем уговариваете? - отвечаю. - Вы же знаете мои принципы".
 
- Большая у вас коллекция?

- Бутылок 160 - 170. И зарубежные, и наши, массандровские, вина 30-х годов прошлого века. Хранится все в специальном шкафу, где поддерживается определенная температура. Из Донецка перевозить его не стал, поэтому уже год коллекция не пополняется.
 
- Кого из игроков считаете лучшим знатоком вина?
 
- Андрея Гусина. Он не коллекционирует вино, но разбирается в нем очень хорошо. Говорят, и Сергей Семак знает толк в вине. Даже курсы сомелье окончил.
 
- Другое ваше хобби - бонсай. Чего вдруг?

 
- Всегда нравились маленькие декоративные деревья. Вот и купил парочку. Ухаживал за ними, поливал, опрыскивал водой. Когда уехал на сборы, смотреть за бонсаем стало некому. Жена-то тоже на месте не сидит. У нее бизнес - мебельные магазины, глянцевый журнал. У бонсая листья осыпались - и умер... Впрочем, единственное серьезное увлечение, которому посвящаю много времени, - иконы. Читаю массу специальной литературы на эту тему.
 
- Некоторые иконы обладают чудотворной силой. У вас такие есть?
 
- Бывают иконы, которые мироточат или благоухают. Сложно понять, с чем это связано. Она может сотни лет никак себя не проявлять, а потом вдруг начать "плакать". Мироточаших икон у меня нет. Есть благоухающие. Все подряд иконы я не покупаю. Если предлагают какую-то, должен ее почувствовать, чтобы что-то в душе шевельнулось.
 
- Ваша самая любимая икона?
 
     - Между коллекционерами практикуется обмен иконами. Тебе приносят одну - значит, надо предложить что-то взамен. Но я смотрю на свои иконы - и понимаю, что ни с одной не могу расстаться. Каждая по-своему дорога. Поэтому никогда не меняюсь, просто покупаю.
 
- Большая у вас коллекция?
 
- Около ста икон.
 
 - Самая древняя?
 
- Есть иконы начала ХVI века.
 
- Где они хранятся?
 
- В специальных банковских ячейках и киотах, где поддерживается идеальный микроклимат. Все под надежной охраной. Через год хочу организовать выставку и издать каталог.

- Сколько лет вы женаты?
 
- Семь. А вместе мы уже одиннадцать. Живем с Надей в полной гармонии.
 
- Вы познакомились с ней в 17 лет в маршрутном такси. Интересно, когда в последний раз на маршрутке ездили?
 
- Неделю назад.
 
- Как вас туда занесло?
 
- Машина, которую предоставил "Зенит", сейчас в ремонте. Временно выделили микроавтобус с водителем, но пользуюсь им не всегда. А тут мотался в городе по делам, начал такси ловить - никто не останавливается. И вдруг тормозит маршрутка. Сел да поехал. За 16 рублей.
 
- Узнали вас?
 
- Нет. И слава богу.
 
- Многие футболисты в последнее время снимаются в кино. Вам не предлагали?

- Было недавно предложение, но я отказался. Ко мне как раз приехали родители, было не до кино. А в Донецке, помню, снимался для "Шахтера" в рекламном ролике. Делал его американский режиссер, который был помощником Кэмерона в фильме "Титаник". Правда, клип так и не вышел на экраны.
 
- Почему?
 
- Я уехал в "Зенит". И ролик пришлось переделывать. Вместо меня там сняли Лешу Белика. Сейчас этот клип постоянно крутят в Донецке.
 
- Кстати, о "Титанике". Слышал, вы большой любитель морских круизов на огромных судах. И что, никаких страхов?
 
- Нет, конечно. Сейчас такие технологии, что даже в 7-балльный шторм ни малейшего дискомфорта не ощущаешь. Я никогда не стремился к пассивному отдыху. А тут каждый день - в новой стране. Первый раз съездить в круиз по Америке предложила жена.

Где-то вычитала про самый большой корабль в мире. Длина - 250 метров, высота - с 14-этажный дом. Там есть все, что пожелаешь, - театр, каток, поле для гольфа, баскетбольная и футбольная площадки. Чтобы не затеряться, специальные рации приходится покупать.
 
- Сколько же лет надо играть, чтобы позволить себе такой отдых?
 
- Поверьте, это не так уж дорого. Если заранее заказать билеты, путевка на 10 дней обойдется примерно в три тысячи долларов. Номера 5-звездные, "все включено". Примерно то же самое, что на Мальдивах или в Эмиратах.
 
- В Эмиратах вы вроде квартиру собирались покупать. Купили?
 
- Нет. Бюрократическая волокита помешала.

- Однажды вы сказали: "В какой бы стране мира ни купил дом, над ним обязательно будет развеваться украинский флаг". Над вашим питерским коттеджем - развевается?
 
- Пока нет. Вот флагшток построю - тогда и будет флаг.