Часть 1

"Это был не чемпионский, но очень хороший состав". Вспоминает Грэм. В первом сезоне Канониры заняли четвертое место, проиграв только Эвертону, Ливерпулю и Тоттенхэму. Успех пришел в Кубке Лиги. Арсенал прошел Хаддерсфилд, Ман Сити, Чарльтон и Ноттингем Форрест, получив возможность играть в полуфинале со злейшим врагом, то бишь Шпорами. В чемпионате Арсенал уже успел к тому времени дважды сыграть с Тоттенхэмом (ничья и победа на Уайт Харт Лейн).

Первый матч игрался на Хайбери, и Шпоры победили благодаря голу Клайва Аллена, которого остановить в том сезоне было не по силам никому (33 гола в чемпионате и 16 в кубковых турнирах). В первом тайме ответного поединка снова отличился Аллен, и в перерыве на стадионе зазвучала песня На пути к Уэмбли. "Я сидел на трибуне, и песня меня развеселила. На стадионе была такая атмосфера, будто прозвучал финальный свисток". Кто-то из запасных зашел в раздевалку и сообщил партнерам о том, что происходит на стадионе. Они завелись. Андерсон и Куинн ответил своими мячами, и Арсенал победил 2:1. Тогда в Англии еще не было дурацких правил гостевого мяча и серии пенальти, поэтому была назначена переигровка.

Спустя три дня команды снова встретились на Уайт Харт Лейн, и третий поединок кряду Клайв Аллен открыл счет. Теперь уже Шпоры действовали более собранно, и почти довели игру до нужного результата. Ключевое слово, разумеется, почти. Глубокий резервист Иан Аллисон вышел вместо получившего очередного повреждение Николаса и сравнял счет за семь минут до конца основного времени! А уже в овертайме Дэвид Рокасл вырвал победу для Канониров! "One nil down, two-one up, we knocked Tottenham out of the cup", - пела гостевая трибуна в тот вечер.

Новая травма Николаса заставила Грэма выйти на рынок в поисках игрока атаки. Керри Диксон из Челси и Джон Барнс из Уотфорда отказали. Правда, после этого поневоле поверишь, что и вправду все что ни делается - все к лучшему. Канониры обратили взор на 24-летнего высоченного (191 см) форварда Лестера Алана Смита. На много лет вперед он станет ключевым игроком в атаке команды, из-за чего придётся уйти похожему манерой игры Куинну.

В финале пришлось играть с ненасытным Ливерпулем, в то время без отдыха собиравшим трофеи. Еще труднее стало Арсеналу на 23-й минуте, когда великолепный Иан Раш открыл счет в матче. До матча газеты пугали: в 145-ти предыдущих матчах, когда забивал Раш, Ливерпуль побеждал. Однако спустя шесть минут Чарли Николас здорово сыграл во вратарской площади, сравняв счет. Решающим в матче стал выход на замену Гроувза, который своими действиями на левом фланге заставил ошибаться оборону Красных. За восемь минут до финального свистка именно он прекрасно сыграл на фланге и отдал передачу во вратарскую, где снова самым расторопным оказался Николас. Именно за эти два мяча он и вошел в зал славы клуба.

После этой победы в раздевалку зашел Дэвид Дин. Он поздравил с команду с трофеем и сделал одно важное замечание. "Это должен быть первый шаг к нашим большим победам". Грэму такие слова не были нужны. Он восхищался Ноттингемом Клафа, Ливерпулем Шенкли и Пейсли, у него была мечта построить такую же большую династию победителей в Арсенале.

Второй сезон Грэм потратил на усиление состава, сделав несколько кардинальных шагов, которые впоследствии будут иметь огромное значение. Ушедшего в МЮ Вива Андерсона на позиции правого защитника заменил Ли Диксон из Сток Сити, на левом фланге ушел лидер раздевалки, но переставший попадать в основу Кенни Сэнсом ("на первой тренировке он даже спросил, как называть меня Джордж или Босс"), которого вытеснил из состава Найджел Уинтерберн. Первого января 1988 года новым капитаном команды стал 21-летний Тони Адамс – самый молодой на тот момент капитан в истории Арсенала. Летом 1988 года из Стока пришёл Стив Боулд. Так буквально за  год линия обороны Арсенала поменялась кардинальным образом, превратившись в ту, которую потом назовут лучшей в истории клуба, "непроходимой и легендарной".

