«Я к тому времени только пришел из Спартака. Был в Роме еще и Омари Тетрадзе. Закончилась тренировка. Дождь, слякоть. Вошли в раздевалку, сняли форму. Появился с сигаретой флегматичный Земан. И тут Кандела, связав две мокрые гетры, со всей силы швырнул их в лицо тренеру! Но еще больше меня поразила реакция Земана - он поднял с пола сигарету, вновь ее раскурил и спокойно вышел из раздевалки. Я в шоке к Тетрадзе: «Здесь что, так принято?» Омари засмеялся: «Привыкай!» А вокруг - общий хохот, музыка... И потом - никаких санкций». 
Из воспоминаний Дмитрия Аленичева.
Да, этого немолодого человека с сигаретой в руках можно назвать флегматиком. Он практически никогда не кричит, его редко заметишь у кромки поля. 
Он спокойно реагирует на победы и поражения своей команды, но в душе этого футбольного старца, который постоянно ходит с заложенными за спину руками, вдумчиво поглядывая вниз, кипит настоящая футбольная страсть. Страсть огненная, испепеляющая всех вокруг: как соперника, так и свою команду, и вероятнее всего, его самого. 
Вы не ошиблись – это не начало одного из матчей регби. Это Рома Земана разыгрывает мяч в центре поля, готовясь с первых секунд броситься на противника. Этой команды уже больше не существует и вряд ли мы уже когда-то увидим такую Рому. Рома Земана – это потерянный футбольный архипелаг, своего рода Атлантида, которая исчезла с лица земли, и о которой в будущем будут слагать легенды. Не увидеть нам фирменных 4:2 от Земана против Фиорентины и Милана, не прочитать в комментариях после матча Ромы веселое OppaZemanStylе, постоянно сопровождаемое смайлами. 
Земан выводил свою команду на поле лишь для того, чтобы она дарила радость зрителям своей яркой игрой, и его команда наполняла радостью весь футбольный мир, при этом с тем же успехом заставляя страдать своих болельщиков, после обидных поражений вроде 2:3. Римская сказка длилась меньше полугода. При чешском специалисте Рома в 23-х матчах чемпионата забила 49 мячей – это лучший результат в лиге на то время, при этом умудрилась пропустить 42 гола. Но, похоже, Зденека Земана это нисколько не волновало, иначе как еще можно трактовать следующие его слова: «Вы можете пропустить четыре мяча за игру, главное, чтобы после финального свистка у вас было на один забитый мяч больше»
Земан бросил свою душу на алтарь атаки, лишь бы подарить радость зрителям. Ему это удалось, но цена оказалась слишком высокой. Руководство Ромы отказалось потерянными очками в турнирной таблице платить за шоу, которое выдавала команда Земана, и после серии неудачных, но все так же веселых матчей, чешский специалист был уволен с поста главного тренера Ромы. Он ушел, но оставил после себя богатое футбольное наследие, которое молодые игроки римского клуба просто обязаны использовать для своего же блага.
Бывший игрок Ромы, а ныне практикующий тренер Эусебио Ди Франческо в одном из своих интервью сказал: «Он прекрасный учитель футбола, для которого голы – на первом месте. Однако не всегда выходит так, как хотелось бы. Я пользуюсь его наукой в тренерской работе, благодарен ему за то, кем являюсь, и мне очень жаль, что его эра подошла к концу».
Давайте и мы постараемся вникнуть в игровую философию Зденека Земана – магистра атакующего стиля в футболе, с целью понять, благодаря чему его команды забивают всегда так много мячей, при этом не обладая выдающимся подбором игроков. 
Начнем наш анализ с рассмотрения тактической схемы, которой придерживался чешский тренер в Роме. Тут Земана можно назвать, в некотором роде, догматиком. Практически на протяжении всей своей карьеры он продолжает отстаивать схему 4-3-3, постоянно используя ее в своих командах.
«Схемы и системы тренировок никогда не меняются. Чтобы держать под контролем поле, нет ничего лучше тактики 4-3-3».
