Первая часть

- Итальянский футбол и молодежь, наша сборная и молодежь. Какие у них отношения?

- Тенденции меняются. Сейчас выступления за сборную убеждают тренеров клубов, а не наоборот. Нужно понять, что молодой футболист будет играть, если у него есть талант. Я начал выпускать Раноккью в Ареццо, когда ему было 18, Погба пришел из молодежки МЮ, и мы в Ювентусе сразу поняли, что имеем дело с будущей звездой. Ну и на особенности рынка стоит обращать внимание. Иммобиле ушел в Боруссию за 20 миллионов евро — никто в Италии не может себе позволить столько платить.

- Но разве у Ювентуса вместе с Торино не было возможности его удержать?

- Все дело в балансе бюджета. Даже самые влиятельные и престижные клубы должны вести подсчеты. Иммобиле оценивали в 20 миллионов: 10 Ювентусу, 10 Торино. Это неплохая прибыль, которая может сыграть важную роль. Если тратишь, то нужно продавать — в нынешних реалиях иначе нельзя. Подумайте о Верратти: ПСЖ выложил 12 миллионов за парня, который играл в Серии Б.

Идея с дублями может стать качественным экспериментом, но только в том случае, если будет введено ограничение по возрасту. К примеру, до 23 лет

 

 Юве также отказался и от Дзадзы.

- К счастью, он оказался в Сассуоло. Если бы Симоне играл в Юве или в Интере, он бы не проводил на поле столько времени. Ему важнее играть в основе, чем быть частью состава гранда. Если бы Дзадза попал в команду, в которой есть пять сильных нападающих, он бы никогда не попал в сборную. Переход в Ювентус ему бы лишь навредил.

- Но все-таки наши клубы слишком любят легионеров. Почему приезжает Коман и играет, а молодые итальянцы вынужден покидать страну?

- Поймите, что он легионеров всегда ждут чего-то особенного, интересного, мы закрываем глаза на их недостатки. Если бы Джаккерини звали Джаккериньо, то его карьера сложилась бы совсем иначе.

- Есть футболист, которого вы хотели видеть в Ювентусе и наконец-то получили шанс работать с ним в сборной?

- Я не стану называть кого-то конкретного. Очевидно, что есть игроки, которых мы никак не могли бы заполучить — к примеру, Де Росси. Теперь я чувствую себя практически всевластным, могу выбирать тех, кого не было у меня в распоряжении раньше. Я хочу сделать ставку на харизматичных опытных исполнителей, а также рассчитываю на молодежь — тех, кому 23-24 года. Де Шильо, Дармиан, Флоренци, Иммобиле, Дзадза уже играли, а ведь есть еще Поли, Дестро. Они обладают энтузиазмом, способностями, хотят проявить себя в сборной.

- Вы впервые работает с Де Росси. 

- У нас уже сложились хорошие отношения. Он очень переживал из-за неудачи на чемпионате мира, ведь играть на мундиале в Бразилии было для всех мечтой, а обернулось огромным разочарованием. Сейчас все игроки понимают, что настал особенный момент.

- Кого из новичков мы можем увидеть в команде?

- У меня есть список из 25-30 игроков плюс те, кто может завершить выступления за эти два года. Моя сборная будет маленьким клубом: все футболисты должны думать одинаково, потому я не могу позволить себе каждый раз вызывать кого-то нового и начинать все с нуля. Ты попадаешь в сборную, потому что показываешь что-то экстраординарное, а не забиваешь три гола.

Для Пирло и Де Росси у меня есть только одно место в центре поля

- Вы переживаете за Барцальи? Следите за молодыми защитниками, вроде Ругани?

- На самом деле, я спокоен. Есть Барцальи, Раноккья, Кьеллини, Бонуччи, Астори, Палетта. Ругани? Я хорошо его знаю — парню нужно закрепиться в Серии А и сборной U21. У него отличные перспективы.

- А Ромуло?

- Он тоже может попасть в команду, но в качестве флангового игрока. Впрочем, пока он почти не играет и не заслужил вызова.

