- Вещи уже собраны?

- Собираю. Их оказалось так много! Ведь из Донецка в Питер мы переезжали основательно, поэтому взяли с собой все наши пожитки. Ну а за время, прожитое здесь, их явно не убавилось - наоборот, стало еще больше! (Смеется.) Впрочем, времени для того, чтобы как следует упаковаться, достаточно. С другой стороны, не так уж его и много: как уже говорил, в расположение Баварии надо прибыть 1 июля, но ведь и в отпуск съездить хочется.

- Вам нынешний перерыв очень кстати - иначе ведь вообще могли остаться без отпуска, не так ли?

- Так и есть, хотя лично у меня сейчас полное ощущение, что сезон в разгаре. Впрочем, не будь в российском чемпионате паузы, руководство Баварии, думаю, все равно предоставило бы мне возможность немного отдохнуть.

- Многие иногородние игроки Зенита, прожив в Питере больше года, приобретали здесь недвижимость, чтобы потом было куда вернуться. Вы так же поступили?


- Нет. Жилье мы снимали и теперь возвращаем владельцам - не платить же за него и дальше. Хотя, если бы оно было моим, продавать его в таком городе, как Питер, не стал бы. Ну а что будет дальше - посмотрим.

Мой контракт с Баварией подписан по системе "3+1". А как все сложится потом, пока не знает никто. Если рассматривать Питер как место, где ты жил и куда, может быть, когда-нибудь вернешься, то в этом смысле город на Неве оставил у нас наилучшие впечатления.

- И все же мыслей обзавестись здесь собственным жильем не было?


- Были. Питер стоит того, чтобы здесь жить. Но до конкретных шагов как-то руки не доходили. Впрочем, эта идея интересна для нас и сейчас.

- Недавно вы сказали, что, может быть, вернетесь либо в Зенит, либо в Шахтер: мол, именно в таких клубах надо заканчивать карьеру.


- Так и есть - карьеру хотелось бы закончить или в Донецке, или в Питере. Хотя загадывать на 3-4 года вперед, повторюсь, еще рано. Но если спустя это время мне поступит предложение и от Шахтера, и от Зенита, то голова точно разболится - какой именно клуб выбрать. (Смеется.) Ведь оба они для меня теперь родные.

- Когда ехали из Шахтера в Зенит, могли хотя бы в мечтах предположить, что покидать Питер будете с таким солидным багажом трофеев?

- В Зенит я переходил не просто так - лишь бы здесь оказаться. Весной 2007-го прекрасно понимал, какие задачи стоят перед командой. Ну а когда знаешь, что они максимальные, плюс видишь и чувствуешь, что инициатива идет непосредственно от руководства, то и решение о переходе в такой клуб принимаешь спокойно. К тому же мне было понятно: в Зените можно прогрессировать.

А то, что планы у Питера очень амбициозные, а болельщики - преданные и многочисленные, понял еще во время переговоров. Поэтому и согласие на переход дал довольно быстро, хотя предыдущие девять лет провел в Донецке. И сейчас ни о чем не жалею. Я вообще считаю, что профессиональный футболист не должен ни о чем жалеть: ему надо работать на благо своих команд и повышать мастерство. Зенит и Шахтер дали мне в этом смысле очень многое

- Тем не менее вы едете в Баварию...

- Знаете, у каждого есть мечта, пусть даже на каком-то этапе она кажется недостижимой. В свое время я очень хотел попасть в сборную Украины. Потом, когда это произошло, надо было ставить перед собой новую цель - и так далее. Если эта цель есть, то стремиться к ней легко. Кстати, один из моих жизненных принципов гласит: проси невозможного - получишь максимум. Поэтому, когда я еще играл в Шахтере, мне, конечно, хотелось попробовать силы в сильном европейском клубе с большими амбициями, клубе-гранде.

Баварию с ее историей можно смело отнести к таковым. Тем более что сейчас команда возрождается, у нее большие планы, она делает хорошие приобретения, уже взяла прекрасного специалиста для того, чтобы добиваться результатов, в том числе и на европейской арене. В первую очередь это касается Лиги чемпионов. Ну и обязанность хорошо выступить в бундеслиге и Кубке страны с Баварии тоже вряд ли кто-нибудь снимет.

- Сейчас уже можно раскрыть секрет: как и когда на вас впервые вышли представители Баварии? Могу предположить, что это произошло после полуфиналов Кубка УЕФА, когда Зенит встречался с мюнхенцами и оставил их за бортом?

- В общем, да. Во всяком случае, перед матчем на Суперкубок с Манчестер Юнайтед (он состоялся в конце августа 2008 года) я точно знал, что Бавария всерьез заинтересована во мне и готова выкупить у Зенита мой трансфер. Более того, за весьма приличную сумму - с тем чтобы я перешел в Баварию тем же летом и успел сыграть за нее в сезоне-08/09. Но тогда в итоге ничего не получилось.

