Современным футболом руководит каста людей с чувствами Наполеона.
Хулио Грондона, Reuters
21 липня 2012, 16:34
Утопическую цель захватить мир заменила мания денежной наживы, но они все еще видят себя в образе реформаторов, пытаются что-то поменять, лишь бы оставить свой след в истории, не задумываясь о необходимости этих самых перемен. Хулио Грондона типичный руководитель такого толка - не зря же он еще и вице-президент ФИФА.
Через тринадцать дней стартует новый чемпионат Аргентины с новым форматом. Сезон, как и прежде, будет состоять из двух разных полноценных турниров, но у них будет общий чемпион, которым станет либо победитель Торнео Инисиаль (вместо Апертуры) и Торнео Финаль (вместо Клаусуры), если оба выиграет один и тот же клуб, либо он определится в «золотом матче» между победителями этих двух фаз.
Когда стало понятно, что Риверу по силам вернуться в первый дивизион и самому, все забыли о поразительной и постижимой только грондоновскому уму идее впустить в Примеру четыре десятка команд. Но сущность реформатора не давала дону Хулио покоя.
У коротких турниров с двумя чемпионами за сезон мог быть только один существенный недостаток - чемпион вроде бы как не совсем полноценен, раз звание он добывает за 19 туров, а не за условные 38. Но это проблемы тех, кто так считает, от непривычки к южноамериканским традициям и привычки к европейским. На деле Аргентина имела незатянутый, динамичный, интригующий чемпионат с небольшим количеством проходных матчей, а та самая, еще больше обсуждаемая система средних величин вместо желания заработать на сливе ненужных игр вселяла страх быть наказанным судьбой через год-два.
Понять, какими резонами руководствовались аргентинские футбольные начальники, не представляется возможным. Что может дать "реформа", где все остается так, как и раньше, а меняется лишь количество чемпионов?
Она сделает чемпионат более коммерчески успешным? Нет, с чего бы - тут лишь вопрос профессионализма в марк
етинге. Даже удивительно, ФИФА за времена Авеланжа и Блаттера в этой-то области достигла фантастических успехов, а Грондона, постоянно находившийся где-то рядышком, не смог или не захотел раскрутить собственный чемпионат, который обладает фантастическим потенциалом.
Может, она просто сделает чемпионат более привлекательным, зрелищным? Тоже в новинке не видно факторов, которые могли бы сие обеспечить.
Уменьшение количества чемпионов свежим воздухом овеет аргентинский футбол?
Ладно, если бы чемпионат действительно, как и везде в Европе, длился бы весь сезон и был бы единым целым. Как показывает бразильский пример, в Южной Америке такая формула вполне применима - интрига до последнего тура на всех полюсах турнирной таблице в Бразилейроне живее живых. Допустим, длинная и изнурительная дистанция придает ценность триумфу.
Но что предлагает именно этот новый аргентинский вариант?
Он же дает возможность выиграть Торнео Инисиаль, отбыть номер в Финаль в угоду, к примеру, Копа Либертадорес, который будет проходить параллельно, но потом выиграть «золотой матч» и стать чемпионом. Так где здесь плюсы, где повышение ценности? Обесценивание, да и только. Парадоксальная ситуация могла произойти в минувшем сезоне, когда Тигре мог стать чемпионом и вылететь заодно, но будет куда хуже, если чемпионом станет команда, занявшая в одной из фаз последнее место! А ведь такой расклад событий более вероятен, чем то, что чуть не произошло с Тигре.
Или все стоило затевать ради «золотого матча», который действительно будет вызывать сильный ажиотаж не только внутри страны, но и во всем футбольном мире тоже? Нет, дополнительно одна ажиотажная игра - слишком маленькая компенсация к огромным минусам.
Тем более что «золотой матч» и так был предусмотрен регламентом - конечно, при равенстве очков. Пускай и прибегать к нему приходилось отнюдь не каждый раз.
Быть может, клубы будут менее охотно продавать футболистов, когда лето (у нас зима) будет перерывом посреди одного целого чемпионата, а не между двумя разными, не связанными ничем? Да, это может стать плюсом. Но снова не равноценным минусам, так как январская трансферная активность и так была весьма низкой из-за небольшой активности в этот период со стороны европейских клубов, а дополнительным сдерживающим фактором был предстоящий Копа Либертадорес.
Система средних величин, к счастью, сохранилась, ведь в случае ее отмены коррупция могла просто захлестнуть и смыть все хорошее, чего много в аргентинском чемпионате, но и здесь чиновники ее зачем-то решили покромсать. Теперь обмен между лигами четкий "три на три". Ради чего понадобилось убивать переходные матчи, которые дарили неповторимую драму и интригу? Где так хорошо можно увидеть ту грань, определяющую не просто судьбу команд, но и судьбы человеческие? Посмотрите
видео стыкового матча между Чакаритой Хуниорс и Нуэво Чикаго и убедитесь в этом - разница между дивизионами по условиям жизни (в Аргентине особенно между вторым и третьим) покуда бывает просто колоссальной.
Анализируя все это, убеждаешься, что движимым фактором к этим реформам стало ни что иное, а просто маниакальное стремление Хулио Грондоны к реформам. Перемены ради перемен. Чем еще себя развлечь на старости лет...
Евгений Блажко, Football.ua