Они казались созданными друг для друга. Как Барса и Гвардиола; как томный юноша на Бентли и длинноногая девушка, только что совершившая очередную операцию в клинике пластической хирургии; как Князь и Горшок. Но дело в том, что в футболе, как и в любом актуальном искусстве, наступает момент пресыщения. Грубо говоря, Пеп устает и берет годичный отпуск; Бентли имеет свойство биться, от пластических операций остаются следы; а Князь сваливает в одинокого, чтобы основать группу с дурацким названием «КняZz».

Все меняется, и сам Моуриньо лучший этому пример. В начале нулевых, еще в Португалии, он был образцовым носителем распространенного в УЕФА клише «наш талантливый мальчик», спустя же десять лет он с трудом входил в помещение для пресс-конференций, потому что сначала туда в течение десяти минут стекались его амбиции. Амбициозность стала главным объединительным фактором для Моу и Мадрида – они, конечно, могли и проигрывать (хотя и никогда не умели этого делать), но при этом всегда позиционировали себя как победители. Проигрыш не был для них шагом назад, потому что когда идешь к успеху тебе всегда стремятся поставить подножку, а если уж окончательно перейти на футбольные термины, то сделать подкат с явным намерением оторвать ногу – так уж устроен мир и с этим решительно нельзя ничего поделать.

Моу любили в Португалии, считали забавным в Англии, побаивались в Италии, а вот в Испании произошло то, чего он никак не ожидал – он проиграл войну СМИ и не удержал раздевалку. Все это впервые произошло в карьере Особенного, и нет ничего удивительного в его словах «Худший сезон в моей жизни», сказанных душным майским вечером в бетонных катакомбах Сантьяго Бернабеу.

За три сезона он выиграл Примеру, Копу дель Рей и национальный суперкубок – нормальный показатель для любого энтренадора, особенно учитывая, что в чемпионате приходилось вести борьбу с монструозной Пеп Тим. Но этого мало для наставника Мадрида. Флорентино Перес приглашал Жозе Моуриньо, дабы осуществить две важнейшие цели: покончить с гегемонией Барсы на внутренней арене и выиграть десятый Кубок чемпионов. Галактикос научились побеждать каталонский суперклуб (впрочем, 0:5 на Камп Ноу, самое тяжелое поражение в карьере Моуриньо, все равно будет вспоминаться в первую очередь) и стали выходить в полуфиналы Лиги чемпионов, но всего этого оказалось недостаточно. Наверное, Флорентино Перес и закрыл бы глаза на спортивные результаты – все-таки у него на контракте находится один из самых выдающихся тренеров современности, — если бы не внутренние конфликты и необъяснимые противоречия, терзавшие команду изнутри.


Сара Карбонеро, известная испанская телеведущая и местная селебрити-икона, а по совместительству – вторая половинка Икера Касильяса, в очередной раз открыла свой красивый рот осенью 2010 года, назвав Криштиану Роналду эгоистом и индивидуалистом, что моментально вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Икер и Криштиану не росли в девяностые на территории бывшего СССР, поэтому им неведом совковый экзерсис «Из-за бабы, что ли, будем ссориться, пацаны?» Они поссорились, а раздевалка разделилась на два лагеря – «испанский» под командованием Икера Касильяса, Серхио Рамоса и Хаби Алонсо, и «португальский», где рулил Криштиану Роналду. Мы подробно рассматриваем данную ситуацию не потому, что она интересна в принципе (Карбонеро вообще мастерица ляпнуть не подумав, она считает, что таким образом ей удается избежать журналистских медийных штампов), а потому что она стала первой, с которой Жозе Моуриньо не справился. Следовало что-то делать, но тренер не сделал ничего, решив, что инцидент рассосется сам собой. Не рассосался, потому что это была война амбиций.

