«Ливерпуль проделал фантастическую работу, по сравнению с прошлым сезоном это небо и земля. Они продолжают борьбу. Игроки группы атаки у них неподражаемы».
Тим Шервуд после поражения от команды Роджерса 0:4. 

Вряд ли будет целесообразно вступать в дискуссию с тренером Тоттенхэма на этот счет. Сам вначале сезона проявил недальновидность, отстаивая точку зрения, что у Ливерпуля, по сути, нет шансов на попадание в топ-4 английской Премьер-лиги. Признаю, ошибался. Сейчас уже напротив, готов утверждать, что команда Роджерса является одной из самых ярких команд Европы. Ох, уже эта футбольная ветреность. Ничего нельзя с ней поделать. Впрочем, в данном случае вашему вниманию предлагается скорее не утверждение, а размышление по поводу того, почему Ливерпуль можно считать одной из самых ярких и организованных команд современности.
 
Пожалуй, стоит начать с главного тренера. Брендан Роджерс – личность довольно интересная. Наверное, найдется не так много тренеров, которые столько времени уделили  самосовершенствованию. Зачастую, возрастной игрок, заканчивая играть, сразу начинает свою тренерскую карьеру. Примеров таких есть достаточно. В этом плане Роджерсу немного «повезло»: из-за травмы он был вынужден завязать с футболом в двадцать лет – прекрасный возраст для черпания новых знаний. Оставшись в системе клуба, он продолжил заниматься воспитанием молодежи Рэдинга. 

Это был 1995 год – время доминирования Аякса в европейском футболе под руководством Луи ван Гала. Роджерс: «Я следую их модели много, много лет. Я был так ею вдохновлен. Ван Гал… Я просто обожал их стиль игры. Это отголосок моей юности. Мой отец любил европейский футбол, ему также нравилась бразильская сборная. Его отец любил бразильскую сборную. Я воспитывался на любви к техничному футболу, но, будучи мальчиком, мне приходилось играть в не самых техничных коллективах». Теперь становится понятным, как зарождалась любовь нынешнего тренера Ливерпуля к голландской философии футбола, которая когда-то послужила фундаментов для клубной системы Барселоны. 

Роджерс много времени провел в Испании, знакомясь с футбольной культурой этой страны, изучая принципы работы с молодыми футболистами. Для этого он специально выучил испанский язык, также уделил некоторое внимание итальянскому. 

В 2004 году в тренерской карьере Роджерса наступил переломный момент. По протекции Моуриньо его пригласили работать в академию Челси. Вот что он говорит на этот счет: «В Челси меня пригласили в сентябре 2004-го – Жозе пришел в июне. Они хотели привить его тактические идеи целой клубной структуре, две его любимые системы – 4-4-2 «даймонд» и 4-3-3, а я был одним из немногих британских менеджеров, подходящих под этот стиль.

Моя философия была сформирована еще до того, как я пришел в Челси. Когда я покидал Лондон, у меня за плечами уже было 15 лет тренерской работы, начиная от пятилетних детей и заканчивая баллаками, лампардами и шевченко. После чего пришло мое время начать собственный путь».

А теперь настало время перейти непосредственно к разбору игровых действий Ливерпуля. Мы не зря сделали акцент на испанской культуре футбола и периоду работы с Моуриньо. Как известно, сеу Жозе нельзя отнести к той категории тренеров, которые строят свою игру на владении, чего не скажешь о Роджерсе. Но! Подобное нельзя было утверждать до его работы на Анфилд Роуд. Суонси под его руководством любил, что называется, играть с мячом. На данный же момент Ливерпуль занимает восьмое место по владению в Премьер-лиге (54,9%) – это даже меньше, чем у нынешнего Челси Моуриньо! При этом, если верить данным whoscored.com, команда Роджерса больше всего в лиге забила голов после контратак. 

Ни для кого не является секретом, что команды Моуриньо, как правило, особенно опасны из-за своих контратак, но, как можно заметить, Челси пока в этом плане Ливерпуль не превосходит. Вообще нужно отметить разнообразие забитых мячей команды Роджерса. Ливерпуль также больше всех забивает после стандартных положений, а по забитым мячам с игры его превосходит только команда Пеллегрини. 