Его игра строится на геометрии, о чем Земан не раз упоминал в своих интервью. Некоторые футболисты, игравшие под руководством чешского специалиста, утверждают, что он рассматривал эту схему как некую исходную позицию на «шахматной доске». На тренировках он расставлял игроков по схеме 4-3-3 и заставлял «фигуры» не спеша ходить по полю. Так команда разучивала взаимные перемещения и различные варианты атак.
На указанной схеме показаны позиции игроков Ромы в матче против Милана, в котором римляне одержали яркую победу со счетом 4:2. Как и в любой схеме, ключевая роль в построении Земана отводится полузащитникам. Вот что он говорит на этот счет: «Наличие игрока в центре полузащиты, способного обеспечить баланс, позволяет мне использовать еще двух техничных игроков в центре, хорошо играющих на атаку».
В матче против Милана, как можно увидеть на схеме, в центре поля действовал треугольник Де Росси – Брэдли – Пьянич, который являлся центром тяжести всей системы игры римского клуба. Эти три игрока перемещались по всему полю, стараясь занимать позиции в зонах расположения мяча. Де Росси занимал позиции чуть ниже Брэдли и Пьянича, и именно он по задумке Земана должен был обеспечивать баланс. 
На кадре выше показано, как три центральных полузащитника синхронно смещаются к правому флангу, через который сейчас разворачивается атака Ромы.
А на этом снимке показано, как трио центральных полузащитников Ромы начинает быструю атаку на ворота Милана. 
Как же распределяются роли между остальными игроками в системе Земана? Какая главная идея его атакующего построения в атаке? Вряд ли кто-то сможет ответить на эти вопросы лучше, чем мистер Зденек: «Я предпочитаю играть в три форварда, которые всегда должны стремиться в штрафную площадь, тем самым оказывая давление на ворота противника. Вы не всегда можете добиться того, чего хотите. Но в моих командах форварды всегда забивали много мячей. Конечный результат в большей степени зависит от того, как отрабатывают в эпизодах полузащитники и крайние защитники. Очень важно, чтобы фулбеки активно шли вперед, поддерживая атаку, и всегда использовали свободное пространство на флангах».
Прочитав внимательно эти слова, мы начали искать эпизоды в матчах Ромы, которые бы соответствовали сказанным словам Земана, и вот что удалось отыскать в матче римлян против Милана:
Перед вами одно из типичных расположений игроков Ромы при атаке ворот противника. Впереди трио форвардов Тотти – Освальдо – Ламела. Крайние нападающие располагаются немного позади центрфорварда. Чуть ниже в статье мы подробней остановимся на этом моменте, где этот принцип будет описан профессиональным итальянским тренером, а пока обратим свое внимание на позиции крайних защитников Пириса и Бальдзаретти. Пожалуйста, перечитайте еще раз внимательно последнее предложение Земана, которое касается фулбеков.
На данном стоп-кадре видно, что сейчас крайние защитники могут активно идти вперед, взрывая свободное пространство на флангах, которое образуется за счет того, что Тотти и Ламела располагаются ближе к центральной оси поля, а не к флангам. Земан отмечает ключевую роль фулбеков в своем построении, но важно тут не то, что он говорит, а то, как он старается создать своим крайним защитникам магистрали для атаки путем создания для них игрового пространства за счет смещения крайних нападающих в середину. Через несколько секунд игроки Ромы воплотят в жизнь еще одну игровую идею своего тренера.
Через центральных полузащитников мяч был переведен на фланг в свободную зону на левого защитника Бальдзаретти, который уже готов сделать опасный прострел в штрафную площадь противника, где сейчас находятся все три (!) форварда Ромы. По статистике, очень много мячей забивается из штрафной площади после прострелов с фланга, и игра Земана построена таким образом, чтобы оказывать максимальное давление на крайне важную и щедрую на голы зону перед воротами соперника.
Схематично этот принцип построения атаки можно отобразить следующим образом.
Мяч может доставляться на фланги по таким магистралям:
- прямолинейно через фланги за счет мобильности фулбеков (черные стрелки);