Существует невероятный, но крайне распространенный миф, что Жозе Моуриньо своими скандальными заявлениями и выходками вызывает огонь на себя, отвлекая внимание прессы от игроков. В психологии данный феномен называется проще – синдромом дефицита внимания. Вряд ли футболистам становится как-то проще жить, если их тренера высмеивают на каждом углу, называя его клоуном. Конечно, иногда это действительно интересно – например, на Стэмфорд Бридж сеу Жозе доходил до того, что отправлял подопечным записки прямо во время игры и было забавно наблюдать, как чернокожие выходцы из Африки коллективно и с трудом разбирают его каракули на английском языке. В Испании же все это превратилось в откроенный фарс. Любая пресс-конференция португальского наставника превращалась в трагикомедию, в которой он сначала жаловался на газон, потом на судей, потом на Барсу, потом на УЕФА – хотя обо всем об этом его никто и не спрашивал. «Марка», всегда старающаяся сохранять нейтральное выражение первой полосы и всегда при этом считавшаяся промадридским источником, даже помещала опросы на тему «На кого пожалуется Моу в следующий раз?» В вариантах ответов фигурировали Господь Бог и исландский вулкан Эйяфьядлайекюдль.

Жозе Моуриньо сделал то, чего ему хунта бланкос уже не могла простить – он поставил себя выше клуба. В контрактах Сливочных есть определенная памятка, где работникам на зарплате советуют всегда помнить, кого они представляют. Португалец же всегда представлял сам себя, позиционируя собственную личность в качестве некоей магической сущности, пришедшей спасать еще один клуб в своей великой карьере (оказалось, что этот клуб называется «Реал Мадрид», но в данном контексте это совершенно неважно, он мог бы называться и по-другому), и совершенно забыв при этом, что магия и шарлатанство – понятия сходные, едва различимые и вольно перетекающие друг в друга. Порту считался великой командой, но только в своих внутренних и никому не интересных лекалах; Челси великой командой не был и остро нуждался в харизматичном и умном рулевом; Интеру требовалась существенная встряска и европейский титул – в общем, во всех этих местах работы Моуриньо получал карт-бланш за обещание увеличить титулатуру и пополнить клубный музей.
Но Мадрид не так прост. Дон Фабио Капелло дважды приходил на Бернабеу и дважды обеспечивал золотые медли национального первенства, после чего дважды отправлялся в отставку – болельщикам не нравилось то, как играет его команда, только и всего. Титулы в испанской столице это необходимость, наркотик, без которого не может существовать великий клуб, но в бланкос титул еще не значит дальнейшую комфортную работу. Дель Боске, плоть от плоти, кровь от крови Мадрида, выиграл на Бернабеу семь трофеев за четыре сезона, но и это не спасло его от отставки. Что уж говорить о Моуриньо? Флорентино Перес, человек огромного ума и потрясающей вежливости – никогда и никому не отказывает в автографе, а на вопрос 15-летнего пацана с улицы отвечает так, будто бы выступает на совете акционеров клуба, — скрючивался от напряжения и неприятия, когда Моуриньо начинал вести свои нескончаемые монологи на постматчевых встречах с журналистами.
«Е…ный чемпион мира по пресс-конференциям», — как скажет обычно чрезвычайно толерантный и невозмутимый Пеп Гвардиола.

Жозе Моуриньо проиграл свой последний турнир в качестве «мистера» Галактикос именно так, как и должен был проиграть, словно ему противостояла сама Судьба, одетая в тунику испанского национального стяга: на родном стадионе, с кучей штанг и неиспользованных голевых моментов, с великолепными сэйвами Тибо Куртуа, команде, которая ни разу не обыгрывала Мадрид в течение четырнадцати лет. Почему так, как и должен был проиграть? Потому что, если ты противостоишь Судьбе, она неизбежно ставит тебя на место, и оно оказывается отнюдь не золотым пьедесталом.

На выходе мы имеем разобранный коллектив, уставший от внутренних и внешних склок и интриг, потерянное уважение (Серхио Рамос давно уже строит в своем твиттере новый коллектив без Моу, а Пепе откровенно критикует тренера за проявление неуважения к Икеру Касильясу) и пинок под зад, красиво завуалированный Флорентино Пересом в качестве «расторжения контракта по обоюдному согласию».

Любовь прошла.

Кто-нибудь, помогите собрать эти гребаные осколки.

Алекс Маннанов, специально для Football.ua