Football.ua продолжает смотр самых многообещающих призывов юношеских, юниорских и молодежных сборных СССР и Украины. В центре нашего внимания – те, кому прочили большие карьеры, те, от кого ожидали многого, те, кто добился успеха, и те, для кого юношеские успехи оказались в итоге самыми весомыми. Жизни и судьбы, карьеры и выступления.
 
Продолжить нашу сагу о больших ожиданиях мы решили блестящей победой 1990 года – сборная СССР, ведомая Добровольским и Колывановым, вырвала титул сильнейшей в Европе у Югославии с Шукером, Миятовичем, Просинечки, Бокшичем и еще десятком перспективнейших игроков страны – футбольного конвейера.
 
Сборная Югославии вообще славилась своими молодежными свершениями: она выиграла первый в истории чемпионат Европы для команд U-21 в 1978 году, обыграв в финале команду ГДР. Да и в отборочном турнире к Евро-90 стартовала в качестве общепризнанного фаворита – годом ранее до начала отбора, осенью 1987 года в Чили, «юги» выиграли чемпионат мира среди молодежных сборных, по пенальти победив в решающем матче ФРГ. Это была удивительная сборная бурлящей страны: несмотря на скорый распад Югославии, братоубийственную войну и годы лишений, она дала большой «урожай». И пусть «семена» проросли, в основном, на чужом грунте, все равно сборные новых республик получили ряд сформированных и добившихся успеха мастеров.
 
И С НИМИ ДЯДЬКА БАЛЬ
 
Молодежное Евро тех лет многим отличалось от нынешнего тщательно продуманного и подведенного под самые высокие стандарты состязания: тогда еще не было у турнира страны-хозяйки, квалификация и игры на вылет проводились по всем странам участницам, а два финальных матча – в обеих странах-финалистках. К тому же было у этого турнира еще одно интересное правило: в составах команд могли играть 2 футболиста постарше, и в сборной СССР главным «дядькой» был Андрей Баль (он играл за сборную вплоть до переезда за границу). Заслуженный мастер спорта, в ту пору уже поигравший на чемпионатах мира и выигрывавший Кубок кубков, он был на 10 лет старше от остальных сборников. Тем не менее, отпахал вместе с ними 8 матчей от квалификации и до решающих стадий. И он, кстати, был не один: также к финальным матчам привлекался 28-летний спартаковец Борис Поздняков, проводивший их в качестве капитана. Конечно, сейчас привлечение игроков старшего возраста к матчам молодежных сборных кажется совершенно неуместным, но таковы уж тогда были правила. Зато Андрей Михайлович Баль может похвастаться уникальным достижением: он выигрывал молодежный чемпионат Европы дважды с интервалом в 10 лет.
 
Но вообще наставник молодежки Владимир Радионов, конечно, основу сборной сплотил из самых талантливых ребят 1967-68 годов рождения. Благо, поколение было талантливым, и многие его представители уже всерьез поигрывали за основные команды, кое-кто даже успел засветиться в еврокубках и первой сборной. Впрочем, была у этого явления и обратная сторона медали: на многих игроков главный тренер молодежной сборной не мог рассчитывать, ведь они были серьезно загружены во взрослом футболе. Эпизодически играли Саленко с Юраном, Писарев с Ереминым. Некоторое время не вызывался и универсал Сидельников, у которого был конфликт с тренерами. Благо, стороны сумели его уладить, потому что днепропетровец еще скажет свое веское слово в этой команде.
 
Отборочный турнир советской сборной надлежало проходить в группе 3 вместе с командами Турции, Австрии и ГДР. С этой задачей подопечные Радионова справились без особых проблем. Дома сыграли вничью с австрийцами и обыграли с минимальным счетом восточных немцев, затем разгромили на выезде турок и также удачно съездили в Австрию. Лишь после этого советская команда уступила – в ГДР со счетом 2:3, но завершила квалификацию спокойной победой над Турцией. Первое место и выход в четвертьфинал были добыты достаточно спокойно.
 
Настоящее испытание для советской сборной начиналось уже там, в противостоянии со сборной ФРГ.
 
ПОДОЖДИ ЕЩЕ ШЕСТЬ ЛЕТ, БЕРТИ!
 
