Football.ua в рамках нашей новой рубрики продолжает знакомить с тенденциями развития тактической мысли в футболе нашей эры.
Хуан Роман Рикельме
05 вересня 2010, 18:25
Тенденция 2: Закат классических "десяток"
Двадцатый век закончился Евро-2000 – турниром едва ли не самого открытого и атакующего футбола в современной истории. Классическая "десятка", заполняющая пространство между защитой оппонентов и собственной полузащитой, присутствовала в составе всех четырех полуфиналистов: Франция играла с Зиданом, Италия – с Тотти, Португалия – с Руи Коштой, Голландия – с Бергкампом. Казалось, наличие футболиста этого амплуа было необходимым условием успеха, что подтверждалось также и ранним сходом с дистанции Англии и Германии, в составе которых подобных исполнителей не нашлось.
Сейчас же лучшими игроками мира справедливо называют Лионеля Месси и Криштиану Роналду – фланговых футболистов, которые только время от времени смещаются в центр. Месси и Уэйн Руни, наверняка, поставили бы на позицию треквартисты (или энганче, если вам так больше нравится), начни они свою карьеру на десяток лет раньше. Да что там говорить – почти всем футболистам, которые надеялись провести свою карьеру, выступая под нападающими, пришлось внести изменения в свою игру и перейти или на фланг, или на острие. Как известно, фланговая игра требует определенных скоростных качеств от исполнителей, и в этом отношении Месси, Руни, Аршавин или Рибери не испытывают особых проблем и нашли свое место в современном футболе. Роналду, Руни, Аршавин, Месси и Тотти также являются ведущими футболистами среди тех, кто, при необходимости, способен выполнять функции так называемой "фальшивой девятки" (то есть одного нападающего, отходящего в глубину поля).
Но что делать футболистам, которые не обладают ни нужными характеристиками, чтобы играть на острие, ни достаточной скоростью, чтобы уйти на фланг? Рассматривая аргентинский конвейер по производству "новых Марадон", мы регулярно наталкиваемся на один и тот же вывод – о "футболистах, которые так и не смогли реализовать свой потенциал". Примеры? Пожалуйста: Хуан Роман Рикельме, Пабло Аймар, Андрес Д’Алессандро, Хавьер Савиола… Нельзя сказать, что никто из них не добивался локальных успехов: те же Аймар с Савиолой хорошо зарекомендовали себя в Валенсии и Барселоне соответственно. Однако факт неоспорим: никто из них не добился того, чего от них ожидали.
Сей феномен можно объяснить тактическими различиями, существующими между европейским и южноамериканским футболом. В Латинской Америке энганче до сих пор остается ведущим амплуа, в то время как за океаном от услуг классических "десяток" практически отказались. И это не простое совпадение, что так много "новых Марадон" приехали из Аргентины в Европу, но не сумели оказать какое-либо влияние на местный футбол, а аргентинец, который достиг максимального успеха – Месси – перебрался в Старый Свет 13-летним юнцом и получил чисто европейское футбольное образование.
Британский спортивный журналист Джонатан Уилсон называет Рикельме "последним плеймейкером старой формации", сравнивая его с Лукой Модричем, которого он описывает как более гибкого, способного адаптироваться игрока, то есть "первого плеймейкера новой формации". Уилсон указывает на то, что команда, отдающая созидательные функции в руки одного, четко обозначенного плеймейкера, становится слишком зависимой от него. Возникает интересное противоречие: игроки этого амплуа считаются своего рода гениями (особенно в Аргентине), творящими маленькие шедевры на поле, в то время, как они должны быть едва ли не самыми стабильными исполнителями в команде (ибо держат все нити игры!). Их присутствие на поле было возможно во время во время господства схемы 4-4-2, когда в центре поля шла простая борьба разрушителей с созидателями. Однако, с возрастанием популярности 4-3-3, при которой центр поля становится все более перенасыщенным, роль, которую ранее исполняли Зидан, Руи Кошта или Тотти в начале десятилетия, теперь видится совершенно нежизнеспособной.
Как много классических "десяток" осталось в ведущих клубах главных лиг Европы? Один из них – Кака, который провел большую часть карьеры в Милане, традиционно предпочитающий нетрадиционный подход к тактике. Их тенденция к насыщению центра поля плеймейкерами – вплоть до четырех – означал, что Кака не являлся единственным и неповторимым созидателем в составе, поэтому россонери могли выступить хорошо, даже если вдруг у бразильца выпадал неудачный день. Даже на пике своей карьеры Кака оставался сравнительно нестабильным игроком – куда более нестабильным, чем Роналду и Месси, когда они выигрывали свои Золотые мячи. В мадридском Реале у Кака нет таких тепличных условий, какие были в Милане, – и результат соответствующий.
Подобная ситуация сложилась и у его партнера по сборной Диего из Ювентуса – столь же талантливого футболиста, но не способного подтвердить свой класс после переезда в Италию. В то время, как Тотти теперь играет больше на позиции форварда, а не треквартисты, приспособившись к современным реалиям. Уэсли Снейдер провел великолепный сезон в качестве "десятки" Интера, но он столь же легко может сыграть и на фланге, так же, как в свое время мог Павел Недвед. Другие атакующие полузащитники, такие как Сеск Фабрегас, Стевен Джеррард или Фрэнк Лэмпард выполняют гораздо больший объем работы на поле по сравнению с прототипом Рикельме. Самым близким по своим характеристикам к классической "десятке" и одновременно успешным можно назвать разве что Иоанна Гуркюффа. Однако, при всем уважении к французской лиге, он должен подтвердить свой класс в более сильном клубе или в серьезном международном турнире, чтобы по-настоящему претендовать на лавры звезды мирового уровня.
Поэтому мы вынуждены признать, что на данном этапе развития футбола не стоит ждать появления новых Руи Кошта или Деннисов Бергкампов. И если классические "десятки" снова не войдут в моду, более вероятно, что мы услышим о новых Криштиану Роналду или Уэсли Снейдерах.
Продолжение следует…
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для 4-4-2