Football.ua об игре Барселоны в атаке.
«В футболе самым сложным является исполнение самых простых вещей. И делать это нужно хорошо. А Барселона делает это очень хорошо и именно этим отличается от других команд».
Йохан Круифф
Вероятно не найти сейчас команды в мире, которая бы превзошла Барселону по объему различных материалов, которые посвящены описанию игровых действий. Как известно, владение мячом является краеугольным камнем игровой концепции каталонского клуба. По статистике у Барселоны такое техническое действие, как передачи,
составляют более 70% от общего объема ТТД. Для сравнения, у Динамо Киев этот показатель составляет примерно 60%, у Шахтера - 61%, а у Днепра - 56%.
Процент точных передач у команды Тито Вилановы составляет 90%, при среднем времени владения мячом 69% от общего игрового времени. Но само владение мячом и низкий процент брака еще не является признаком хорошо поставленной атаки. Например, Норшелланн в гостевом матче против Шахтера владел мячом 56% игрового времени. Процент точных передач чемпиона Дании составил 87%. С первого взгляда все выглядит прекрасно, да вот только по воротам соперник Шахтера ударил 4 раза. Барселона же в среднем наносит 14 ударов за игру.
Существует множество команд, которые имеют преимущество во владении мячом во время матча и в то же время испытают трудности с построением атаки. Игроки Норшелланна в матче с Шахтером никак не могли пробраться к воротам донецкого клуба, постоянно теряли мяч, как только попадали в зоны ограниченного игрового пространства после перевода мяча на половину поля команды Луческу.
Если присмотреться к построению атаки Барселоны внимательно, можно заметить, что все действия команды подчинены одной цели: методично доставить мяч в зону, которая находится примерно в 30 м от линии ворот соперника. После чего с помощью наигранных комбинаций и четкого взаимодействия постараться проникнуть через линию обороны противника в штрафную площадь и реализовать голевой момент.
Этот метод описал Массимо Люкези в своей книге «Обучение системе игры 4-3-3». Суть метода в следующем.
Разделим некоторую часть поля на сектора «А», «В», «С», «D» и «E», как показано на схеме ниже.
Для начала поставим себе четкую цель – доставить мяч со своей половины поля на чужую в сектор Е, который находится в непосредственной близости от штрафной площадки соперника. Почему мы ставим такую цель? Дело в том, что сектор «E» находится в зоне, расположенной в тридцати метрах от линии ворот соперника. По статистике, именно из этого участка поля совершается около 80% успешных завершающих атакующих действий. Завершающими атакующими действиями Люкези называет
«действия игрока, освободившегося от опеки, и игрока делающего ему передачу, выводящую на удар по воротам». Одним словом – это наилучшая зона для завершающей стадии атаки.
Для того чтобы атака строилась четко и методично, игроки должны распознавать различные типы ситуаций. Так они смогут четче выполнять свои действия на поле. Для этого можно составить несколько правил, которым игроки могли бы следовать при построении атаки, что в конечном итоге должно помочь игрокам избирать правильные решения взаимодействуя друг с другом.
Правила эти довольно просты:
1.Для перевода мяча в смежный сектор (например, из сектора «А» в сектор «B» или из «С» в «D») лучше всего использовать диагональную передачу. Вне зависимости кто будет принимать диагональную передачу, она всегда позволяет приблизить мяч к воротом соперника.
Это означает, что если, например, центральный защитник №6 владеет мячом (см. схему), ближайшие к нему игроки №4 и №2 должны занять такие позиции, чтобы они смогли получить от №6 диагональную передачу в смежном секторе, тем самым продвинув атаку на один сектор вперед.
2. Для перевода мяча в сектор, не являющийся смежный (например, из сектора «А» в сектор «С»), лучше всего использовать продольную передачу, после которой должна последовать «скидка мяча» назад. Например, мяч из сектора «А» посылается в сектор «С». Затем следует «скидка мяча» назад в сектор «B». Таким образом, также достигается продвижение на один сектор вперед, несмотря на то, что одна передача из двух выполняется назад.
Это говорит о том, что игроки под номерами №8, №7 и №9 должны смещаться на ту сторону поля, где находится мяч, чтобы быть готовыми принять передачу от №6 и сделать скидку мяча. Например, № 6 делать передачу на игрока под №7. Когда передача выполнена, №2 и № 8 должны сразу выдвигаться для оказания поддержки №7. Если все будет сделано правильно, то №7 из сектора «С» сделает скидку на игроков, которые выдвинутся ему в поддержку в секторе «В».
