Порой создается впечатление, что современные любители футбола считают Арсена Венгера первым сильным тренером в истории клуба. Ну, ладно, первым после Герберта Чэпмена, работавшего в 30-х годах, а теперешний и футбол тех времен сравнивать практически нереально. Косвенно соглашаются с этим и специалисты. Например, уважаемое издание The Times в 2007 году поставило Венгера на 10-е место в списке величайших тренеров всех времен. Понятное дело, что список делали англичане, и тренеры, работавшие на островах, имели большое преимущество.

Интересно другое. Джорджа Грэма в этом списке не было. Никто и не удивился, ведь именно Венгер "научил их играть в футбол" и "сделал теми, кем они есть сейчас". Спорить с этим бессмысленно. И не потому, что доказать обратное практически нельзя, а просто нечего доказывать. Кто действительно знаком с прошлым Арсенала, тот сам все поймет.

В качестве футболиста Грэм оставил немалый след в истории Канониров. В начале сезона 1966/1967 он перебрался из Челси, где за два сезона стал важным игроком. За два года до этого Синие купили его за шесть тысяч фунтов у Астон Виллы, а теперь содрали с Арсенала в девять раз больше! Вершиной той команды Берти Ми был сезон 1970/1971, когда Канониры сделали дубль, впервые после 18-ти лет выиграв чемпионский титул.

Грэм уже в 1972 году перебрался в МЮ, с которым вылетел во второй дивизион, а потом доигрывал в Портсмуте и Кристал Пэлас. Именно там он начал тренерскую карьеру, работая одним из помощников своего приятеля Терри Венейблса. Перебравшись в КПР, он позвал Грэма с собой, а уже спустя два года пришло предложение от Миллуолла. Львы тогда боролись за выживание в третьем дивизионе. За 3,5 года Грэм сумел наладить работу клуба, и сначала спас от вылета Миллуолл, потом вывел команду во второй дивизион, а уже после ухода Грэма Миллуолл и вовсе впервые в истории пробился в элиту.

В мае 1982 года умер владелец Арсенала Денис Хилл-Вуд, руководивший клубом 20 лет, и его детище перешло в руки сына Питера. В 1983 году Хилл-Вуд-младший пригласил на пост генерального директора Кена Фрайара, а вице-президентом стал Дэвид Дин - это важнейшие персонажи в дальнейшей истории клуба. Тогдашний наставник клуба Терри Нил не отвечал амбициям новых руководителей. Работая с 1976 года он ничего серьезно с Арсеналом так и не смог добиться, поэтому при первой же возможности Нила попросили. До приглашения нового тренера бремя руководства командой взял на себя помощник Нила Дон Хауи, уважаемый профессионал, который не один год работал в тренерском штабе сборной Англии, причем с несколькими наставниками.

Хауи вернул стабильность. Спустя полгода после назначения он стал полноценным главным тренером, и привел команду к шестому месту. На следующий год было седьмое. В третий сезон работы Арсенал шел где-то на таких же позициях, руководство клуба уже хотело большего, и в марте 1986 года Хоуи был уволен.

Хилл-Вуд и Дин занялись поисками нового наставника, который мог бы реализовать их планы. Главной их мечтой было возвращение в Англию Терри Венейблса, который успешно руководил Барселоной. Однако он сам отверг все разговоры на эту тему, ведь весной 1986 года Венейблс был поглощён другими вещами - он мог выиграть с Барсой первый в ее истории Кубок чемпионов (мог, но не выиграл, уступив в финале по пенальти Стяуа). А перед этим Венейблс спустя 12 лет вернул в Каталонию чемпионский титул.

После отказа Венейблса главным кандидатом стал шотландец Алекс Фергюсон, наделавший много шума со скромным Абердином. Сначала он пообещал подумать, но потом все же решил отказать, поскольку не готов был приступить к работе с командой уже в мае, ведь готовил сборную Шотландии к ЧМ-86. Другими кандидатами, по версии прессы, считались Ховард Кендалл из Эвертона, Дэвид Плит из Лутона и Грэм Тейлор из Уотфорда.

Однако 12 мая босс Миллуолла Алан Торн вызвал Грэма с утренней тренировки и сказал: "Я всегда ждал, что тебя пригласит большой клуб, и давно морально готовился к этому. Наконец, это случилось, и я понимаю, что не могу тебе ничего запретить. С тобой хочет встретиться Питер Хилл-Вуд". Грэм признается, что был шокирован этим известием. Ведь доселе даже вездесущие журналисты не пронюхали ничего и не спекулировали его именем.

Долго думать Грэм не стал. "Я давно знал, что если у меня станет выбор между Арсеналом и Миллуоллом (или любым другим клубом), я всегда выберу Арсенал". Одна из глав автобиографии так и называется Домой на Хайбери...

