Футболисты делятся на тех, кто таскает рояль, и тех, кто на нем играет. Парадоксально, но тренеры тоже. Есть энтренадоры, садящиеся только за кресла перед самыми дорогими инструментами, а есть и такие, которым дай любой рояль, так он его с первого на десятый этаж занесет. По лестнице, без всякого лифта. Ману Пресиадо был именно из таких.
Он никогда не играл в великих клубах и никогда их не тренировал. Простой работяга, он шел туда, куда звали – будь то утопающая в нижних категориях Химнастика из Торрелавеги или пыльный дубль сантандерского Расинга. Он всегда действовал одинаково: приходил, засучивал рукава и тащил инструмент наверх, как можно выше.
Барса Хосепа Гвардиолы – это элегантность, стиль, на глазок ей все дается легко. Команды «Манолина» никогда таковыми не являлись: они шли вперед трудно, на надрыве физических и писхоэмоциональных сил, с агонизирующим криком – торжества ли, отчаяния ли, - даже не столько шли вперед, сколько карабкались по отвесной стене, как и положено футбольным «карликам». Когда у тебя нет под рукой денег Мадрида или футбольной академии с красивым названием La Masia, а самый твой лучший игрок это угрюмый ветеран, бывший титуларом в команде Примеры средней руки, приходится искать какие-то иные рычаги воздействия для достижения результата. Такой рычаг у «Манолина» имелся. И назывался он «психология».
Его команды всегда умели настроиться на конкретный матч, конкретный отрезок конкретного турнира, конкретную стадию плей-офф. Кто прервал уникальную, самую длинную в мировом футболе серию Жозе Моуриньо без домашних поражений в национальных чемпионатах, длившуюся сто пятьдесят матчей и девять лет? Сэр Алекс Фергюсон из МЮ? Гении тактической мысли из Серии А? Пеп Великолепный? Нет. Это сделал Ману Пресиадо – с борцом за выживание, хихонским Спортингом. Астурийцы не обыграли Мадрид в гостях по всем статьям: они бил
ись, грызли газон, стелились в подкатах, выстраивались «автобусом», а когда прозвучал финальный свисток, просто попадали на скользкую траву от усталости, так как истратили все свои силы. Это и была победа а-ля Пресиадо. Когда ты выигрываешь не потому, что должен, а вопреки тому, что должны они.
…
Драматическое лицо с грустными глазами бульдога – даже после больших побед: в личной жизни последнее десятилетие стало для «Манолина» адом. В 2002-м умерла его жена после продолжительной и, увы, безуспешной борьбы с меланомой, самой опасной разновидностью рака кожи; в 2004 году его младший сын, 15 лет от роду, передвигаясь на мотоцикле, угодил в смертельную катастрофу; а в 2011-м году отец, помогая соседу толкнуть авто, попал под колеса транспортного средства. Три смерти самых близких людей. Каждая из них добавила седых волос, невыплаканных и выплаканных слез, оставив незаживающие рубцы на сердце. На том самом сердце, которое, не выдержав нагрузок, остановилось вчера в Валенсии.
Мануэль Пресиадо только-только подписал контракт с Вильярреалом. Президент Подводников Фернандо Роиг Альфонсо даже пошутил по этому поводу: «Шестой раз выплывешь наверх, а, Ману?»
«Манолин» поднимал дивизионом выше уже пять клубов: Химнастику – из Терсеры в Сегунду Б, Расинг-Б из Терсеры в Сегунду Б (дважды), Леванте – из Сегунды в Примеру, Хихон – из Сегунды в Примеру. Вильярреал должен был стать шестым клубом в этом славном списке достижений наставника, в 2008 году получившего Трофео Мигель Муньос в категории «Сегунда» (вручается лучшим тренерам первого и второго дивизионов Испании).
Но судьба решила иначе, сердце остановило привычный бег, и «Манолин» сделал свой последний, уже неосознанный шаг – в пустошь на конце тропы.
Он ушел – парень, таскающий рояль; едва не спившийся от горя трудоголик; уважаемый в Испании специалист; любимец мальчишек, подающих мячи на Эль Молинон – Маноло всегда терпеливо с ними фотографировался, не жалуясь на нехватку времени.
Историй, подобных этой – тысячи, и мир не рушится, когда одна из них обрывается. Но человек жив, пока жива память о нем, а в Хихоне всегда будут помнить о Мануэле Пресиадо, тренере маленькой команды, умеющей останавливать большие клубы.
Он делал свое дело, как умел. Пусть незатейливо, зато искренне. Он умер, снова засучив рукава и готовясь взяться за новый рояль – чтобы на очередном излете всех своих стараний и умений нести его вверх по лестнице. Как можно выше.
· Сборная Испании начала очередную тренировку с минуты молчания в память о Мануэле Пресиадо.
· Висенте дель Боске, главный тренер сборной Испании: «Я шокирован. Мы узнали об этом за завтраком, и известие стало настоящим ударом для нашей команды. Он был истинным бойцом, олицетворявшим дух спорта».
· Жозе Моуриньо опубликовал на официальном сайте своего клуба сообщение, в котором очень тепло отзывается о Ману Пресиадо.
· Жозе Моуриньо, главный тренер Мадрида: «У него было все, что я люблю в людях и спортсменах – характер, открытость, смелость. Я постоянно буду помнить о нем».
· Испанские клубы на официальных сайтах и в твиттерах принесли соболезнования родным и близким в связи со смертью Мануэля Пресиадо.
28.08.1957 – 06.06.2012
Алекс Маннанов, специально для Football.ua