Прошлый сезон стал для поклонников дортмундской Боруссии воистину незабываемым – их любимые Шварцгельбен защитили титул чемпиона Германии, к тому же оформив первый в более чем столетней истории клуба "домашний дубль". Они впечатляюще избежали синдрома второго сезона, установив сразу два рекорда: по количеству набранных очков (81) и наиболее продолжительной серии без поражений в одном сезоне (28). Ведущий спортивный журнал страны Киккер сравнил это достижение Боруссии с «невероятным» прыжком Боба Бимона на Олимпийских Играх 1968 года.
 
Тигрята научились справляться с потерей лидеров команды. Например, после продажи капитана Боруссии Нури Шахина в мадридский Реал в 2011 году, его место в полузащите более чем удачно занял Синдзи Кагава, чье возвращение после травмы пришлось как раз к месту. Аналогично этим летом, когда японец перешел в Манчестер Юнайтед, дортмундцами уже была найдена ему замена в лице молодого таланта Марко Ройса.

выступления на международной арене были «менее впечатляющими»Как сказали в самом клубе, выступления на международной арене были «менее впечатляющими», поскольку Боруссия завершила выступления в Лиге чемпионов на последнем месте своего квартета, позади Арсенала, Олимпиакоса и Марселя – отсутствие соответствующего опыта у игроков молодой команды сыграло свою роль. Судя по всему, им удалось исправить эту слабость в этом году, о чем свидетельствуют победы над мадридским Реалом и амстердамским Аяксом, также как и вполне почетные выездные ничьи с Манчестер Сити и все тем же чемпионом Испании.
 
И все это было сделано в привлекательной атакующей манере игры, которая была оценена по достоинству поклонниками самых разных команд. Под руководством харизматичного наставника Юргена Клоппа, Боруссия, которая атакует на высочайшей скорости и защищается с впечатляющей интенсивностью, доказала, что побеждать благодаря красивой игре еще как возможно.
 
Дортмундцам также удалось добиться практически невозможного – к успехам на футбольном поле добавились и хорошие финансовые результаты. Хотя стоит отметить, что спортивные достижения как раз и помогли улучшить экономические показатели. В сезоне 2011/12 доходные статьи Боруссии выросли на внушительные 42% до рекордных 215 млн евро (189 млн, если вычесть доходы от продажи игроков), в то время как прибыль до вычета налогов составила 37 млн евро. Несмотря на большую сумму премиальных, зарплатная ведомость команды, составившая менее 80 млн евро, по меркам Бундеслиги все равно довольно умеренная.

В 2002 году клуб вынужден был продать знаменитый ВестфалленштадионЭти цифры служат красноречивым доказательством того, что Тигровым удалось осуществить впечатляющее возрождение после финансовых трудностей прошлых лет, когда они заигрывали с банкротством. В 2002 году клуб вынужден был продать знаменитый Вестфалленштадион компании, занимающейся недвижимостью, ранее бездумно потратив все деньги от размещения акций на Немецкой Фондовой Бирже.
 
Дальше было еще хуже, ведь клуб регулярно тратил большие суммы на игроков и их оклады, пытаясь зацепиться за места в Лиге чемпионов, что помогло бы перекрыть расходы. Вместо этого дортмундцы разве что насобирали чудовищную сумму долга, и Боруссия оказалась на грани жизни и смерти.
 
Клуб был спасен благодаря преданным болельщикам, чья кампания «Мы – это Боруссия» объединила всевозможные сообщества граждан Дортмунда, бизнесменов и влиятельных лиц города. Не обошлось и без кредиторов, которые проявили понимание и отложили арендную плату за пользование стадионом и выплаты по кредитам до 2007 года.
 
Дортмундцам пришлось взять еще один кредит, чтобы иметь возможность своевременно платить игрокам зарплату, но в то же время в 2006 году они существенно улучшили баланс за счет внушительного капитального прироста. Это позволило клубу улучшить структуру кредитных обязательств, равно как и достичь более выгодных для себя условий по ним. Например, клуб получил 15-летний кредит от банка Morgan Stanley на сумму 79 млн евро, в том числе направленный на обратный выкуп части стадиона, которая все еще находилась во владении компании по недвижимости.
 
