Вступление. Одним из продолжателей традиций футбольной литературы Италии, заложенных Джанни Брерой, стал флорентийский журналист и телеведущий Марио Скончерти.  Среди многочисленных тем, которые поднимаются в его книгах, есть отдельная работа, посвященная плеяде итальянских треквартист последнего двадцатилетия  – Манчини, Баджо, Дель Пьеро и Тотти. В своем фирменном стиле Скончерти делает попытку проанализировать, чем эти неординарные футболисты похожи и в чем их отличие, а также определить их значение в развитии кальчо, в том числе тактическое. Приятного чтения! 
 
Роберто Манчини появился на свет на три года раньше, чем Баджо. В тринадцать лет он был уже в Болонье, а еще не достигнув семнадцати, он уже выступал в Серии А и забил девять голов. Манчини тоже был чемпионом, но не таким, как Баджо. Его игра была менее индивидуалистичная, он меньше стремился к голу. Всего он забил 156 мячей в 541 матче. Для него более естественным было найти партнера и отдать ему ювелирную передачу. Возможно, вместе с Тотти, он был лучшим ассистентом в истории кальчо. С ним в паре с легкостью бомбардирствовали Джанлука Виалли, Энрико Кьеза и Винченцо Монтелла. С ним выигрывали скудетто клубы, которым это никогда ранее не удавалось (Сампдория), и клубы, которым до сих пор не удается повторить подобное достижение (Лацио). Он никогда не играл в составе грандов, но своим присутсвием превращал в гранды команды, в которых играл.
 
Манчини – продолжатель традиций Риверы в той же степени, что и Тотти – продолжатель традиций Манчини. Манчини – альтруист, а также  очень техничный футболист, который всегда стремился к совершенству. Футбол в его исполнении был лучшим многие годы. Он – современный фантазиста, который направлял мяч в свободное пространство, и иногда лично творил это самое свободное пространство. Как и Ривера, он видел на пять метров дальше, чем его оппоненты. У него был геометрический вкус, нетерпеливость, а также сильный, очень точный и в какой-то мере даже предсказуемый удар. Из-за этого он мало забивал и редко забивал простые мячи. Потому что он искал неординарные решения и часто находил. Он знал, что его удара недостаточно. Манчини с такой легкостью творил сложность, как мог только Ривера до него. Баджо тоже умел, но использовал эту способность лишь для собственной выгоды.
 
Амплуа Манчини определить сложнее, чем Баджо. Его физические данные были отличными для фантазисты, но недостаточными для центрфорварда. Он кажется великим, но неидеальным игроком со сложным характером. Манчини – прирожденный лидер, готовый взвалить на себя бремя ответственности. Он робкий, но уверенный. Он не кичился своим талантом перед другими, но и не любил терять время. Некоторые его вспышки, направленные на арбитров, тренеров и партнеров, вошли в историю. Адзельо Вичини вызвал футболиста в молодежную сборную, которая заняла второе место на чемпионате Европы своей категории. Манчини играл в паре с Виалли, и Вичини забрал их обоих во взрослую Скуадру. Виалли сразу все доказал, а у Манчини не вышло. На самом деле, для обуздания такого таланта нужно работать в спокойствии, но на это не было времени. Вичини выпустил его на поле на позицию центрфорварда, а потом заменил. И тогда сам Манчини отказался выступать в сборной. Нет смысла терпеть напрасные унижения.
 
Манчини пользовался куда меньшей популярностью, чем Баджо. Его игра была более скрытной и менее понятной, а болельщики не влюбляются тех, кто никогда не финтит, предпочитая отдать передачу в касание. Баджо был робок и хитер с вечным клеймом неудачника. Манчини – типичный представитель буржуазии, который происходит из хорошей семьи (его собственной) и который попал в еще более важное и богатое семейство (Мантовани в Сампдории). Еще ему повезло в том, что он почти не травмировался за карьеру, в то время как Баджо переносил одну операцию за другой.
 
С тактической точки зрения они настолько отличались друг от друга, что с легкостью могли бы выступать вместе. Тем не менее, даже в сборной им не довелось сыграть бок о бок. Даже попробовать практически ни разу не удалось. Хотя у каждого из них в избытке было того, чего не хватало другому. Баджо воплощал в себе гром и молнии,  лелеял образ непонятного победителя. Манчини же побеждал в реальности, при чем там, где это не удавалось никому, однако его легенда не получила должного распространения. Его всегда недооценивали, как обычно случается с теми, кто выступает не в самых разрекламированных командах.
 
До середины 1990-х годов я был абсолютно уверен, что Баджо – лучший из них двоих. Когда же Манчини завершил карьеру со скудетто в Лацио в 36 лет, я изменил свое мнение: именно Манчини был более цельным футболистом. Нет, он не был лучше, говорить подобное было бы ересью. Однако в том, что как командный игрок, что очень важно для футбола, он был сильнее Баджо, нет никаких сомнений. Манчини пришел в команду, не обладавшую победными традициями, и изменил ее. Каждое воскресенье он пахал, чтобы построить нечто великое – уже тогда он был больше, чем просто чемпионом. Он был готов к большому пути, который вел его  за границы футбольного поля к другим свершениям.
 
На самом деле, очень сложно сказать, кто из них лучше, хотя мир намного больше внимания уделял Баджо. Можно сказать, что Баджо создавал зрелище, а Манчини строил команды.  Баджо удалось то, что до него добился лишь Джиджи Рива: его любила вся Италия без идентификации с каким-либо клубом. У Ривы было преимущество: он выступал за Кальяри, представляя город, который никто не считал врагом номер один. У Баджо же, по сути, не было команды. Он никому не принадлежал. Он представлял всех, вне зависимости от клубных предпочтений. Наверное, благодаря этому и завоевал всеобщую любовь.
 
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Football.ua