Одним из продолжателей традиций футбольной литературы Италии, заложенных Джанни Брерой, стал флорентийский журналист и телеведущий Марио Скончерти.  Среди многочисленных тем, которые поднимаются в его книгах, есть отдельная работа, посвященная плеяде итальянских треквартист последнего двадцатилетия  – Манчини, Баджо, Дель Пьеро и Тотти. В своем фирменном стиле Скончерти делает попытку проанализировать, чем эти неординарные футболисты похожи и в чем их отличие, а также определить их значение в развитии кальчо, в том числе тактическое. Приятного чтения! 
 
Франческо Тотти – последняя десятка нашей эпохи. И стоит задуматься, почему нет других. Прошло уже почти пятнадцать лет, но так никто и не возник на горизонте. На мундиале 1994 года была очередь Баджо. Через четыре года к Роберто прибавился Дель Пьеро. В 2002-м были Тотти и Дони, в 2006-м – Тотти и Дель Пьеро. А потом никого. Как будто футбол пошел совсем по иному пути развития. Как будто это амплуа нужно было отменить из-за его несовершенства.
 
На самом деле, футбол, действительно, стал другим, более широким: на флангах снова возникли вингеры, которые взяли на себя часть обязанностей, ранее выполняемых фантазистой. Месси – фантазиста, который действует с фланга. Криштиану Роналду тоже. Часть обязанностей перешли центрфорвардам, которые должны возвращаться назад, чтобы их коллеги по атаке могли ворваться в штрафную с фланга.  Частично изменилась сама игра. Та скорость, с которой нынешние футболисты должны выполнять все действия на поле, не особенно позволяет совершать то, что присуще настоящим десяткам.
 
Таким образом, Тотти остается последним, кто представляет это типично итальянское амплуа. И именно он стал как бы венцом эволюции десяток, в котором сошлось все, о чем шла речь ранее: он играет и на себя и на других, забивает и ассистирует. Он умеет отдавать мяч в свободную зону, как Ривера, и обладает таким же чувством игры, как Манчини. И если Манчини – продолжатель традиций Риверы, то Тотти  следует за Манчини. А не за Баджо, который все же более талантлив, чем Франческо, но менее командный игрок. И не за Дель Пьеро, от которого он отличается тем, что может забивать столь же много и красиво, но, в отличие от Алекса, играет на многих позициях.
 
Тотти – самый южный из всех великих десяток. Манчини родом из Ези, регион Марке, Баджо и Дель Пьеро – из региона Венето, Маццола и Ривера – тоже с Севера. Считаю, что лучшим футболистом Юга Италии за всю историю был Франко Каузио, однако это утверждение базируется на субъективных воспоминаниях. Возможно, эти обращения к географии не совсем логичны. Однако десятки являют собой не только талант. Талантливых футболистов в мире много, как много их в каждом дворе. Великий десятый номер –  это  игрок, мучимый сомнениями, вечно обеспокоенный, живущий в постоянном состоянии тревоги. Он несет на себе свой гений как крест. И это превращает его в одиночку, в лидера, в упрямого невротика.
 
В этом плане Тотти – тоже венец эволюции десяток. Он стремился к простоте, но вынужден расплачиваться за многие сложности.  Он стал одним из немногих символов римского футбола (Здесь Рим – негативный фактор…), которого приняла вся Италия.  Странно, но каждый раз когда у Тотти что-то не получалось на национальном уровне, он всегда винил в этом свое римское происхождение. Тем не менее, ни один римлянин не имел такого успеха в сборной Италии. Никто не продал сотни книжек анекдотов о себе, что подтверждает всеобщее уважение к нему: ведь анекдоты нельзя оценить до того, как их прочитаешь. Его выбрали своим лицом многие транснациональные компании. Он стал персонажем известных комиксов. По отношению к нему нет всеобщей антипатии, а только всеобщее заражение. Он сам выбрал себе этот образ Пупоне, недалекого римского парня, а публика  только поддержала его выбор. И  эта игра между ним и болельщиками завершилась вничью. 
 
С технической точки зрения Тотти – это Манчини, обладающий более выдающимися физическими данными. Экстраординарный игрок, который так и не рискнул бросить вызов самому себе, как сделал Манчини, когда перешел из Болоньи в Сампдорию. Тотти, как и Дель Пьеро, был всегда прав. Изначально. Болельщики всегда были на его стороне. Он никогда не оставался в одиночестве. Ему никогда не приходилось выходить на площадь, чтобы защитить свои идеи. Поэтому он мог спокойно обойтись вообще без идей. Великолепный футболист, который постоянно достигал до момента, когда должен был вступить на вершину, но так и не вступил. Ему не повезло в том, что он прибыл на мундиаль после серьезной травмы. Италия победила, но без его активного участия. И все же это была его команда и его мундиаль.
 
Тотти стал самым цельным десятым номером своего времени. Более цельным, чем Роналдиньо и чем Кака. Единственным, кто с одинаковым успехов играл на всех позициях в атаке. Ему не удавалось проявить себе должным образом, когда наступал решающий момент. У него нет достижений, которые бы подтверждали его уникальность. У него  почти никогда не было супер-команды за спиной – зато был родной город. Наверное, в этом тоже состояла его проблема. Ведь уйти из родного дома значит продемонстрировать свою силу. Тотти же выбрал легкую жизнь, а не карьеру. Он не раз пытался найти возможность примириться с этим. Когда, например, отказался играть за сборную из-за лени, мол, в его возрасте можно обойтись без никому не нужных матчей. Его начали показательно убеждать, и он притворился, что так и должно быть.
 
Должен признаться, что при мысли о Тотти у меня складывалось впечатление, что была утеряна огромная возможность. Потом я задумался и вспомнил, что Франческо принес Роме одно из всего лишь трех скудетто в истории клуба; выиграл чемпионат мира и стал миллионером, которого все обожают. И я понял, что ошибался. На самом деле, ленивая идеология Тотти оказалась правильной.
 
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Football.ua