Англичан не удивить игрой в футбол на Рождество и Новый год. Более того, это одна из самых нерушимых тамошних традиций, которая утверждает, что хорошего футбола не должно быть мало, если есть много праздничных дней. Не все же время сидеть за праздничным столом, периодически полезно выходить на свежий воздух. Потому большие праздники в Англии не повод отменять футбола, а как раз наоборот.

Каждый из нас, кто начинал интересоваться английским футболом, примерно в середине сезона обязательно сталкивался с матчами в таинственный Boxing Day. Теперь-то любой из нас прекрасно знает, что это День подарков, который отмечается в Англии 26 декабря. И в этот день обязательно играют в футбол – тоже ведь своего рода подарок. Сегодня Boxing Day открывает, так сказать, праздничную футбольную программу, ведь традиция играть в футбол именно в Рождественский день, 25 декабря, уже давно отошла в прошлое.

Самый первый матч на Рождество в Англии сыграли во втором сезоне Футбольной Лиги, 1889/90 (в матче Кубка ранее случались матчи только в День подарков). Чемпион первого сезона Престон Норт Энд упрочил свои позиции и в новом чемпионате, обыграв Астон Виллу со счетом 3:2..

В последний раз больше половины матчей тура в Футбольной Лиге состоялось на Рождество 1957 года. Тогда в первом, втором и двух группах третьего дивизиона было сыграно 38 из 46-ти матчей. Команды старались развлечь публику, как могли, но больше остальных преуспели: в первом дивизионе –  Челси и Портсмут, забившие на двоих 11 мячей (7:4), Шеффилд Уэнсдей и Престон (4:4); во втором – Суонси и Бристоль Роверс (6:4), Лейтон Ориент и Ротерхэм (6:2); в третьем – Брэдфорд Парк Авеню и Саутпорт (3:5), Мансфилд Таун и Брэдфорд Сити (5:2). Ни один из матчей не завершился нулевой ничьей.

Однако с тех пор количество футбольных матчей непосредственно в Рождественский день стремительно уменьшалось, и последними, кто сыграл на Рождество, были Блэкпул и Бристоль Роверс. 25 декабря 1965 года в присутствии 20 851 зрителя они подарили зрелищный матч, принесший победу Блэкпулу со счетом 4:2.

Футбол на Рождество действительно превращался в праздник для всех его участников. Вот как запомнился поход на стадион в 1948 году тогда девятилетнему болельщику Шеффилд Юнайтед: «Матч начинался утром, и так как в связи с праздником трамваи не ходили, нам с отцом пришлось засветло выйти из дома, чтобы успеть на Брамолл Лейн. Едва мы оказались на стадионе, стало понятно, что это не рядовой поединок, чувствовалась особенная атмосфера – по крайней мере, так все это казалось мне, девятилетнему. Оркестр играл рождественские песни, а многие болельщики доставали свои рождественские подарки: новые шарфы и перчатки, чувствовался дурманящий запах ароматических сигар. По рядам гуляли фляжки, к которым по очереди прикладывался каждый взрослый болельщик – в этот день на стадион особенно приятно было прийти в компании».

Из-за того что Рождество было выходным днем для многих работников общественного транспорта, обычно 25 декабря игрались матчи между географическими соседями. Не всегда это были принципиальные дерби, но при составлении календаря старались на Рождество назначить поединки расположенных по соседству команд. Но не всегда это удавалось. Например, в 1954 году Портсмут вынужден был отправиться на игру в Блэкпул, а это 500 миль или 800 км!

Через день эти же команды сыграли друг с другом уже в Портсмуте, и тот матч стал дебютом для прославленного защитника Блэкпула Джимми Армфилда. За 17-летнюю карьеру он сыграл 627 матчей за Блэкпул, но самый первый поединок запомнился ему особенно. «На следующий день после домашнего матча на Рождество, который завершился боевой ничьей 2:2, мы автобусом выехали в Престон. Там пересели на поезд до Лондона, переночевали в столице, а утром автобусом добрались до станции Ватерлоо, откуда поездом отправились в Портсмут. Перекусив, мы прибыли на стадион Фраттон Парк, который был уже заполнен под завязку».

Дорога домой далась Портсмуту легче, и хозяева победили со счетом 3:0.

Однако вряд ли игроки Блэкпула были расстроены так, как нападающий клуба Рексэм Эмброуз Браун. На Рождество 1936 года он со своей командой проделал далекий путь на другой конец Англии, чтобы в рамках северной группы третьего дивизиона сыграть с Халл Сити. Но игра для Брауна завершилась… удалением на 20-й секунде. Оставшись в меньшинстве, футболисты Рексэма старались как могли, но все-таки уступили со счетом 0:1.