Процесс реструктуризации был завершен два года спустя, когда 50 млн евро, полученные по условиям нового маркетингового соглашения с компанией Sportfive, были направлены на досрочное погашение задолженности перед Morgan Stanley. Представители клуба пообещали, что этот шаг не только уменьшит их обязательства перед кредиторами, но и освободит средства, которые будут направлены на создание конкурентоспособного коллектива. Два чемпионских звания с того времени свидетельствуют о том, что слово было сдержано.
 
Дортмундцы усвоили уроки из ошибок прошлого и приняли более жизнеспособную модель ведения дел. Сейчас они вовсю пользуются финансовой стратегией, которая базируется на максимизации спортивных достижений без дополнительного привлечения средств от кредиторов. Особое внимание при этом уделяется молодым игрокам. Вот что говорит по этому поводу исполнительный директор клуба Томас Треш: «Мы убедились, что нужно инвестировать в собственную молодежь, выращивать своих звезд и искать для команды других молодых и талантливых игроков».
 
Инвестиции в относительно дешевых молодых игроков, а не в дорогущих состоявшихся звезд, в 2011 году были подкреплены созданием новой клубной академии, современного тренировочного центра для развития молодых игроков в возрасте от 19-ти до 23-х лет. И стоит отметить, что академия Боруссии стала настоящим конвейером, обеспечивающим основной состав команды все новыми исполнителями, о чем свидетельствуют примеры Марио Гетце, Марселя Шмельцера и Кевина Гросскройтца. В то же время другие молодые игроки вроде Маттса Хуммельса или Свена Бендера раскрылись как раз в Боруссии. С большинством этих игроков у клуба действующие контракты до 2016-17 годов.
 
Президент Баварии Ули Хеннесс так отреагировал на этот метод работы внезапно появившегося конкурента: «Они вынуждены вести дела именно так, ведь у них нет денег». И верно. Очень мало клубов имеют финансовую мощь, соизмеримую с возможностями мюнхенцев. В то же время, лучше полагаться на имеющиеся средства, нежели бездумно тратить одолженные, что сулит огромные неприятности уже через пару лет.
 

 
Измененный и более благоразумный подход дортмундцев воплощается в жизнь, в том числе за счет сделок на трансферном рынке. За пять лет, предшествующих знаковому сезону 2004/05, сумма чистых расходов на приобретения игроков (от суммы, полученной от продажи игроков вычитаем деньги, уплаченные за приобретенных) составляла чудовищные 97 млн евро. Проблемы с кредиторами заставили их избавляться от дорогих игроков, что позволяло получать прибыль по этому же показателю в последующие три года. После этого расходы были куда умереннее, а посему трансферные доходы и затраты стали вполне сбалансированными. За последние девять лет Боруссия по этой статье получила прибыль в 5 млн евро. Контраст с периодом до 2004 года чувствуется, не так ли?
 
При спортивном директоре Микаэле Цорке поиск новых игроков направлен на рост стоимости. Это означает, что приобретения должны в себя включать как «существенное увеличение будущей стоимости», так и «жизнеспособную игровую конкурентоспособность». Молодой игрок может покинуть команду для получения прибыли от трансферов, хотя в Боруссии отдают себе отчет, что такая ситуация создает конфликт интересов между финансовыми соображениями и игровыми критериями и сулит недостаточной глубиной состава.
 

 
Вообще лишь девять немецких клубов за последние три года имеют большее отрицательное сальдо по трансферам, чем Боруссия. Хотя стоит отметить, что лишь некоторые представители Бундеслиги могут себе позволить тратить большие суммы на усиление состава и главным исключением здесь видится мюнхенская Бавария, потратившая на новых исполнителей за это же время 116 млн евро. Председатель дортмундской Боруссии Ганс-Йоаким Ватцке справедливо подметил: «Я должен напомнить, что мы работаем в совершенно иных условиях. Бавария потратила 70 млн евро лишь в этом сезоне, выложив 40 млн за Хави Мартинеса в том числе».
 
