"Нашла курочка большой-большой орех... А орешек-то был такой большой, что она никак не могла его проглотить, и он застрял у нее в горле…"

Про смерть курочки, братья Гримм

Альпинист, карабкающийся на отвесную скалу, может потратить целый день, чтобы добраться до ее вершины. Выверяется каждое движение, каждый шаг. Самый опасный участок – последний, когда силы уже на исходе, а от чувства эйфории начинает кружиться голова. Путь вниз в случае неверного движения намного короче – считанные секунды.

Чтобы добраться до вершины английского футбола, Брэдфорд Сити понадобилось 77 лет. По жизни эта команда, однажды, в 1911 году, выигравшая Кубок Англии, была одной    из самых консервативных в лиге. Среди 40 менеджеров Курочек (прозвище Брэдфорда) был только один "«легионер" - ирландец Фрэнк Стэплтон, среди легенд клуба – сплошь британцы и представители бывших колоний.

Когда Брэдфорд под руководством Пола Джюэлла влез-таки в АПЛ, эту команду именовали Армией дедов, ибо такого подбора британских ветеранов не было ни в одной другой команде лиги. Над Брэдфордом посмеивались, но уважали – за преданность традициям и несгибаемую волю, которая помогла команде сотворить чудо и, лишив Ливерпуль места в зоне Лиги Чемпионов, остаться в элите с рекордно малым на тот момент количеством очков (36).

То, что было дальше, можно назвать как раз эйфорией альпиниста, после длительного пути увидевшего вершину и расслабившегося на миг. Сейчас этот "альпинист" в инвалидной коляске, с перебитыми руками и ногами обитает в Лиге 2, а его болельщики благодарят судьбу за то, что команда вообще осталась жива.

Обо всем по порядку. В январе 1998 года менеджером Брэдфорда стал  Пол Джюэлл. Легендарный игрок клуба как раз повесил бутсы на гвоздь и  принял бразды управления командой после отставки Криса Камара, при котором Брэдфорд в 1996 году поднялся из второго дивизиона. Джюэлл последние годы перед назначением был фактически помощником Криса и команду знал отлично. Он смог добиться очень высокого для Брэдфорда результата – 13-го места, и Джеффри Ричмонд, глава правления клуба, утвердил его на должности менеджера на постоянной основе.

Кто бы мог подумать тогда, что Джюэлл уже в следующем сезоне из твердого середнячка первого дивизиона сделает команду, претендующую на путевку в АПЛ? И не просто сделает, но и закончит сезон на втором месте, попав в элиту напрямую! Победа в последнем туре над Вулверхэмптоном на Молинью, добытая благодаря голам Ли Миллса, Питера Бигри и Робби Блейка (да-да того самого Блейка, который сейчас играет в Бернли!),  положила начало празднованиям – Брэдфорд в высшем свете 77 лет спустя!
Авторы голов в решающем матче   - это как раз и есть лидеры команды тех времен. Лучший бомбардир Миллс пришёл из Порт Вейла и выдал лучший свой сезон в карьере (25 мячей во всех турнирах), ветеран  Бигри, известный по выступлениям за Эвертон и Шеффилд Юнайтед, а также Блейк – молодой талант,  лишь недавно купленный у Дарлингтона.

Уже тогда команда выглядела весьма солидно: неистовый шотландец Стюарт Маккол в возрасте 34 лет перед началом триумфального сезона пришел из Рейнджерс, знаменитый  Ли Шарп, взятый в конце сезона взаймы у вражеского Лидса, хоть и выглядел молодо, но считался уже отработанным материалом. Защитники Уэйн Джейкобс и Джеми Лоуренс, вратарь Гари Уэлш были в самом соку.

К этой компании Джюэлл в межсезонье добавил парочку из Лидса: Гуннара Халле (34 года, 200 тысяч фунтов) и Дэвида Уэзеролла (28 лет, 1, 4 миллиона, рекорд клуба), выкупил контракт Ли Шарпа, приобрел 34 –летнего ветерана Нила Рэдферна и вечно перспективного защитника Челси Энди Майерса.  Нападающего Оксфорда Дина Уиндасса и игрока Арсенала Исайю Рэнкина Пол взял еще в конце сезона-1998/99, а перед самым дебютом в элите позвал из Бенфики 35-летнего валлийца Дина Сондерса.
И с этой старперской армией Джюэлл бросился в бой! Мало того, по ходу сезона к ним присоединился наш недавний герой Невилл Саутхолл, тогда уже разменявший пятый десяток.

