Тактика, стартовые составы

Наставники Гладбаха и Дортмунда не стали удивлять друг друга, задействовав во вчерашнем поединке проверенную тактическую схему с привычным набором исполнителей.

Расстановка хозяев походила на классические 4-4-2 с двумя глубоко посажеными центральными (Нойштедтер, Нордвейт) и парой креативных фланговых полузащитников (Херрманн, Аранго). В отсутствии лидера гладбахцев Марко Ройса, компанию Михаэлю Ханке в линии атаки составил Рауль Бобадилья, действовавший немного выше своего травмированного партнера. Таким образом, нападение Люсьена Фавра имело два острия, но было лишено дополнительного звена, связующего полузащиту и атаку, функции которого блестяще исполнял Ройс.

Тактическая конфигурация дортмундцев традиционно приняла вид "испанки". Тандем центральных хавбеков составили Кель и Гюндоган, тогда как в трио атакующих вошли Гроскройц, Кагава и Гетце. Позиция единственного нападающего ожидаемо досталась лучшему бомбардиру и ассистенту Боруссии в нынешнем сезоне Роберту Левандовски. Для оптимальности составу гостей не хватало двух игроков центральной оси: Субботича и Бендера, тем не менее, их сменщики не позволили команде потерять в качестве. И Сантана, и Гюндоган провели достойный поединок, отличившись, в первую очередь, неуступчивостью при ведении верховых единоборств и надежностью в принятии решений.

Значение прессинга

Философия игры нынешнего Дортмунда во многом, если не всецело, строится на прессинге, в котором, по убеждениям Клоппа, обязан участвовать каждый игрок. Глупо отступать от принципов, когда те дают результат, поэтому во вчерашнем поединке чемпион Германии выбрал известную для себя модель игры с акцентом на высокий прессинг. Едва тер Штеген вводил мяч в игру, как перед его партнерами вырастали один-два дортмундца. На помощь им выдвигалась еще пара игроков, заполнявших близлежащие зоны. Такие действия гостей вынуждали ошибаться гладбахцев еще на своей половине поля, а соответственно, сводили на нет все их попытки вести позиционные атаки.




К чести хозяев, они сумели, пускай и не сразу, но адаптироваться к агрессивной манере игры соперника. Во-первых, команда Фавра сознательно уступила контроль мяча, тем самым исключив потери мяча у своей штрафной площади. Во-вторых, грамотно заняла позиционную оборону, перекрыв удобные для Дортмунда зоны развития атак. Могли преуспеть гладбахцы и впереди, указав на обратную сторону медали коллективного прессинга гостей — по умолчанию предполагаемую высокую линию обороны. Однако исполнительское мастерство не позволило Бабадилье использовать выход один на один после выверенной передачей партнера за спину защитникам.


Вариативность атак Дортмунда

Захватив инициативу, подопечные Клоппа не сумели нахрапом взять ворота тер Штегена, причиной тому послужила слоеная оборона соперника, в действиях которой ощущалась уверенность и взаимопонимание. Невзирая на это, Дортмунд атаковал очень перспективно, демонстрируя широкий спектр наигранных комбинаций. Создавать новые участки для развития наступления на чужой половине удавалось за счет непрерывного движения пятерки хавов. Помимо этого, здорово помогали фланговые беки: Шмельцер и Пищек, как показывает инфографика, действовавшие значительно выше своих визави по амплуа из Гладбаха.




Идея атак дортмундцев заключалась в использовании подступах к штрафной площади соперника всей ширины поля. Растягивая оборону, между защитниками поневоле возникали пустоты, которые такие мастера последней передачи как Гетце и Гроскройц умело использовали. Однако благодаря офсайдной ловушке гладбахцам удалось нивелировать практически всю опасность, возникшую в результате проникающих пасов.



Любопытным вариантом построения атак Дортмунда стал выход из обороны через Хуммельса, для которого, как известно, отдать точную передачу на 30-40 метров не есть проблемой. Он искал Кагаву или Гетце, балансирующих между двумя линиями обороны Гладбаха. Поэтому, в случае успешной передачи, группа игроков защищающейся стороны оказывалась отрезана, а наступление получало, как минимум, численное равенство.




Парадоксальность голов

Шутка ли, голы забитые командами стали прообразом игры соперника, а не своей. Хозяева, снискавшие счастье у ворот Дортмунда в результате розыгрыша комбинации с классическим отводом защитника, на протяжении матча серьезно угрожали Вайденфеллеру со стандартов. Тогда как подопечные Клоппа, постоянно плетущие кружева на половине Гладбаха, взятие ворот оформили после банальной подачи с углового.

К слову, о голе Хайнке, комбинацию предшествующему которому принято называть хрестоматийной. Аранго принял передачу, сделав несколько шагов к мячу, тем самым увел за собой опекунов. Затем отдал пас партнеру, который, в свою очередь, отправил мяч в освободившуюся зону. Естественно, на этот участок обязан был врываться форвард, роль которого и сыграл Хайнке, в итоге хладнокровно пробивший мимо вратаря.



Влияние замен

Существует избитый до невозможности тренерский штамп: "Не делали замен, потому как влиться в игру такого крайне сложно". Думается, вчера была именно такая игра. После того как счет стал равный, Дортмунд активизировался и был близок к повторному взятию ворот, но одновременное вхождение в игру двух новых исполнителей их пыл остудило. Ни Куба, ни Барриос разнообразить атаку не сумели, совершив за тринадцать отведенных им минут несколько малоэффективных действий. Безусловно, гарантии успеха при наличии на поле Кагавы и Гетце до финального свистка никто не дает, но то, что вышедшие футболисты игру не усилили, остается неоспоримым фактом.

Резюме

Борусское дерби не стало искусным тактическим противостоянием, но эпизодами давало богатую пищу для размышлений. За исключением небольших отрезков игры, ни одна из команд не владела подавляющим преимуществом, при этом и те, и другие понимали свои задачи на поле, справляясь с ними достаточно неплохо. Такой элемент игры как прессинг, временами дортмундцы доводили практически до совершенства, преследуя соперника по всей территории поля. Гладбах отличился дисциплинированной обороной, способной качественно держать линию, что стало основной причиной игры «на ноль» во втором тайме.

Проблемой команд стала нерешительность при ведении массовых атакующих действий. Не желая рисковать, к наступлению подключалась меньшая группа игроков, что существенно облегчало задачу защищающейся стороны. Но даже в отсутствии численного паритета, линии полузащиты действовали весьма полезно, стараясь дорожить мячом. Это подтверждает и показатель точности передач, переваливших у тех и других за солидную отметку в 75%.

Влад Яковенко, специально для Football.ua