- через центральную зону, по цепочке из игроков полузащиты и крайних нападающих (красные стрелки)
- со смещением с одного фланга на другой, через зону трех игроков полузащиты (синие стрелки). 
Во всех трех вариантах, ключевое значение имеет движение вперед фулбеков, которые должны стремиться встретиться с мячом на фланге на уровне штрафной площади противника, в независимости от того, по какому пути разворачивается атака на ворота соперника. Подачу с фланга могут выполнять и крайние нападающие или один из полузащитников, главное, чтобы в штрафной при подаче с фланга находилось минимум три человека.
Обратите внимание на то, какую позицию на данном снимке занимает левый защитник Ромы Бальдзаретти. Выполнив передачу на фланг на Тотти, он сразу направился в штрафную площадь россо-нери, занимая позицию третьего форварда перед воротами соперника. 
В идеале, в конечном итоге должна получиться игровая ситуация, когда крайний защитник сможет выполнить прострел на трех игроков в штрафную площадь противника. Форварды по задумке Земана должны врываться во все убойные зоны: на ближнюю штангу, на дальнюю штангу и в зону, расположенную прямо перед воротами обороняющейся команды. 
Три центральных полузащитника должны занять позиции перед штрафной площадью для подбора мяча, который может быть выбит защитниками после прострела. Если мяч удастся подобрать, то может последовать прямой удар по воротам или же атака продолжится вторым темпом через центр. В штрафной площади противника после бурной фланговой атаки должен образоваться временный хаос, который можно будет использовать в своих целях для завершения атаки, тем более что наличие трех форвардов в штрафной площади соперника только будет сопутствовать этому.
Применяя вышеописанный тактический план, Земан крушил оборону Милана на поле Стадио Олимпико. В этом матче Рома одержала яркую победу 4:2, переиграв команду Аллегри на флангах. Рассмотрим еще один пример из матча Рома-Милан.
Мяч через центральную зону переводится в свободное пространство на фланг Бальдзаретти. Левый защитник Ромы при Земане так активно шел вперед, что уже в честь его фамилии можно назвать одну из моделей Феррари. Но вернемся к эпизоду. Еще раз отметим позицию Тотти, который сместившись в центр для получения мяча, оставил свободную зону на фланге левому защитнику Ромы.
Всего через четыре секунды мяч переводится на фланг Бальдзаретти, который выполнит голевую передачу на Освальдо. Количество игроков Ромы в штрафной Милана воистину впечатляет!
В чем же кроется опасность прострела с фланга в штрафную площадь? Почему после подобных комбинаций забивается так много мячей?
Позволим себе предположить, что если не основная, то одна из ключевых причин кроется в том, что при подобном продолжении атаки защитнику очень трудно контролировать мяч и игрока, которого он должен опекать в своей штрафной площадке. Когда атака развивается флангом на большой скорости, то подобный взаимный контроль выполнить очень сложно. Нужно отметить, что четко контролировать мяч и своего оппонента могут далеко не все центральные защитники, играющие в ведущих чемпионатах Европы. Если последить за действием игроков обороны в различных матчах повнимательней, то можно заметить, что некоторые из них вовсе теряют контроль над игроками соперника в своей штрафной площадке, концентрируя свой взгляд исключительно на игроке, владеющим мячом. Классный защитник всегда занимает позицию между воротами и своим визави в штрафной, при этом контролируя взглядом как игрока с мячом, так и непосредственно игрока, расположенного перед ним. Нужно сказать, что четкий зрительный контроль в исполнении игроков обороны все же не всегда спасает от пропущенных мячей после подобных прострелов, и, видимо, Зденек Земан знает это как никто другой.
Предлагаем вам просмотреть несколько эпизодов из матча Рома-Милан, где римляне действовали по вышеописанному методу Земана, который мы пытались проанализировать.
 