Томас Треш добавил: «Мы не в состоянии соперничать на европейском трансферном рынке с британскими или испанскими клубами». И это чистая правда, но на следующем графике можно убедиться, что к этому списку можно добавить команды еще нескольких стран. На одном его конце находится Боруссия со своими двумя миллионами евро, а на противоположном – три клуба, которые подпитываются из кармана своих богатых владельцев и потратили за это же время около четверти миллиарда евро.
 

 
Прошлым летом можно было увидеть смену акцентов, учитывая приобретение Марко Ройса за 17 млн евро. Хотя и оно было в значительной мере покрыто продажей Синдзи Кагавы за 16 млн. Бывший спортивный директор Баварии Кристиан Нерлингер сознается: «Этим трансфером они заявляют о своих чемпионских намерениях». В Дортмунде парируют тем, что это приобретение показывает Боруссию как клуб «ориентирующийся на молодых и талантливых игроков Бундеслиги». Хотя не стоит забывать о том, что Ройс с младых ногтей был фаном Тигровых, а его родители живут в Вестфалии.
 
Тем не менее, есть подозрение, что стоит дортмундцам получить адекватное по их мнению предложение, они продолжать продавать своих лучших игроков, таких как Роберт Левандовски. Хотя Ватцке не так давно отрицал таковые предположения («Мы не отдадим Роберта даже за все деньги мира. Мы ведь не собираемся открывать банк!»), мало кого удивит уход поляка уже ближайшим летом.
 

 
Действительно, продажи игроков принесли Боруссии почти половину (17 млн евро) от прибыли до вычета налогов, которая составила 37 млн евро, что на 27 млн больше чем в прошлом году. Чистая прибыль выросла с 5 млн евро до 28-ми. И эта сумма значительно больше, чем в предыдущее пять лет, когда продажи игроков приносили менее 5 млн евро за год.
 
Операционная прибыль увеличилась с 17 млн евро до 24-х, в то время как доход вырос на впечатляющие 51 млн евро (37% роста) – с 139 млн евро до 189 млн, что больше чем прирост зарплатной ведомости ( на 18 млн евро) и других расходов (19 млн) вместе взятых. Другие операционные доходы выросли с 3 млн евро до 8-ми, что стало возможным также за счет продажи игроков.
 
Для облегчения сравнения с показателями других европейских клубов, здесь использовался тот же метод начисления дохода, который используется в Deloitte, а поэтому не включает в себя доход от продажи игроков в сумме 26 млн евро. Если эти деньги додать к начисленному здесь доходу (189 млн евро), получим сумму, заявленную Боруссией - 215 млн евро. Прибыль от продажи игроков (17 млн евро) получаем после вычета трансферных издержек (9 млн евро) и такая цифра была получена в первую очередь благодаря продажи Синдзи Кагавы в МЮ и Лукаса Барриоса в Гуанчжоу.
 

 
Становится очевидно, что "Боруссия значительно продвинулась в экономическом и спортивном плане в последние несколько лет", как это заявляет Ватцке. Получение прибыли в двух последних сезонах свидетельствует о благоприятном повороте событий, ведь клуб рапортовал о потерях в предыдущие пять лет из шести, включая убытки в размере 55 млн евро в сезоне 2004/05 и 23 млн евро в следующем году.
 
Для сравнения, "альфа-самец" Бундеслиги мюнхенская Бавария, которая может похвастаться 22-мя титулами чемпиона страны и четырьмя выигранными Кубками чемпионов, стабильно получала прибыль на протяжении 19-ти лет кряду, превосходя результаты Боруссии и за пределами поля. И лишь в прошлом году сумма прибыли до вычета налогов у дортмундцев была выше - 9,5 млн против мюнхенских 8,8 млн евро. И Баварии еще предстоит ответить на аналогичный показатель Тигровых, который в этом году стремительно вырос до 37 млн.
 