- Вы рассматриваете Монтоливо в качестве игрока сборной? На какой позиции его видите?

- Я желаю Риккардо поскорее восстановиться — он может играть и на позиции реджисты (плеймейкера), и интерно (универсальный полузащитник, работающий на атаку и оборону). В поле моего зрения также Аквилани — интересно, как он себя проявит, на что способен.  

Жоржиньо в нашем списке, даже несмотря на то, что до декабря его нельзя заиграть. Если он покажет, что хорош, то получит вызов. У нас слишком много центральных полузащитников, которые действуют глубоко, нужно делать ставку на тех, кто действует на позиции интерно.

- Вы использовали Де Росси на позиции Пирло. Когда вернется Андреа, возможен ли перевод Даниэле в центр защиты? К тому же, Бонуччи провел отличные матчи с Нидерландами и Норвегией.

- При мне Бонуччи всегда показывает свой лучший футбол. 

Гвардиола, Моуриньо, Ван Гаал — вот на кого я ориентируюсь. Я не смотрю матч их команд с пиццей и пивом, а наблюдаю глазами тренера

- Вернемся все-таки к Де Росси. Пирло в центре поля, Бонуччи в обороне. Какую роль для игрока Ромы вы видите идеальной?

- Мы все знаем сильные стороны Даниэле. Он играл и интерно, но уже несколько лет действует в оттяжке, перед обороной. Если сравнивать Де Росси с Пирло, то он мощнее, но, конечно, не обладает гениальностью Андреа — таких игроков в природе больше не существует. Впрочем, Даниэле — отличный футболист, с хорошим пасом. Вспомните, какую передачу он отдал Дзадзе в матче с Нидерландами. Также я рассматриваю его как кандидата на место в центре защиты — он может справиться со всеми задачами в обороне. Де Росси признался, что готов играть на любой позиции, даже интерно, но я хочу, чтобы центральные полузащитники больше подключались к атакам и прессинговали — как Маркизио, Флоренци, Джаккерини, Пароло, Поли. Подводя итоги, могу сказать, что в моей команде есть только одно место для двух великих игроков.

- Одно для трех — не забывайте про Верратти.

- Возможно, и два для трех, если Де Росси будет играть в защите.

- А в защите он может действовать только на месте Бонуччи?

- Я вижу его в центре, да.

- То есть Верратти — ваш третий реджиста. Это проблема?

- Главная проблема в том, что, мне недостаточно только таланта — он должен бегать. Работать интенсивно. Мы выпустили против Норвегии шесть работяг, и это позволило нивелировать их превосходство в физике. Если к этому добавить организацию игры и ее качество, то можно рассчитывать на победу. Все очевидно: у меня есть мое видение. Если ты не бежишь, то тебе нечего делать в моей команде. 

- Вы оставили за пределами сборной Инсинье, Габбьядини, Борини. Что им нужно сделать, чтобы попасть в команду?

- Мне нужны игроки с опытом, в том числе и на международном уровне, а его можно получить, играя постоянно, а не иногда. В сборную попадают стабильные футболисты — не те, кто изредка выходит и забивает пару голов. Вызов нужно заслужить. Это раньше в команду вызывались все подряд.

- Вы говорили, что ваша сборная — сочетание сенаторов и молодежи. Отсутствие в ней 24-летнего Балотелли — тактический выбор? У него вообще есть шанс?

- Это не было показательным решением. Те, кто меня знает, знакомы с моими методами работы. Некоторые футболисты еще толком не начали сезон, когда я собирал команду: Балотелли, Черчи. Я основываюсь на том, что вижу. С этой точки зрения вполне понятно, почему я их не вызвал. Я наблюдаю за всеми кандидатами, смотрю, кто играет, а кто сидит в запасе. Изучаю поведение потенциальных сборников — на поле и за его пределами. Двери открыты для всех, как говорится.