Конечно, атаки Ромы при Земане не проводились исключительно через фланги. Любая атака должна стремиться проходить через зону наименьшего сопротивления со стороны соперника, то есть через свободное пространство, которое образуется на половине поля обороняющийся команды. 
 
 
На этом стоп-кадре показано, как сразу восемь игроков Ромы, словно лавина, атакуют ворота Катаньи через центральную зону. Спустя мгновение Освальдо забьет удивительный по красоте мяч. Правда, справедливости ради, нужно отметить, что данная атака разворачивалась через левый фланг Ромы и на данном кадре показана вторая волна атаки, после подбора мяча игроками римского клуба перед штрафной площадью Катаньи.
 
А теперь вернемся к анализу расположения трех форвардов Ромы, о котором мы упоминали выше. 
 
Перед вами диаграмма, взятая из книги Алессандро Дзаули «Soccer. Modern Tactics». В одной из глав данной книги, итальянский тренер Клаудио Терцулли дает такие разъяснения по поводу расположения крайних форвардов №7 и №11 указанных на схеме: «Центральные защитники не могут атаковать игроков №7 и №11. Их главная задача создавать большинство против центрфорварда №9. Если защитник все же решит выйти в прессинг, то он оставит открытое пространство прямо перед своими воротами. Из-за этого игроки №7 и №11 всегда должны искать свободные зоны для получения мяча между линиями защиты и полузащиты обороняющейся команды. Мои главные атакующие принципы: атакуй пространство; играй через фланги».
 
На схеме синим цветом указано пространство, которое крайние нападающие №7 и №11 должны стараться использовать для получения мяча при построении атак своей команды.
 
На данном стоп-кадре показано, как правый крайний нападающий Ромы выдвигается в пространство между линией защиты и полузащиты соперника для получения мяча. За ним следует игрок соперника, тем самым оголяя пространство за своей спиной. В открытую зону сразу направляется полузащитник Ромы Брэдли. На наш взгляд, это очень хороший пример в исполнении игроков Ромы на тему, описанную выше Клаудио Терцулли. 
 
 
Очень интересны размышления Земана по поводу контроля мяча во время игры. В последние годы, благодаря грандиозным успехам испанского футбола, в моду вошла тактика, в основе которой лежит стремление подолгу сохранять владение мячом. Как известно, до Земана Рому возглавлял Луис Энрике - яркий представитель барселонской философии ведения игры, которая основана на тотальном контроле мяча. Интересно, что чешский тренер придерживается абсолютно другого мнения на этот счет: «Я понимаю, что философия Луиса Энрике была основана на владении мячом. Что касается меня, то я предпочитаю играть в более быстрый футбол. На мой взгляд, если вы будете контролировать мяч без стремительного продвижения вперед, то противник в конечном итоге сможет адаптироваться под ваш стиль. Из-за этого становится значительно тяжелее проводить атаку. В таком случае, атака в большей степени будет зависеть от индивидуального мастерства и фантазии имеющихся у вас в наличие игроков. Я предпочитаю избавиться от ненужных вещей. На мой взгляд, нет смысла применять горизонтальные передачи, если соперник вас не прессингует с целью оттеснить назад. В таком случае все сводится к простому перекатыванию мяча, которое само по себе не имеет особого значения. Мы всегда должны делать на поле только то, что имеет смысл».
 
При Земане Рома не отличалась тотальным контролем мяча. В среднем команда владела мячом 57% игрового времени матча. Интересно, что сам Земан указывает на то, что при барселонском методе игры многое зависит от индивидуального мастерства и фантазии исполнителей. Вот еще одно доказательство того, что нельзя стремиться воспроизвести стиль Барселоны, не обладая необходимым подбором игроков.
 
На наш взгляд, стиль Земана строится не на владении, а на скорости и взаимном, в большинстве случаев, вертикальном движении вперед. Его Рома, словно породистый мустанг, постоянно стремилась бежать вперед на ворота противника. 
 
Приведем еще несколько интересных высказываний Зденека Земана по поводу его стиля игры: «Я прошу своих игроков, чтобы они не били бездумно мяч вперед. Я понимаю, что не всегда это возможно. Самое главное, чтобы игроки оказывали поддержку друг другу, постоянно открываясь для получения передачи от своих товарищей, если они попали в трудное положение. Играем мы дома или в гостях, не имеет никакого значения, мы всегда должны стремиться придерживаться одного стиля игры».
 
Часто, по ходу матчей, в исполнении игроков Ромы можно было заметить множество простых комбинаций на локальных участках поля, которые под силу исполнить даже игрокам, не обладающим высочайшим индивидуальным мастерством.
 