 
Боруссия вернулась в рейтинг Deloitte в сезоне 2010/11, оказавшись на 16-м месте с доходом в 139 млн евро и это без поступлений от участия в Лиге чемпионов. Доход сезона 2011/12 годов в размере 189 млн евро поднял бы их на 11-ю строчку, при условии неизменности показателей остальных клубов.
 
Вполне приличный показатель, однако проблема в том, что Боруссия остается далеко позади лидеров в лице мадридского Реала (доход - 479 млн евро), Барселоны (451 млн евро), Манчестер Юнайтед (367 млн евро) и, что самое главное, мюнхенской Баварии (321 млн евро). А посему достижения дортмундцев в матчах с мадридским Реалом, чей доход в этом году (514 млн евро) почти в три раза превышает рекордный показатель Тигровых (189 млн евро), видятся еще более впечатляющими.
 

 
Уровень дохода Баварии в сумме 321 млн евро значительно превосходит аналогичные показатели других немецких команд, что дает мюнхенцам дополнительное преимущество. Для сравнения, доход Шальке составил 202 млн евро, дортмундской Боруссии - 189, Гамбурга - 129, Вердера - 100, Штутгарта - 96 млн (цифры, за исключением Боруссии, 2011 года). Более того, лишь дортмундцам удается поддерживать заданный Баварией темп по увеличению дохода: с 2007 года лишь они увеличили этот показатель чуть менее чем на 100 млн евро. Доход Шальке за аналогичный период вырос на 88 млн евро, но в 2012 году этот показатель наверняка снизится по причине неучастия Кобальтовых в розыгрыше предыдущей Лиги чемпионов, который лишь по статье доходов от продажи телевизионных прав принес 40 млн евро в 2011 году.
 

 
Невзирая на то, что доход дортмундцев за последние два годы вырос на 80% (84 млн. евро), в то время как у мюнхенцев за этот же период времени снизился на 2 млн, зазор между двумя клубами составляет внушительные 132 млн евро. В то же время это несомненный успех в сравнении с показателями двухгодичной давности, когда разрыв составлял 218 млн евро, а доход Баварии превышал доход дортмундцев в три раза.
 

 
(продолжение следует)
 
Кирон О’Коннор, swissramble.blogspot.com
Перевод Петра Романива, Football.ua

 
Перевод терминологии:
Media - медиа
Broadcasting - трансляции
Commercial - коммерческий доход
Player loans - аренды
Turnover - товарооборот
Wages and salaries - зарплаты
Expenses - расходы
Other expenses - другие расходы
EBITDA - прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации
Player amortisation - амортизация по игрокам
Depreciation - амортазационные расходы
Non cash flow expences - безналичные расходы
Share of joint venture - доля от коммерческих предприятий
Profit on players sales - прибыль от продажи игроков
Net interest payable - прибыль от процентов к выплате
Profit before tax - прибыль до вычета налогов
Property development - развитие собственности
Operating profit - прибыль от основной деятельности (операционный доход)
Profit after tax- налоговое обложение
TransferIncom- прибыль от трансферов
RevenueperAccounts- доход согласно отчетам
Net Transfer Spent - трансферное сальдо
Revenue Growth - рост дохода
Shirt sponsorship - спонсорство за размещение логотипа на футболке
Kit Supplier Deals - спонсорство  за снабжение экипировкой
Attendances - посещаемость
Match Day Revenue - доход в дни проведения матчей
WagesvsTurnover- зарплатной ведомости к товарообороту
FinancialLiabilities- финансовые объязательства
Grossdebt- валовый долг
Netdebt- "чистый" долг
Cash& CashEquivalent- денежные средства и их эквиваленты
AcceptableDeviationLevels- допустимая норма отклонения (убытки