Журнал Футбол. Статья
В понедельник, 30 сентября, выходит новый номер журнала Футбол.
У ваших глаз, ума и памяти почтительнейше распростерся и страстно умоляет о толике внимания новый спецпроект «Футбола» — 25 лучших тренеров в истории футбола.
Перед тем как рассыпаться в гневных вопросах и восклицаниях «Почему этот, а не тот?!», ознакомьтесь с критериями, которых придерживались при составлении нашего «хит-парада» (ненавижу этот термин, страшно шибающий в нос эстрадной пошлятиной, но не придумал ему замену). Итак, в список «Футбола» вошли:
1. Только тренеры, завершившие карьеру. Для действующих – в принципе, отдельный реестр, не говоря уж о том, что они еще имеют полную возможность пополнять свои персональные музеи. Капелло, Моуриньо, Липпи, Хиддинк, Хитцфельд, Сколари, Рамальо, Трапаттони, Гвардьола, Венгер – все они, безусловно, входят в число ведущих специалистов планеты. Но пусть пока поработают – их слава никуда не денется.
2. В первую очередь — тренеры, повлиявшие на развитие футбола, то есть теоретики и мыслители, а не только гениальные практики, менеджеры, селекционеры и мотиваторы.
3. А также тренеры, достаточно навыигрывавшие, то есть воплотившие теорию на практике, перво-наперво — создатели легендарных команд, украсивших и обогативших историю. Но прошу заметить: умение выиграть что-то солидно невесть с кем или просто с командой «не первой руки» ценится особенно высоко.
4. Принцип «как минимум две успешные команды в биографии» более-менее выдержан, но встречаются и исключения.
5. Кое-где мы вынужденно – историческая правда такова! – отошли от сугубо личностного подхода и напомнили о верных соратниках, которые где знамя подхватили, а где просто выдающуюся роль сыграли.
6. Очень сложно было выдержать границу между собственно тренером и менеджером клуба. Как известно, британская традиция подразумевает, что тренер это больше чем просто тренер, время от времени подобное направление одерживает верх и в других местах… Грубо говоря, если коуч ведет переговоры о премиальных для своих футболистов за особо ценный матч – это тренер или менеджер?! Ну, судите сами.
Однако перед тем как перейти к знакомству с краткими выжимками из еще более кратких биографий и попыткам объяснить, почему все-таки этот, а не тот, хочу сказать вам несколько весьма пафосных слов.
Я отвешиваю земной поклон и готов встать на колени перед теми тренерами, кто никогда не рассчитывал на всемирную славу с большими деньгами, но находил в профессии совсем другие радости и вдохновение. Без вас, дорогие мои человеки, эта Игра никогда не стала бы не просто популярной – она вообще давно бы умерла!
В первую очередь, я говорю о тренерах детских школ – беззаветных тружениках, которых куда правильнее именовать учителями, ибо кто как не они формируют не только тела и умения, но души юных футболистов. Разные есть среди них люди – встречаются и откровенные бездари, и бессовестные коррупционеры, стяжатели, разлагающие своих подопечных и приучающие их к мысли, что всё продается-покупается, но верю, что таковых – ничтожное меньшинство. Остальные – истинные подвижники, и за это им величайшая, вечная благодарность, пусть даже я не могу ее конвертировать. Да что я – Федерация толком не может!
Это, безусловно, те, кто всю жизнь проработал в клубах вторых-третьих-четвертых дивизионов, без денег, иногда – совсем без денег, перебиваясь с хлеба на воду и с рейсового автобуса на вагон второго класса, но не мысля себя вне футбола. Вы, все те, кто не использовал свой шанс войти в элиту, а может, и не увидел того шанса – друзья, и без вас пресловутый спорт №1 давно и вонюче загнулся бы! Спасибо вам за, что вы есть.
Это и те, кто посвятил всю свою жизнь служению одному клубу – как Ги Ру в «Осере», тренер, пользующийся всеобщим уважением и почетом. Вы не избалованы трофеями, но ваша верность достойна лучшей награды – преклонения болельщиков!
Вы и только вы – первые номера всегда и во всем. Кто о том забудет – нет ему прощения, он просто ничего не понимает в футболе.
Вот как-то так… А возвращаясь к нашему перечню, скажу: лично я очень недоволен, что не получилось достойно пройтись по южноамериканскому тренерскому цеху и вставить в хит-парад, к примеру, отца на редкость зубастого и успешного «Эстудиантеса» второй половины 60-х Освальдо Субелдию, Хуана «Тото» Лоренсо, приведшего команду в финал КЕЧ-74, который легко мог запустить футбольную историю по совершенно другой дороге, великого и, быть может, последнего романтика Теле Сантану, с некоторое долей сомнения – Висенте Феолу, Айморе Морейру и Марио Загало… И должен был запустить – чудо произошло! Что ж, постараемся возместить недостачу дополнительными, бонусными материалами.