И все-таки столь дальние переезды случались нечасто. Ведь матчи игрались через день, а то и каждый день, и, как правило, следующий, после Рождественского, матч являлся ответным поединком между этими же командами. Неудивительно, что обе команды нередко вместе добирались на игру. Иногда за столь короткое время случалось действительно сказочное преображение.

Например, на Рождество 1935 года в рамках той же северной группы третьего дивизиона Транмер Роверс уступил на поле Олдхэм Атлетик со счетом 1:4. На следующий день, в День подарков, эти же команды встретились уже на Прэнтон Парк, стадионе в Бёркинхэде. Олдхэм снова забил четыре мяча, но вот Транмер отличился… тринадцать раз! При этом нападающий хозяев Банни Белл забил девять раз! Подробнее об этой удивительной истории вы можете почитать здесь.

Словом, традиция устанавливать бомбардирские рекорды на Рождество, можно сказать, прижилась. Джимми Гривз, легендарный и один из выдающихся бомбардиров в истории английского футбола, свой самый первый в карьере хет-трик сделал именно на Рождество. Дело было в тот самый день, 25 декабря 1957 года, о котором мы вспоминали. Вспоминали мы и о матче Челси – Портсмут, который завершился со счетом 7:4. Осталось добавить, что даже не три, а все четыре гола за Пенсионеров забил юный Гривз. «В тот день я вернулся в основной состав команды после полуторамесячного перерыва, - вспоминал Джимми. – Тед Дрейк, менеджер Челси, был обеспокоен тем, что обо мне слишком много пишут и говорят, и когда я в шести матчах подряд не забил ни одного гола, он решил, что мне пора отдохнуть от игры. Планировался двухнедельный отпуск, но он растянулся на полтора месяца, так как у Челси и без меня пошла полоса удачных игр. Четыре гола по возвращении были самым лучшим «рождественским подарком», который я только мог сам себе сделать. После этого матча Дрейк решил больше не отстранять меня». Daily Herald цитировала менеджера Челси после той победы над Портсмутом: «Гривз слишком хорош, чтобы не дорожить им».

За 23 года до покера Гривза нападающий Лестера Джонни Данкан на Рождество забил шесть мячей в ворота Порт Вейла (Лисы выиграли 7:0). Это достижение шотландского бомбардира так и остается рекордом в истории Лестера, хотя позже его повторил клубный бомбардир №1 Артур Чендлер. Но то случилось в «рядовой день», 20 октября 1928 года, а шесть «рождественских» мячей Данкана запомнились особенно.

В годы войны действовали куда более мягкие правила, и футболисты имели право играть за любую команду. Некоторые из них на Рождество были настолько популярны, что успевали сыграть в один день за две разные команды. Например, на Рождество 1940 года Лен Шэклтон, прославленный «клоун-принц футбола», с утра сыграл за свой клуб Брэдфорд Парк Авеню, а в обед вышел в составе другого клуба города – Брэдфорд Сити. А знаменитый бомбардир Томми Лоутон в тот же день того же года успел сыграть в ливерпульском дерби за Эвертон, а потом, перебравшись на другой берег Мерси, вышел в футболке Транмера.

Не менее примечательная история случилась 25 декабря 1940 года на юге страны. Брайтон прибыл в Норвич силами… пяти человек, и чтобы игра состоялась, Канарейки подсобили гостям некоторыми игроками своей резервной команды. Изъявил желание сыграть за Брайтон и кое-кто из болельщиков. Они особенно радовались по ходу матча, ведь Норвич оказался не просто сильнее такого соперника – он одержал разгромную победу со счетом 18:0!

В завершении нельзя не вспомнить историю «рождественского найденыша». На Рождество 1937 года в окрестностях Стамфор Бридж случился настолько густой туман, что матч между Челси и Чарльтоном пришлось остановить. Но вратарь гостей Сэм Бартрам узнал об этом последним, когда обе команды уже минут десять как отдыхали в своих раздевалках. О том, что судья отменил игру, Бартрам узнал от полицейского, который случайно набрел на вратаря в тумане. «А я уже было удивился, с какой это радости наши нападающие вдруг проявили такую прыть и столько времени гоняют Челси на его половине поля!» - только и воскликнул знаменитый вратарь. И отправился праздновать вместе со всеми.

Михаил Ермаков, специально для Бей-беги