Время четвертьфинальных матчей пришло весной 1990 года. Соперниками советской сборной стали западные немцы, возглавляемые молодым тренером, известным в прошлом футболистом Хансом-Хубертом Фогтсом. Берти собрал очень и очень неплохую команду. На поле симферопольского стадиона «Локомотив» 14 марта 1990 года в составе гостей вышли: Гольц, Лугинер, Штраймель, Клинкерт, Бинц, Метц, Штрунц, Штернкопф, Витечек (Штеффен, 61), Хохштеттер, Райнхард. Советская сборная представила такой состав: Харин, Лужный, Сидельников, Шматоваленко, Баль, Мостовой, Канчельскис, Пятницкий (Кирьяков, 55), Кобелев (Заец, 73), Шалимов, Колыванов.
 
Конечно же, за несколько месяцев до ЧМ в Италии этот матч не мог не иметь «мундиального» подтекста: так, Фогтс, по просьбе Беккенбауэра, задействовал в составе молодежки двух кандидатов в национальную сборную – Бинца и Хохштеттера, в советской сборной таких игроков было даже побольше. «Дядькой» к ним был приставлен многоопытный Баль, выигрывавший молодежный ЧМ десятилетием ранее. И надо же, именно с Андреем приключилась неприятность в самом начале матча. Завладев мячом в борьбе с соперником на 9 минуте матча, он отбросил его своему вратарю, но Харин неожиданно пропустил его в свои ворота. Прогнозировано это событие вдохновило гостей, и они серьезно потерзали соперников. Но чудеса случаются – в конце матча Шалимов точным ударом метров с 18-ти поразил ворота немцев. И все равно перед ответным матчем фаворитом оставалась именно сборная ФРГ.
 
 
К тому же перед этим матчем немецкая сборная значительно усилилась. Из ожидаемых новичков не было только бременца Марко Боде, но другие имена!.. Эффенберг, Мёллер, вышедший лишь на замену Бирхофф… Позже они еще прозвучат на континентальной и мировой арене. А вот советская сборная еще и ослабилась: начинался «бракоразводный» процесс внутри СССР, футбольная Грузия выходила из его состава, и сборная СССР не могла рассчитывать на Цхададзе и Ревишвили. Были проблемы и у Канчельскиса, чей переход из Динамо в Шахтер получился непростым. В матче за дубль дончан, ожидая решения федерации, он получил травму. Еще более серьезными оказались проблемы Колыванова, вылетевшего на длительный срок. А он ведь был лучшим бомбардиров этой сборной и турнира в целом, забившим к тому времени уже восемь голов. Ко всему, если немцы уже вовсю участвовали в матчах Бундеслиги, то у нас «весенний футбол» не позволял игрокам демонстрировать максимум готовности.
 
28 марта 1990 года в Аугсбурге сборная ФРГ задействовала такой состав: Гольц, Лугинер, Штраймель, Клинкерт (Бирхофф, 73), Бинц, Метц, Эффенберг, Хохштеттер, Штернкопф, Мёллер, Райнхард. Состав советской сборной был таким: Харин, Лужный, Сидельников, Шматоваленко, Баль, Мостовой, Чугунов (Заец, 100), Кобелев, Шалимов, Чернышов, Кирьяков. Хозяева, существенно укрепившие свою атакующую мощь, с первых минут понеслись вперед. Но невольно за советских футболистов сыграла погода: холодный, пасмурный день со снегом утяжелил поле, созидать на нем было трудно. Не торопили события и гости. Их задачей было ждать своего шанса в расчете на контратаку. План Радионова в целом работал, но ближе к концу первого тайма случилось крайне досадное для советских футболистов событие. Любимец местной публики, уроженец Аугсбурга Хохштеттер перехватил мяч у Сидельникова, вырвался на Харина и открыл счет. Племянник Гельмута Галлера купался в овациях десяти тысяч земляков-зрителей: к тому времени он уже был известным футболистом, вызывался даже в национальную сборную (в дальнейшем станет одной из легенд гладбахской Боруссии). Но развить успех немцам не удалось, и на 67 минуте Чугунов после отличной передачи Мостового сравнял счет. Хозяева практически сразу же выпустили еще одного игрока гладбахцев – 21-летнего форварда Бирхоффа. Но в этом матче замена не станет результативной. Даже больше: именно советские футболисты до конца матча атаковали больше. За пять минут до серии пенальти им удалось добиться успеха, когда после розыгрыша углового отличился все тот же Сидельников, ударом с левой замкнувший передачу Кирьякова.
 