Если мячом владеет игрок №2 ,то он выполняет передачу из сектора «В» в сектор «D» на форварда №9, который в свою очередь сбрасывает мяч на игрока №7 в сектор «С». Стоит еще раз напомнить, что №2 также может выполнить диагональную передачу на №8, тем самым переведя мяч из сектора «С» в сектор «D».
Очень важно! Игрок, выполняющий передачу не в смежный сектор (в нашем случае №6) должен начать сразу двигаться вслед за мячом для того, что бы:
А) оказать в свою очередь поддержку игрокам №8 и №2, которые будут принимать передачу от №7 и в случае оказания прессинга смогут просто отпасовать назад на №6, тем самым сохранив мяч и попробовав начать атаку еще раз.
Б) Если мяч будет потерян игроком №2 или №8, то из-за плотности игроков в зоне мяча, коалиция из группы игроков №8, №2, №4 и, что очень важно, №6 сможет сразу начать в прессинг соперника. Что повышает вероятность вернуть быстро мяч обратно. Если № 6, выполнив передачу, останется стоять на месте, то это может привести к разрыву с игроками №2 и №8, которые выдвинуться вперед для оказания поддержки №7. Одним словом, образуется свободное пространство в виде «дыры» между игроками, которое сможет использовать противник при перехвате мяча.
В свое время этот принцип очень просто описал Йохан Круифф:
«Знаете, почему Брселона так быстро возвращает себе мяч? Это следствие того, что они всегда находятся от соперника на расстоянии не более 10 метров, так как они никогда не выполняют передач дальше, чем на 10 метров».
Все достаточно просто и в то же время мысль великого голландца очень глубока по смыслу. Дело в том, что есть еще одно правило:
3. Для перевода мяча через один сектор, например, из сектора «А» в сектор «С», необходимо выполнить верховую передачу на форварда в сектор «D». После чего он должен сделать «скидку» мяча в сектор «С».
Кстати, эта комбинация в книге Люкези не указана, но она часто применяется, например, Боруссией Дортмунд. Такой прием в прошлом сезоне очень умело также использовал Атлетик Бильбао, когда в составе играл Лорьенте, который очень хорошо принимал и сбрасывал верховые мячи.
Этот метод мы описывали в третьей части материала «Боруссия Дортмунд под микроскопом».
На этой схеме этот вид взаимодействия указан стрелками. №5 выполняет дальнюю передачу в сектор «D» на форварда №9, который в свою очередь должен сбросить мяч в сектор «С» на игроков №10, №8 и №7, которые должны быть готовы оказать поддержку нападающему.
Барселона этот вид комбинаций практически не использует. Во-первых, у них нет такого форварда, который бы мог вести верховую борьбу, а во вторых, по статистике брак при дальних передачах гораздо выше, чем при средних и коротких. К тому же игрокам нужно будет делать более длинные рывки для оказания поддержки форварду. Как видим, концепция игры Барселоны уже сводит вероятность ошибки при владении мячом к минимуму.
Если Барса начнет часто применять дальние передачи, то общая доля единоборств в объеме ТТД возрастет. Это означает, что игроки каталонского клуба будут вынуждены чаще вступать в единоборства, а их антропометрические данные вряд ли добавят им преимущества перед соперником во время силовой борьбы.
Как в свое время отметил Гвардиола:
«Без мяча, мы ужасная команда, мы выглядим удручающе».
Подводя короткие промежуточные итоги, можно заключить следующее: для продвижения вперед к воротам соперника при построении атаки команда может строить свою игру такими способами:
- выполнить диагональную передачу в смежный сектор, тем самым постепенно продвигаясь вперед;
- выполнить передачу через один сектор, после чего должна последовать скидка мяча назад в смежный сектор на открывающихся игроков.
После того, как мяч будет доставлен в сектор «Е», атака должна быть конвертирована в завершающее атакующее действие – выводом игрока на ударную позицию. Чаще всего для этого Барселона применяет различные типичные комбинации, например, «пас на третьего»:
Вот типичная комбинация Барселоны «на третьего». Мяч в открытое пространство за защитником направляется через игрока №8, который в свою очередь получает мяч от игрока №7. Игрок №7 после первой передачи комбинации обязан начать движение вперед, при этом следить за линией защиты, чтобы не попасть в офсайд. Этим движением для игрока №8 открывается еще одна опция для обостряющей или острой передачи.
Иногда атака на фланге заходит в тупик. Противник заблокировал все подступы к воротам на одной стороне поля. В этом случае есть вариант смещения акцента атаки с помощью длинной передачи на противоположный фланг.