- Как вы к отнеслись к тому, что тогда с Баварией ничего не вышло?

- Я ни на кого не давил. И никогда этого не делаю, поскольку для меня в первую очередь важны интересы клуба, за который я выступаю. Вот и тогда вопрос ребром не ставил, поскольку понимал позицию Зенита. Да и своя у меня тоже имелась. В итоге было принято решение: я остаюсь в Питере и спокойно играю за Зенит. Впрочем, Баварии никто не мешал делать все, чтобы этот трансфер все же состоялся. Поэтому начиная с прошлого лета между клубами постоянно велись переговоры. Я старался вникнуть в этот процесс, но лишь на таком уровне, который позволял мне не отвлекаться от основной работы.

- У вас не было опасений, что Бавария в какой-то момент передумает?


- Нет. Какие могут быть опасения, если меня и в Зените все устраивало. В случае чего без всяких проблем остался бы в Питере и продолжал приносить пользу команде. А о том, что кто-то от меня отказался, и задумываться не стал бы. К слову, на тот момент у меня было еще два официальных и вполне конкретных предложения от серьезных европейских клубов. Причем один из них обращался непосредственно ко мне.

- А в Зените остаться могли?


- Мог, но в стремлении видеть меня в своих рядах Бавария оказалась настойчивее Зенита.

- Давайте вспомним, как вы приходили в Зенит. Сумма вашего трансфера - 20 миллионов долларов - тогда шокировала российское футбольное сообщество. В команде шуток по этому поводу не было?

- На мой взгляд, если речь идет о футбольной команде, то в шутках, чего бы они ни касались, ничего опасного нет. Там более что я ехал играть, а не думать о том, за сколько меня продали. Сложность была в другом - все-таки до этого я почти 10 лет отыграл в Шахтере. И покидать родной в футбольном плане Донецк было непросто. Но сейчас, повторюсь, о том своем решении нисколько не жалею.

- Капитанскую повязку тоже на память заберете?

- Моя любимая повязка не так давно пропала - не могу найти ее после матча с Локомотивом. Хоть объявление давай: кто нашел - верните. Она ведь была счастливой.

- Это та, что вы привезли с собой еще из Донецка и поддевали под основную повязку?

- Да. Как она у меня появилась - целая история. В свое время мне очень нравилось, как играет Лотар Маттеус. Так вот, зная об этом, второй тренер Шахтера Спиридон подарил мне капитанскую повязку, которую носил немец: нашему тренеру она досталась, когда он в свое время был в сборной Молдавии.

После встречи со сборной Германии и произошел такой вот обмен. А теперь эта повязка потерялась. И, кстати, стала не единственной вещью, которая пропала у нас за последнее время. Такого у меня раньше никогда не было. Видимо, не хочет меня отпускать Питер...

- Что будете помнить о своих зенитовских временах спустя годы?


- Думаю, буквально все. В том числе и сам город, который оставил колоссальное впечатление. Вот совсем недавно к нам приезжали друзья, которым мы показывали Петербург. Так что перед отъездом примерно неделю провел на экскурсиях. Исаакиевский собор, Царское Село, Петергоф с его фонтанами, Спас-на-Крови, Эрмитаж...

Походили по Неве на яхте. Так что питерских образов набрался надолго вперед. Ну а если возвращаться к футболу, то одно из самых ярких впечатлений оставляют питерские болельщики. Такие поклонники дорогого стоят. Поэтому играть в Зените для любого футболиста удовольствие.

- Сыграть прощальный матч на Петровском вам, можно сказать, не дали: перед этим вы получили четвертую желтую карточку. Сильно расстроились?

- Расстроился - это точно. Я еще понял бы, если бы нарушение в предыдущем матче с Динамо, за которое мне выписали эту самую четвертую карточку, действительно было. А так получилось, что правила по большому счету нарушал соперник - он сам ударил меня головой, - а горчичник получил я. И это при том, что играл в мяч. Видимо, у судьи были свои соображения на этот счет. Да и вообще о судействе в чемпионате России можно написать целую отдельную главу, и очень большую.

- В итоге за матчем Зенит - Кубань вы наблюдали с трибуны Петровского. И хотя никакой церемонии прощания запланировано не было, все же не выдержали - вышли на дорожку сказать Питеру "до свидания".

- Прощаться каким-то особым образом с Петровским не планировал. Но чувства переполнили - захотелось попрощаться с родными болельщиками.

- Следить за чемпионатом России из Мюнхена собираетесь?

- Обязательно! И с большим интересом. Буду смотреть его с помощью спутниковой тарелки - это уже решено.