Для немцев это поражение стало шоком. Эту сборную видели не иначе, как победителем турнира, ведь уже было известно, что Фогтс заменит в национальной команде Беккенбауэра, и после смены поколений многие из ее игроков займут место былых звезд. Но время немцев еще придет: всего через шесть лет под руководством Берти все те же Штрунц, Мёллер и Бирхофф станут чемпионами Европы. Но уже не на молодежном уровне.
 
ПОПРОСТУ СИЛЬНЕЕ ШВЕДОВ
 
Второй полуфинал выпало играть со шведами. Этот вариант был воспринят с энтузиазмом, ведь югославам выпало биться за выход в финал с самими итальянцами. Впрочем, и шведская сборная оказалась крепким орешком – К.Андерссон, Камарк, а также примкнувший к ним в ответном матче Бролин позже сделали неплохие европейские карьеры. В первом матче, проходившем в шведском Векше, помощниками сборной СССР выступили «резиденты» советского футбола – Пригода и Андреев, к тому времени уже выступавшие в местном чемпионате, предоставили Радионову всю имеющуюся информацию по сопернику. Изучать было что: в предыдущем раунде шведы разгромили сильных чехословаков.
 
Под аплодисменты немногочисленной публики муниципального стадиона Векше 25 апреля 1990 года шведы вышли в таком составе: Л.Эрикссон, Нильссон, Эрлингмарк, И.Эрикссон, Камарк, Вибрант (Реблунд, 78), Рем, У.Якссон, Я.Якссон, Андерссон, Эклунд. Состав их соперников был таким: Харин, Лужный, Сидельников, Баль, Шматоваленко, Мостовой, Канчельскис, Чернышов, Кобелев (Чугунов, 86), Шалимов, Кирьяков (Колыванов, 65). Полная единоборств игра шла без чьего-либо преимущества, но на 58 минуте шведы получили большое преимущество. На ровном месте в игре возник конфликт – Мостовой что-то не поделил с соперником (не то Андерссоном, не то У.Якссоном – показания разнятся), и бельгийский арбитр Гостхаун удалил спартаковца.
 
Тем не менее, Радионов был уверен в правильности курса. Даже в меньшинстве он нацеливал команду на атаку, свидетельство чему – выход вместо Кирьякова еще одного форварда, восстановившегося после травмы Колыванова. Но хозяева сумели воспользоваться большинством. Одну из многочисленных фланговых передач превратил в гол Андерссон. Но уже через три минуты, на 74-й, подключившийся в атаку Сидельников заработал пенальти, который уверенно реализовал Шалимов. Выездная ничья, конечно же, вдохновляла перед ответным домашним матчем.
В Симферополе 9 мая все было празднично: лишь под вечер пошел небольшой дождь. Советскую сборную Крым встречал радушно: руководство молодежки через «Футбол-Хоккей» просило поблагодарить руководителей Таврии Анатолия Заяева и Николая Павлова, уступивших сборной собственную базу. Шведы за прошедшее время успели сделать свои выводы. Состав их сборной был несколько изменен, ее усилил 20-летний форвард Норчеппинга Томас Бролин, уже паковавший чемоданы в Италию (в то время шли переговоры о его переходе в Парму). В то время Томас уже вовсю играл за национальную сборную и был «одолжен» ею молодежной лишь ввиду неудовлетворительного результата первого матча. Правда, развернуться будущей звезде в этом матче так и не удалось. Советская сборная вышла на поле в таком составе: Харин, Лужный, Сидельников, Шматовленко, Баль, Соловьев, Канчельскис, Чернышов, Чугунов (Кирьяков, 32), Шалимов, Колыванов. Шведы сыграли так: Л.Эрикссон, Нильссон, Эрлингмарк, Я.Эрикссон, Камарк, Вибрант (Эклунд, 55), Рен, У.Якссон, Я.Якссон, Андерссон (Реблунд, 70), Бролин.
 
Матч советские футболисты начали весьма активно: несмотря на то, что их устроила бы и нулевка, они собирались только выигрывать. И на 27 минуте хозяева сделали заявку на победу: после прохода и прострела Лужного Колыванов забил свой 9-й гол в турнире. Подчеркнула серьезные намерения советской сборной и ранняя замена, когда Радионов вместо травмировавшегося крайнего хава Чугунова выпустил форварда Кирьякова, сразу же принявшегося активно атаковать с флангов. Ему же и удалось забить второй гол уже сразу после перерыва. Откликнувшись на длинную передачу со своей половины поля, динамовец Москвы убежал от защитников и изящно перебросил покинувшего ворота Л.Эрикссона. Это была победа. В финале наших футболистов ждали югославы, благодаря правилу выездного гола прошедшие итальянцев.
 