Когда атака Барсы идет на одном фланге, часто можно заметить одного игрока на противоположном фланге, который располагается вблизи боковой линии, занимая позицию чуть впереди мяча. Можно сказать, он располагается в пространстве, которое соперник просто обязан оставить. Дело в том, что если линия защиты и полузащиты соперника будет растягиваться по всей ширине поля, то это приведет к увлечению дистанции между обороняющимися игроками. Одним словом образуются дыры в обороне, через которые смогут прорваться к воротам игроки атакующей команды. Из-за этого вся линия обороны смещается ближе к флангу, где находится мяч. Это позволяет атакующей команде перевести мяч на свободного игрока на противоположный фланг, применяя длинную верховую передачу. Правда, на другой фланг игроки Барселоны чаще переводят мяч с помощью горизонтальных коротких передач, тем самым, как бы «качая» всю оборону противника и одновременно выжидая ошибки, которая откроет зону к воротам.
Вот характерный эпизод. Обратите внимание на позицию Иньесты. Он находится на противоположном фланге относительно игровых действий. Вся группа игроков обороняющейся команды смещена ближе к зоне, в которой находится мяч, тем самым остается пространство на противоположной стороне поле, в котором сейчас располагается полузащитник Барселоны.
Для лучшего усвоения материала рассмотрим реальный пример построения атаки в исполнении Барселоны.
Перед вами начало построения атаки Барселоны в матче против Эспаньола. Только что команда Тито Вилановы вернула себе мяч и начинает строить свою атаку. Альба и Дани Алвес начинают занимать позиции по диагонали относительно Пике для приема мяча в секторе «А». Обратите внимание на Бускетса. Серхио еще до начала атаки оценивает ситуацию, пытаясь определить, какую позицию занимает Альба. Хави также опускается ниже для поддержки партнеров.
Через три секунды мяч через Бускетса, который уже оценил ситуацию заранее, с помощью диагональной передачи посылается в смежный сектор «В» на Хорди Альбу. Первый шаг сделан.
Еще через 10 секунд мяч доставляется серией коротких передач в сектор «С». Обратите внимание на позицию Месси по отношению к Хави. Он расположен в пространстве между линией полузащиты и защиты противника. Большинство форвардов других команд действуют на одной линии с центральными защитниками обороняющейся команды, тем самым увеличивая глубину атаки. Так, например, действует Луис Адриано в Шахтере. Позиция Лео преследует совсем другую цель. Прежде всего, нужно оказать поддержку Хави, если мяч попадет к плеймейкеру Барселоны. Если через Хави мяч попадет Месси в сектор «D» то Лео будет иметь возможность использовать свою взрывную стартовую скорость и дриблинг. От него до линии защиты сейчас примерно 6 м. Этого вполне достаточно для «каталонской ракеты», чтобы разогнаться на коротком шаге и прорвать оборону противника, если защитники запоздают с прессингом во время передачи на Месси. Но вернемся к атаке. События приближаются к своей кульминации.
На кадре красными стрелками показано магистрали передач, по которым мяч был переведен в сектор «Е». Все, как в книге написано: диагональная передача – скидка – вновь диагональная передача в смежный сектор. Правда, Месси выполнял скидку в одном секторе с Бускетсом, который отдавал первый пас на Лео, но это не меняет общей картины построения атаки. Футбол это все же творчество, а не шаблонный чертеж.
Как видим, игроки Барселоны путем методичной атаки постепенно добрались до сектора «Е». До ворот уже менее 30 м, а это значит, приближается стадия завершения атаки.
Предлагаем вам посмотреть на эпизод в динамике. На видео будет также показана фаза перехода из атаки в оборону после потери мяча игроками Барселоны. Впрочем, это уже можно считать классикой. Одним словом показана цепь событий: атака – потеря мяча – переход в фазу обороны – отбор мяча – переход в фазу атаки.
Согласитесь, все выглядит просто и в то же время магически красиво. Игра Барселоны льется, как песня. Просматривая их матчи можно смело приглушать звук с комментарием. Включить приятную мелодичную музыку и она сольется в унисон с действиями игроков Барселоны на поле. Слова Йохана Круиффа очень точно объясняют игру Барселоны – они делают очень хорошо простые вещи, которые в свою очередь на поле выполнить тяжелее всего.
Может быть, простота потому так и прекрасна, что она достигается поистине тяжелым и кропотливым трудом?
В качестве офф-топа. Не так давно на сайте Football.ua исчезла Видеотека, что вызвало бурный протест среди посетителей сайта. Тем, кто еще имеет аппетит к видеообзорам матчей сильнейших чемпионатов Европы, могу порекомендовать
блог «Футбольное видео», автор которого оказывает огромную помощь в подготовке видеоматериалов для подобных статей. За что ему от меня огромная благодарность.
Спасибо, что дочитали до конца. Смотрите футбол!
Полиграф, специально для football.ua