Переговоры между тренером и Арсеналом, а также между двумя клубами прошли в кратчайшие сроки. Уже 14 мая Джорджа Грэма представили в качестве менеджера Канониров, а Миллуолл получил компенсацию в размере 60-ти тысяч фунтов. Разумеется, никто не сомневался, что важнейшую роль в приглашении Грэма отыграл Венейблс. Именно он порекомендовал Хилл-Вуду этого наставника, когда брал самоотвод. Они были хорошими друзьями, но, кроме того, наставник Барселоны действительно ценил тренерские умения Грэма.

В помощники новый наставник хотел взять давнего приятеля Фрэнка Маклинтока, который в то время руководил скромным Брентфордом. Грэм был впечатлен работой связки Брайана Клафа с Питером Тейлором, и мечтал иметь помощником человека не просто тонко понимающего футбол, но еще и единомышленника. Маклинток (тоже экс-игрок Арсенала) отказал, заверив, что дружба в случае их совместной работы может пошатнуться. Помощником же стал Тео Фоли, поднимавший вместе с ним Миллуол. Тоже очень хороший выбор.

Первым делом Грэм решил разобраться с той командой, что досталось ему от предшественника. Как он сам признается, его сразу шокировало два момента. Во-первых, денег на трансферы практически не было; во-вторых, у многих ключевых игроков заканчивались контракты с клубом.

Нападающий Тони Вудкок сказал, что собирается вернуться в Кельн, где он очень неплохо выступал до Арсенала, где ему доверяли (хотя в марте 1985 года он получил серьезную травму, которая едва не поставила крест на его карьере). Грэм не стал уговаривать 30-летнего форварда с хорошими знакомствами в кругу врачей. Также ушел ещё один возрастной нападающий Пол Маринер.

Жертвовать парой других игроков без контрактов наставник не хотел. Проще всего было договориться с легендой клуба Дэвидом О'Лири, который уже при руководстве Грэма станет рекордсменом Арсенала по сыгранным матчам - 722 поединка. Опытный, но в то же время совсем не старый (28 лет) О'Лири и молодой Тони Адамс казались новому наставнику основной парой центрбеков. Именно поэтому решил покинуть команду и Мартин Киоун, не видевший себе место в основе. К тому же молодой игрок просил серьёзной прибавки к зарплате, на что руководство не хотело идти.

19-летнего Дэвида Рокасла звал Ховард Уилкинсон из Шеффилд Уэнсдей, прекрасно знакомый с ним по молодежной сборной Англии. "Я зашел в кабинет с твердым желанием не выходить до тех пор, пока мы не подпишем новый контракт". Уговаривать Рокасла долго не пришлось, и он на годы вперед стал краеугольным камнем в центре полузащиты Арсенала. В 2001 году в возрасте 33-х лет Дэвид умер от рака.

Также одним из первых Грэм поговорил с Чарли Николасом, талантливым шотландцем по прозвищу Шампанское Чарли. В Селтике он почитался огромным талантом, в 22 года был признан лучшим игроком Шотландии, имел предложения от всех больших клубов Англии. В Ноттингем Форрест его не взяли из-за травмы, а МЮ и Ливерпулю отказал сам Николас, приняв предложение Арсенала. Спустя всего несколько месяцев стало понятно, почему. Николас стал завсегдатаем большинства злачных мест Лондона, постоянно появлялся на страницах бульварной прессы. Но болельщики его любили за артистизм. Грэм поговорил с Николасом, и вроде бы добился от него понимания.

Самое интересное, что Грэм не стал сразу же приглашать новых игроков, опровергая устоявшееся мнение о том, как метёт новая метла. До марта 1987 года в Арсенале появился только один новичок: из Колчестера, клуба четвертого дивизиона, за скромные 75 тысяч фунтов прибыл левый край Перри Гроувз. Да и то Грэм его возможности знал прекрасно, поскольку долго следил и собирался пригласить в Миллуолл.

Впрочем, особые перемены тому составу Арсенала не требовались. В команде собралось достаточно опытных игроков, которые так и не смогли реализовать свои немаленькие амбиции, а также много перспективной молодежи. Место в воротах занимали Джон Лукич, на флангах обороны действовали экс-звезда Ноттингем Форрест Вив Андерсон и основной левый защитник сборной Англии 80-х Кенни Сэнсом. В центре выступала вышеупомянутая связка О'Лири - Адамс. Дэвид Рокасл с Полом Дэвисом играли в центре поля. С появлением в основе Рокасла Стив Уильямс переквалифицировался в правого хавбека, а слева заиграл новичок Гроувз. В атаке выступали два 20-летних парня Найл Куинн и Мартин Хейс, в то время как Николас много пропускал из-за травм. (продолжение следует)

Игорь Бойко, Football.ua