Вот две небольшие диаграммы, также взятые из книги Алессандро Дзаули. Простейшие комбинации, в основе которых лежит моментальное движение игрока для открывания после того, как он отдает передачу. Короткие «стеночки» с постоянными забеганиями вперед для приема мяча были так характерны для Ромы Земана. На каждом участке поля, где бы ни оказался мяч, игроки стремились как можно быстрее прорваться к воротам соперника, окружая игроков противника своеобразными треугольниками, подобно тем, что указаны на диаграммах 154 и 156.
 
Персона Земана воистину уникальна. Этот человек практически на протяжении всей свое тренерской карьеры отстаивает свой атакующий, даже в чем-то бесшабашный стиль игры в стране, где умение играть в обороне возведено в некий культ. Великий Арриго Сакки в свое время сказал удивительные слова: «В Италии мы играем в очень консервативный футбол, преимущественно ориентированный на оборону. По двум причинам: первая – социальная (это то, что больше итальянцы предпочитают), вторая – спортивная. Нам не хватает культуры тяжело работать и если вы не хотите работать тяжело, то намного проще играть в оборонительный футбол, чем в атакующий».
 
Земан хоть по национальности и чех, но всю свою сознательную жизнь провел в Италии. Он вырос в итальянском футболе, о котором говорит Сакки, но так и не принял итальянскую философию игры. Земан создал свой футбольный мир, со своими идеями и взглядами на игру. Его стиль – это атака, а стало быть, тяжелая работа на поле, которую команда должна быть готова выполнять на протяжении всего матча. Возможно из-за этого его тренировки, о которых ходят легенды, так изнурительны. Не все выдерживают подобные нагрузки, и чешского специалиста часто за это критикуют, но и это Земана мало волнует: «Если вы хотите совершенствоваться, то вы всегда должны тяжело работать. Чем больше вы работаете, тем лучше вы становитесь. Я не понимаю дебатов, касающихся моей изнурительной подготовки… Я изучал тренировки в других видах спорта, где спортсмены тренируются по два или три раза в день и при этом еще никто не умер».
 
Да, у Земана нет тех трофеев, которые возводят людей его профессии в ранг великих и выдающихся людей в футболе, но радости и наслаждение от игры он подарил гораздо больше некоторых завоевателей всевозможных кубков. 
 
Не стоит забывать, что Земан был причастен к воспитанию выдающихся игроков в истории итальянского футбола: Джузеппе Синьори и Алессандро Несты. Для Марко Вератти в Пескаре он был футбольным крестным отцом, а для Франческо Тотти в Роме продолжал оставаться мудрым наставником, познавшим многое на своем жизненном пути. 
 
Покидая пост главного тренера Ромы, Зденек Земан произнес: «Моя самая большая благодарность - игрокам и руководству Пескары, которые позволили мне играть в тот футбол, который мне нравится. Я не жалею ни о чем из того, что сделал в Роме, я согласился на этот пост, потому что очень хотел возглавить Рому, мне жаль, что не удалось воплотить то, что было у меня в голове, а также то, на что команда была потенциально способна. Мне приятно, что в меня верило столько людей, и продолжает верить. Тотти? Я надеюсь отпраздновать с ним обгон Нордаля, ему осталось совсем немного. При выборе лучшего тренера я голосовал за Конте, который играет в отличный футбол и создал в Ювентусе победный менталитет».
 
Меньше года тому назад Рим встречал магистра атаки громкими овациями. Тот, кто ждал результата от чешского тренера, видимо пережил глубокое разочарование. Ну, а жаждавшие зрелища и огненной страсти на футбольном поле, несомненно, испили до дна свою чашу наслаждения от игры. 
 
Хочется верить, что Земан вскоре вернется к тренерской работе, пусть не в великом, а в каком-то скромном итальянском клубе. Так даже лучше! Земану уже нечего терять и от этого он станет еще более кровожадным в атаке. Так что те, кто окажется по ту сторону поля – трепещите!!!
 
В качестве послесловия предлагаем вам посмотреть топ-10 мячей, забитых игроками Ромы под руководством Земана, по версии эксперта Серии А – Юрия Шевченко. Надеемся, данное видео принесет вам истинную радость, которую в свое время так часто дарила всем любителям футбола Рома Зденека Земана.
 
 
 
Полиграф специально для Football.ua