Вам, дорогие читатели, наверняка известно, что в СССР не было не только секса на ТВ (именно так на самом деле звучала та легендарная фраза), но и много чего еще. Например, профессионального футбола - и всех сопутствующих/соответствующих мелочей и нюансов. Например, контрактов футболистов. Естественно, что и легионеров в советском футболе не наблюдалось - точно так же, как и советские футболисты не могли уехать играть за рубеж. Для этого просто не было никакой возможности.

Есть только три исключения из этого правила. В 1975 году из Ташкента в Салоники эмигрировал полузащитник Пахтакора Василис Хадзипанагис. Впрочем, эмигрировал - это немного не то слово, так как Василис был потомком греческих политических беженцев (хоть и сам родился уже в СССР). Так что он просто вернулся на родину своих родителей. С 7 декабря 1975-го по 26 октября 1991-го Хадзипанагис играл за Ираклис, провел один товарищеский матч за сборную Греции. В официальных матчах его нельзя было использовать - по тогдашним правилам, он уже был заигран за другую страну (4 матча, 1 гол за олимпийскую сборную СССР). В 2004-м Хадзипанагис был признан лучшим игроком Греции прошедших 50-ти лет.

Вторым стал Аветис Овсепян, вратарь ереванского Арарата. В 1977-м он вместе с семьей эмигрировал в США, где полгода играл в третьем на тот момент дивизионе (American Soccer League) за команду Лос-Анджелес Скайхокс. Правда, в 1978-м он снова вместе с семьей оказался в Ереване, где еще несколько лет стоял в воротах Арарата.

Третьим - и первым официальным - советским легионером стал Анатолий Зинченко. Правда, официальность эта была половинчастой, так как бывший игрок ленинградского Зенита числился не футболистом, а специалистом-техником по электронному оборудованию, командированным в советское торгпредство. Зарплату он получал, соответственно, в нашем посольстве. А играл в составе венского Рапида, где с 1980-го по 1983-й провел 54 матча и забил 13 мячей.

Это все была предыстория советской экспансии в мировой футбол - а история началась уже во второй половине 1980-х. Первым сезоном, когда наши футболисты стали выезжать за рубеж, стал 1987/88. Причем по любопытному совпадению первый советский профессиональный футболист за рубежом оказался в том самом клубе, что и последний "любительский" - венском Рапиде. Это был полузащитник московского Торпедо Сергей Шавло.

А весной 1988-го в Европу отправился первый украинский футболист. Многие помнят, а для тех, кто забыл или не знает, расскажу - им, конечно же, был Олег Блохин. Лучший футболист Европы 1975 года в 1987-м попрощался с киевским Динамо и советским чемпионатом. Местом его новой дисклокации стал скромный клуб Форверст из небольшого старинного австрийского городка Штайр. Динамо еще с Блохиным встретилось с Форвертсом на одном из зимних турниров - там-то австрийцы и приглядели звездного ветерана.

В те годы австрийский чемпионат проходил по оригинальной формуле. После первой части из 12-ти команд первого и второго дивизионов выделялось по четверке (худшей и лучшей соответственно) - и этот октет дальше вел борьбу между собой за четыре путевки в элиту на следующий сезон. Форвертс в первой части занял третье место во втором дивизионе, так что Блохин попал уже в переходной турнир.

27 марта 1988-го навсегда войдет в историю украинского футбола, как день первого матча нашего футболиста в составе зарубежной команде. Олег Блохин с 11-м (а каким еще!) номером на спине вышел в составе Форвертса против ЛАСКа. Несмотря на нулевую ничью, лучшим игроком матча - в составах обеих команд - был признан именно советский легионер. А свой первый австрийский гол будущий тренер национальной сборной Украины забил уже во втором матче против Медлинга.

Всего Блохин провел в том сезоне 13 матчей, в которых забил 5 мячей. В переходном турнире он стал вместе с Даниэлем Мадленером лучшим бомбардиром Форвертса. Один из самых знаменитых своих голов в том сезоне украинец забил в ворота Санкт-Пельтена - это случилось на 92-й минуте, после того, как на 89-й соперник открыл счет в матче. Причем сделал это не кто иной, как чемпион мира 1978 года Марио Кемпес. Вот такие тогда в Австрии были футболисты.

3 июня 1988-го в матче 13-го тура переходного турнира Форвертс играл в Линце с местным Фестом. При 6,5 тысячах зрителей Мадленер на 6-й, а Блохин на 70-й минутах забили по голу - и именно эта победа обеспечила клубу из Штайра место в первом дивизионе. Даже домашнее поражение в последнем туре от Санкт-Пельтена (2:4, хорошая месть за украденную домашнюю победу) не помешало штайрцам вернуться в элиту австрийского футбола. Форвертс занял с 17-ю очками четвертое место, уступив, кстати говоря, Санкт-Пельтену только по дополнительным показателям.

Так Форвертс из городка Штайр благодаря во многом великому советскому футболисту поднялся в первый дивизион спустя 37 лет после вылета. Блохина ждало новое испытание - лучшими австрийским клубами. А еще в чемпионате этой страны намечалось первое в истории "советское дерби".

Владимир Мыленко, специально для Своей Рубашки