Уже в первом матче на Риверсайде "дедушка" Сондерс открыл счет голам Брэдфорда в АПЛ, отличившись на 89-й минуте. В первом домашнем матче на все той же предпоследней минуте основного времени принес очко своей команде Бигри, реализовав пенальти. Интересно, что после трех поражений следующий балл в копилку команды капнул только благодаря голу уже на последней минуте Макколла в матче с Тоттенхэмом. Вот вам и дедушки!

В концовке сезона  Брэдфорд сильно сдал, потерпев несколько крупных поражений (0:4 от Ковентри, МЮ и Эвертона). Но после феерической ничьей в матче с Дерби (4:4 с хет-триком Уиндасса) команде удалось собраться и одержать две кряду победы: над Сандерлендом на выезде и на своём поле в матче с главным конкурентом Уимблдоном. Тогда красную карточку получил Джон Хартсон, и Бигри с Уиндассом добили Донов.

Перед последним туром диспозиция была такова: Уимблдон и Брэдфорд имели  одинаковое количество очков, но у лондонцев была лучше разница мячей. Потому Брэдфорду нужно было побеждать и надеяться на осечку конкурентов в Саутгемптоне. Проще сказать, чем сделать. Дело в том, что играть предстояло пусть и дома на Вэлли Парад, но зато с Ливерпулем, который как раз заочно соревновался с главным врагом Брэдфорда (ну не считать же серьезным противником более старый, но неудачливый Брэдфорд Парк Авеню?)  Лидс Юнайтед за путевку в Лигу Чемпионов!  Лидс играл на выезде с Вест Хэмом и опережал на одно очко Ливерпуль.

Признаться, надежд на спасение у "дедуганов" не было никаких, но случилось чудо, и гол Уэзеролла, забитый еще в начале матча, стал для Курочек победным. Как ни старался Ливерпуль, но так и не смог пробить Мэтта Кларка. Уимблдон проиграл Сотону, Лидс отстоял нулевку в Лондоне, а в Брэдфорде начались народные гуляния. Народ высыпал на поле, помнится, даже перекладину ворот сломали.

Эйфория захлестнула не только болельщиков, но и руководство клуба, которое как говорится «понесло». Джюэлл очень вовремя почувствовал к чему это все идёт и ушел в вылетевший Шеффилд Уэнсдей. На его место назначили Криса Хатчингса, помощника менеджера. Вам это ничего не напоминает? Да, именно так было в Уигане – чудесное спасение, уход Джюэлла, приход Хатчингса. И продолжим – провал Хатчингса.

Закупки пошли косяком, руководство Брэдфорда не считалось с расходами и отваливало новичкам поистине царские контракты. Позже глава клуба Ричмонд будет говорить о каком-то необъяснимом помутнении, двух неделях безумия, которые стоили клубу очень дорого. По знакомому маршруту из Лидса за 2,5 миллиона пришел Дэвид Хопкин, за миллион из Челси взяли Дана Петреску, из Блэкберна за полтора "лимона" пришел нападающий Эшли Уорд. Но самое главное  - из Астон Виллы с сумасшедшей для Брэдфорда зарплатой в 40 тысяч фунтов в неделю был подписан свободный агент Бенито Карбоне.

Кроме того, Брэдфорд проявил неосторожность и заявился в  Кубок Интертото – уж очень захотелось попробовать на вкус ещё и еврокубков. Разгромив литовцев из Атлантаса и голландцев из Ваалвейка,  Брэдфорд по всем статьям уступил питерскому Зениту, так и не пробившись в Кубок УЕФА. Теперь с высоты десяти сезонов, прошедших с того времени, можно с уверенностью говорить о том, что заявка в Интертото стала для команды самоубийством. Начать сезон в июле, форсировав подготовку – такие фокусы даром не проходят, особенно для неопытных на европейском уровне команд.

Что удивительно – стартовали Курочки вполне неплохо, и уже во втором туре обыграли Челси, сыграли вничью с Арсеналом. Но с равными себе команда Хатчингса играла отвратительно. В конце концов, Крис уже в ноябре уступил место временщику  Стюарту Макколу (который, кстати, тренирует команду сейчас), а затем Брэдфорд принял Джим Джеффрис, шотландский специалист их Хартс.