ЧЕМПИОНЫ НАД ЧЕМПИОНАМИ
 
Здесь нужно сделать необходимую ремарку, чтобы подчеркнуть серьезность соперника. В команде Ивана Чабриновича собрался весь цвет югославского футбола, удивительное поколение, покорившее мир. Несколькими годами ранее, в 1987-м, «юги» выиграли юношеский чемпионат мира. На турнире, проходившем в Чили, блистали такие игроки, как Заммер, Вош, Мёллер, Витечек, Андре Крус, Сезар Сампайо, Бисмарк. Но при этом победила именно Югославия, а Просинечки был признан лучшим игроком турнира. Кстати, последний не смог поучаствовать в первом финальном матче. Судя по всему, эта потеря стала для хозяев чувствительной.
 
На чемпионате мира 1990 года, где Югославия выступила значительно лучше советов и уступила путь только действующим чемпионам и будущим финалистам – аргентинцам, в ее составе играло сразу несколько представителей той «золотой» юношеской команды.
 
Первый финальный матч 5 сентября 1990 года приняло Сараево. Хозяева вышли боевым составом: Лекович, Брнович, Ярни, Ж.Петрович, Джукич, Бабунски, С.Михайлович (В.Михайлович, 6; Ивич, 75), Савельич, Бокшич, Миятович, Шукер. Советская команда выставила такой состав: Еремин, Чугунов (Кирьяков, 46), Сидельников, Шматоваленко, Поздняков, Чернышов, Канчельскис, Шалимов, Кобелев, Добровольский, Колыванов.
 
Уже в дебюте «юги» понеслись вперед, и после плотного удара Бокшича мяч пролетел рядом со штангой. Выше перекладины пробил Бабунски, а с ударом Шукера не без труда справился Еремин (он заменил в сборной получившего травму Харина). При таком бурном начале, когда хозяева, казалось, вот-вот растопчут визитеров, советской сборной помог быстрый гол. Получился он обескураживающим. Днепрянин Сидельников, получивший мяч в центре поля, сделал несколько шагов и, не видя открытых товарищей, отважился пробить. После его шикарного удара с левой мяч вонзился в дальнюю девятку. Словно ушат холодной воды в этот дождливый день вылился на головы удивленных югославов. На кураже мог удвоить преимущество гостей Колыванов, но его удар отразил вратарь.
 
Следует отдать должное «югам»: пропустив на 9 минуте, они быстро пришли в себя. На 22 минуте отважился на хороший рейд по правому флангу Петрович. Его прострел «продлил» на дальнюю штангу Бокшич, а там Шукер буквально внес мяч в ворота. Давор едва не создал для своей команды и второй гол. Сольный проход он завершил умной передачей Бокшича, но с ударом Алена справился Еремин. На добивание устремился Ярни – опытный Поздняков, капитан молодежной сборной, заменивший на «лимитном месте» Баля, отбил мяч, летевший в пустые ворота. В сложной ситуации, когда хозяева вошли во вкус и принялись атаковать с удвоенным рвением, лишь мастерство Добровольского, Канчельскиса и Шалимова позволило гостям отодвинуть игру к чужим воротам. И рядовой угловой перед самим перерывом привел к голу: московский динамовец Кобелев навесил, а его одноклубник Чернышов ударом головой вывел вперед СССР.
 
Второй тайм хозяева начали штурмовыми атаками, и вот уже Еремин не без труда справился с ударом Савельича. Но у советской сборной сполна сработала замена: вышедший в перерыве Кирьяков навесил, Добровольский сбросил мяч левее, и ворвавшийся Сидельников мощно пробил. Первый его удар с огромным трудом отбил Лекович. Повторный – несильный, робкий – достиг цели. Этот гол только завел «югов». Шукер отрабатывал за двоих: вот после его передачи бьет Бокшич, но вратарь на месте, вот он уже отдает Миятовичу, но Педя не то бьет, не то навешивает – в любом случае, неточно. И вот после подачи углового Ярни подсекает мяч в дальний угол. Счет снова сокращен до минимума.
 