Если бы Джаккерини звали Джаккериньо, то его карьера сложилась бы совсем иначе

- Вы готовы ездить за пределы Италии, чтобы смотреть игроков в деле?

- Если это действительно интересные футболисты. Грациано Пелле забил 50 голов в 57 матчах в чемпионате Нидерландов, забивает в Англии. Верратти мы хорошо знаем... В общем, мы следим за всеми. Но игроки должны понимать, что в сборную попадут только те, кто разделяют нашу идею футбола, показывает себя профессионалом, имеет четкие жизненные принципы. В Коверчано можно попасть легко, но быстро оттуда вылететь. Я не собираюсь делать поблажек ни для кого.

- Говоря о бывших футболистах в роли тренеров. Как вы оцениваете Индзаги? 

- Я недавно виделся с ним в Миланелло. В команде царит потрясающая атмосфера, Пиппо играл за Милан и знает, как настроить климат в раздевалке. Точно так же чувствовал себя я, когда вернулся в Ювентус в качестве тренера — я знал в клубе все, как свои пять пальцев. У Индзаги великолепные отношения со всеми, включая прачек и садовников. Когда ты лидер по природе, то притягиваешь к себе людей, и это дает тебе несколько очков форы. Я заметил, с каким энтузиазмом в Милане смотрят в будущее, эту надежду подарил им Пиппо. Но, конечно, ему предстоит проделать большую работу. То, что Милан не играет в Европе, пойдет команде на пользу, как и Ювентусу в первый год моей работы. 

- Вы также стали координатором молодежного сектора. Как продвигается работа?

- Я встречался с тренерами молодежных команд. У нас хорошая база, Сакки и его коллеги проделали отличную работу. У меня важное задание — сборная должна стать локомотивом, который потащит за сборной молодежные сборные.

- Как вы считаете, в такой ситуации важным выглядит введение дублирующих составов?

Если ты не бежишь, то тебе нечего делать в моей команде

- Этим занимаются другие люди — не я. Я могу лишь поделиться мыслями. Я считаю, что должно быть обязательное количество итальянских игроков на поле, другие чемпионаты также работают в этом направлении. Дублирующие составы могут стать качественным экспериментом, но тут необходимо ограничение по возрасту. Если за Милан-2 в Лиге Про будут играть 30-летние, которые не попадают в основу, то это — провал. Было бы здорово допускать только футболистов младше 23-х лет. В общем, молодежь должна играть, иначе ее никто не заметит. Дзадза из дубля Сампдории попал в Асколи, и посмотрите, где он сейчас.

- Вы считаете, что переносить окончание чемпионата перед стартом Евро — правильное решение?

- Конечно. Это позволяет игрокам отдохнуть. Сакки и Дзофф перед международными турнирами, давали нам свободную неделю.

- Кто из иностранных тренеров вас вдохновляет?

- Гвардиола привнес в футбол нечто важное. Мне нравятся победители — к примеру, Моуриньо. Никто не выигрывает случайно, это следствие целенаправленной работы. Кто-то скажет: "Да, но в плане игры..." Он победил — и точка. Меня интригует ван Гаал, это единственный иностранный специалист, к которому я ездил, чтобы учиться — он тогда работал с АЗ. Вот на кого я ориентируюсь. Я с удовольствием смотрю матчи их команд, возможно, "краду" что-то. Каждый тренер должен работать над собой на протяжении всей карьеры, стараться разгадать секреты коллег. Я не смотрю футбол с пиццей и пивом, как болельщик. Я наблюдаю за играми глазами тренера, который хочет увидеть что-то новое. 

В Коверчано можно попасть легко, но быстро оттуда вылететь. Я не собираюсь делать поблажек ни для кого

- А у вас есть футболист, которого вы приводите в пример своим подопечным. Говорите: "Вы должны быть, как он".

- Да, его зовут "мы". Меня не интересует, что думает каждый по отдельности, я хочу, чтобы 30 человек думали: "Мы — сборная".

Интервью Corriere dello Sport

Перевод Юрия Шевченко, Football.ua