В команду пришла новая партия ветеранов: Стэн Коллимор, Билли Маккинли, Роб Моленаар, но все это было уже бесполезно. Брэдфорд не сумел избежать синдрома второго сезона и безнадежно оккупировал последнюю строчку таблицы.

В принципе, в вылете Сити ничего страшного не было – таких команд, почувствовавших вкус АПЛ и на второй сезон спикировавших обратно, было достаточно – тот же Ипсвич Крейга Берли, Рэдинг Стива Коппелла… Но проблема была в другом – руководство Брэдфорда начало жить на широкую ногу.  Ухватив бога за бороду, в клубе развернулись во всю ширь своих амбиций. Ричмонд набрал кредитов под будущие доходы, решив построить второй ярус на Вэлли, вместе с этим началась реконструкция Академии, клубного офиса и магазина.

Рассчитывали на одно, а получилось совсем другое. Возможные доходы, заложенные в бюджет, сократились вследствие вылета из АПЛ. Вернуться сходу не получилось, ибо пришлось продать всех, на кого был хоть какой-то спрос. Карбоне, подписанный на длительный срок, скандалил и ездил по арендам – в  Дерби и Боро. Команда стала середнячком первого дивизиона, вернувшись на те же позиции, с которых стартовала. Но вот беда – долг перед кредиторами рос не по дням, а по часам, а тут еще подоспело банкротство канала ITV Digital, обещавшего выплатить все клубам Футбольной Лиги 178 миллионов фунтов за покупку прав на ТВ-трансляции. Это была последняя капля, которая погубила Курочек. В клубе ввели администрацию, объявив о долгах в 13 миллионов фунтов. Запрет на трансферы был самым меньшим из зол – на новых игроков и так не было денег.

Ричмонд  подумал было расторгнуть контракты с большинством игроком в одностороннем порядке, чтобы хоть немного улучшить состояние клуба, но Лига быстро отстранила его от правления и назначила временного администратора - Майка Мура.
Однако неприятности клуба только начинались. Кое-как выкарабкавшись из передряги и сменив владельцев, Брэдфорд стал деградировать на футбольном поле и в феврале 2004 года попал в новую неприятность, когда накопилась новая порция долгов и в Брэдфорде снова была введена администрация.

Роудс и Гибб, два семейства, пришедших на смену Ричмонду, не поделили власть в клубе, и как только запахло неприятностями, возникла ссора. В процессе "спасения" Брэдфорда большая часть его собственности и, что самое важное, стадион, перешли во владение Гордона  Гибба, а самим клубом остались руководить Роудсы. Это очень быстро привело к продолжению «терок», ибо Гибб стал завышать ренту для клуба и всячески вставлять палки в колеса недавним партнерам. Сейчас клуб всерьез рассматривает возможность переезда на Одсал Стэдиум - стадион регбийной команды Брэдфорд Буллс.

Действительно, зачем команде Лиги 2 такой огромный стадион, как Вэлли? 25 тысяч там собиралось только в АПЛ. Да и то не всегда. Во время второй администрации команда свалилась в Лигу 2, последний уровень профессионального футбола Англии, и просветов  пока не видно.

Какой-то неудачливый клуб этот Брэдфорд Сити. Вспомним хотя бы пожар на их стадионе в 1985 году, унесший жизни 55 болельщиков и ставший отправной точкой перестройки английского стадионного хозяйства (его мы, кстати, рассмотрим подробно в ближайшее время), описанные выше мытарства…

Нельзя сказать, что в Брэдфорде не любят футбол – на последний матч Лиги 2 с Рочдейлом (безнадежно проигранный 0:3) пришли 11 472 зрителя, что довольно солидный показатель для регбийного региона и регбийного города. Но вот бездарное руководство, нагромождение управленческих ляпов и просчетов привели к тому, что клуб с достаточно неплохой инфраструктурой и болельщицкой базой вынужден не жить, а существовать.

Мораль сей басни такова – кредиты это хорошо, но жить желательно по средствам. Пример Брэдфорда и их недругов из Лидса стал наглядным уроком, как нельзя вести футбольное хозяйство и многому научил руководителей английских клубов. На ошибках учатся. Кто-то на чужих, а кто-то, как Брэдфорд, на своих.

Орех с эмблемой АПЛ оказался действительно вкусным, но уж очень большим. Клевать его нужно было по чуть-чуть…

Сергей Бабарика, специально для Бей-беги