Но советская сборная в этот вечер просто блистала. Вот уже украинец Добровольский со штрафного едва не забросил – не без рикошета – мяч за шиворот голкиперу. Апогеем матча становится 82 минута. Шалимов по центру врывается в штрафную и оказывается на газоне – пенальти! Добровольский спокойно разводит мяч и вратаря по разным углам – 2:4. Перед выездом в Симферополь югославы шокированы произошедшим.
 
17 октября 1990 года на стадионе «Локомотив» собирается 18000 зрителей. Это рекордная для молодежной сборной СССР аудитория в том году. В холодный день уже советская сборная выходит на поле фаворитом: Еремин, Мостовой, Сидельников, Шматоваленко, Поздняков (Соловьев, 46), Чернышов, Канчельскис, Шалимов, Кобелев, Добровольский, Колыванов (Юран, 62). Югославы усиливаются, как могут, в их составе сразу несколько изменений: Лекович, Брнович, Ярни, Новак, Джукич (Ивич, 46), Панатич, Просинечки, Миятович, Бабунски, Бобан (Йоканович, 46), Бокшич. Но даже появление Бобана и Просинечки не могло компенсировать отсутствия травмированного Шукера…
 
Хозяева понеслись вперед большими силами. Диктор еще зачитывал перечень действующих лиц, когда им удалось создать первый реальный шанс открыть счет. После прохода Шматоваленко по левому флангу и последовавшего навеса Добровольский ударом головой едва не поразил чужие ворота – мяч пролетел в опасной близости. Но следующий момент стал голевым. Отличную длинную передачу в чужую штрафную выполнил Кобелев, там Мостовой, собрав вокруг себя защитников, катнул навстречу набегающему Добровольскому, удар – и гол! Все разыграно, словно по нотам.
 
Но даже сейчас, в мутных кадрах кинохроники, видно, насколько сильный и талантливый соперник выпал тогда советской сборной. Даже без Шукера отлично играл впереди Бокшич, постоянно цепляясь за мяч. Просинечки и Бобан вели игру с какой-то интеллигентной тонкостью, постоянно готовые разрезать чужую оборону одним касанием. Кстати, Бобан был ближе всех, чтобы сравнять цифры на табло, но после его шикарного, молниеносного удара со штрафного мяч чиркнул сетку с внешней стороны у самой девятки. Также близким к цели, но уже с игры, был Кобелев, но и он чуток не докрутил.
 
А вот сразу же после перерыва счет изменился. Добровольский, получив мяч на линии штрафной, сыграл, как зрелый мастер. Первым касанием усадил на «пятую точку» защитника, вторым неотразимо пробил в нижний угол. Этот гол превратил второй тайм в интересное зрелище. Гости понеслись вперед, отыгрываться, и после удара Просинечки со штрафного лишь реакция Еремина спасла сборную. Хозяева же принялись ловить соперников на контратаках, а с выходом Юрана интенсивность наступления советской команды лишь возросла. Агрессивный форвард постоянно вступал в борьбу и неоднократно отбирал мяч у соперников на их же половине поля. Лишь чудом Шалимов и Канчельскис не забили после его отличных передач, а сам Сергей в одном из эпизодов оплошал – вырвавшись на вратаря, пробил прямо в него.
 
И все же третий гол случился. Юран, Шалимов, Добровольский «развернули веер», доставив мяч на правый фланг, а Канчельскис завершил убаюкивающую комбинацию мощнейшим низовым ударом. Го-о-о-о-ол! Это была победа – убедительная и безоговорочная. И хотя Бокшич забил гол престижа низовым ударом из-за пределов штрафной, праздничного настроения это не убавило – 3:1.
 
После матча кубок из рук вице-президентов УЕФА Вацлава Иры (ЧССР) и Николая Ряшенцева (СССР) принимал прихрамывавший Поздняков (он еще в первом тайме травмировался и в перерыве был заменен). Колыванов с 9 голами стал лучшим бомбардиром турнира. А сборная получила неплохие по тем временам премиальные – аж 500 долларов. Пройдет всего несколько месяцев, и для многих лауреатов турнира-90 это уже будут «не деньги». Многие из молодых чемпионов подпишут профессиональные контракты с заграничными клубами.
 
(Окончание следует)
 
Артур Валерко, Football.ua