Для Грэма надежная игра в защите была ключевым фактором в достижении результата. За это его критиковали журналисты и болельщики (в основном других команд), а соперники попросту не любили. Весь мир обошла история, что на тренировках, дабы до мелочей, до рефлекса отработать взаимопонимание, наставник связывал четверку защитников цепью. Так вырабатывалась синхронность действий. Правда, это будет чуть позже, когда Дэвид О'Лири начнёт терять место в основе.

В том же сезоне у Арсенала был иной способ противостоять атаке соперника - пять защитников. Опытнейший О'Лири размещался за спиной Боулда и Адамса, играя либеро. Грэм, правда, возражает, что Арсенал играл в оборонительный футбол, используя схему 5-3-2. Он настаивает, что Диксон и Уинтерберн очень часто принимали участие в атакующих действиях команды, фактически были игроками такого типа, который в современном футболе называют латералями. Но кто ж ему поверит, ведь это бразильцы научили европейских фланговых защитников подключаться к атакам...

В пользу этих слов наставника говорил такой факт: Арсенал в том сезоне забил больше всех в лиге - 73 мяча! Однако против народного творчества не попрешь, и песенка Boring, Boring Arsenal стала хитом соперников Канониров. Поклонники самих лондонцев отвечали полушутливой One Nil to the Arsenal! Опять-таки, пересчитав все матчи под руководством Грэма за почти девять сезонов, можно убедиться, что команда только 36 матчей выиграла со счетом 1:0. Но на самом деле смысл этой песни в другом. Нередко Канониры забивали один мяч, после чего глубоко садились в оборону, если не было пятого защитника, то он вскоре выходил вместо кого-то из хавбеков. При этом контратаки с великолепными флангами и отменной связкой форвардов Мерсон - Смит были очень эффективны. Именно за такие действия команды при счёте 1:0 поклонники на трибунах стали петь главный футбольный хит того времени.

Начало сезона 1988/89 было неровным. Три победы на выезде над Уимбилдоном, Тоттенхэмом и Вест Хэмом чередовались домашними неудачами с Астон Виллой и Сотоном. Только ближе к середине сезона Арсенал принялся регулярно набирать очки, чуть позже захватил лидерство.

Несмотря на постоянную критику в прессе, Арсенал лидировал в чемпионате и, как казалось поклонникам, впервые за много лет имел отличные шансы выиграть чемпионство. Уже весной стало понятно, что главным противником Канониров будет Ливерпуль, сильнейший клуб 80-х годов Европы. Великий форвард Кенни Далглиш принял команду от своих не менее великих предшественников Билла Шенкли и Боба Пейсли, и не испортил ничего. И даже добавил! Ливерпуль продолжал оставаться невероятно грозной силой, с которой должны были считаться в Англии. В Европе тогда это делать не могли, ведь из-за трагедии на Эйзеле английские клубы отстранили от еврокубков.

Арсенал выиграл четыре матча кряду в апреле-начале мая и укрепил лидирующие позиции. Однако в двух предпоследних турах Канониры на своём поле умудрились провалиться: завершивший сезон на пятом месте Дерби выиграл 2:1, а знаменитая Банда Психов из Уимблдона сыграла 2:2. Матчи Ливерпуля из-за трагедии Хиллсборо были перенесены. 23 мая Красные разгромили аутсайдера Вест Хэм со счетом 5:1, не просто вырвавшись на чистое первое место, а обеспечив достаточно комфортную разницу мячей. Спустя три дня в заключительном туре мерсисайдцы принимали Арсенал на Анфилд Роуд. Расклад был проще некуда - только победа в два и больше мячей делала чемпионом Арсенал, любой другой результат - Ливерпуль.

Игорь Бойко, специально для Бей-беги