За счет чего же Ливерпуль так много забивает после контратак? Очевидно, что действовать по шаблону в многообразных ситуациях после перехвата мяча невозможно. Александр Головко, однажды разбирая игру Динамо, поведал, что успешность игры киевского клуба на контратаках во времена Лобановского заключалось в способностях и умениях группы игроков быстро переходить в из оборону в атаку за счет своевременных врываний в свободные зоны на половине поля соперника. Немного позже можно будет увидеть, как в подобных эпизодах действуют Суарес, Старридж, Стерлинг, Коутиньо и Хендерсон, которые за счет своих скоростных качеств и понимания игры неоднократно наказывали противников после молниеносных переходов из обороны в атаку. Но, похоже, у Роджерса есть некоторые тактические наработки и для контратак.

Временами, просматривая игры Ливерпуля, встречались ситуации подобные той, которую можно наблюдать выше на снимке. Главная суть заключалась в том, что игроки Ливерпуля после перехода мяча на их треть поля оборонялись ввосьмером, а Суарес и Старридж оставались за линией мяча. С одной стороны, это можно рассматривать как недоработку в обороне.

Но суть идеи становилась понятной, когда мяч перехватывался, после чего просто выносился в зону одного из форвардов Ливерпуля. Выше показана именно такая ситуация. Через несколько секунд Старридж забьет гол после передачи Суареса. Похожую работу в связке этих игроков можно довольно часто встретить, особенно когда Ливерпуль ведет в счете, а его противнику необходимо отыгрываться. 

Тема с освобождением нападающих от оборонительных действий заслуживает детального рассмотрения, но на ней заострять свое внимание мы не будем. Лишь только заметим: представьте команду, способную оставлять за линией мяча, скажем, не двух, а трех игроков такого плана, как Суарес и Старридж, и насколько она может быть опасна для других команд, особенно для тех, которые уступает ей в классе.

Нельзя не отметить слаженную работу Ливерпуля без мяча. К слову, команда Роджерса сейчас лидирует и по количеству отборов в чемпионате.

Чувствуется, что в этом компоненте игры тренерскимо штабом проделана огромная работа. Пожалуй, в этом плане одними из лучших могут считаться результативные контратаки на ворота Арсенала. Да, значительную роль там сыграли грубые ошибки Езила, но важно другое – причины, которые могли заставить Месута ошибиться. 

Выше показано начало одного из подобных эпизодов. Просматривается активная работа без мяча группы из четырех игроков на незначительном участке поля: Хендерсон преследует игрока, который только что отдал передачу, тем самым не позволяя ему быстро получить мяч обратно. Коутиньо выдвигается вперед для атаки, Старридж перекрывает магистраль для передачи назад на защитников, а Джеррард страхует зону за спиной «выдернувшегося» вперед Коутиньо.

Как можно заметить, мяч начинает двигаться в обратном направлении. Теперь уже Хендерсон идет встречать игрока еще до приема мяча. Суарес не оставляет без внимания рывок левого защитника Арсенала. Стоит отметить движение Стерлинга, который не выключается из эпизода. Сейчас он смещается назад и чуть к центру, чтобы сохранить компактность и не проспать рывок, например, уже правого защитника Арсенала, на которого может в любой момент последовать длинная передача, разворачивающая атаку вновь в другую сторону. 

 

Как только Суарес заметил, что крайнего защитника противника может прикрыть его партнер по команде, он сразу устремился вперед для того, чтобы помочь Хендерсену отобрать мяч у Езила, который сейчас развернут лицом к своим воротам. Подобное расположение игрока с мячом является одним из главных сигналов для оказания активного прессинга, так как в такой ситуации игрок уже не так опасен, просто потому, что он не может полностью оценивать ситуацию в атаке. К похожим сигналам также относятся неудачная обработка мяча или слабая передача. Кстати, именно после такой передачи Езила перехватывал мяч Коутиньо во время второй результативной контратаки. Что касается этого эпизода, то завершать атаку будут Суарес и Стерлинг, который реализует голевую передачу уругвайского форварда. Ниже вы можете просмотреть видео с примерами результативных атак Ливерпуля.

Согласитесь, нельзя не отметить умение игроков Ливерпуля проявлять свои скоростные качества и способность быстро переходить из обороны в атаку и наоборот. Передача Джеррарда в последнем эпизоде – это просто какое-то волшебство.

Стоит еще отметить, что такие игроки как Стерлинг, Коутиньо и Старридж покупались непосредственно при Роджерсе. Сейчас они очень сильно влияют на динамику игры Ливерпуля, и нельзя оставить без внимания их прогресс за последний год под руководством Роджерса. Видимо, сказывается педагогический опыт, который Брендан приобрел, работая в академиях Рэдинга и Челси. 

Несколько слов хотелось бы еще сказать об игровой схеме. Наверное, Ливерпуль является одной из самых разнообразных команд в плане ротации игровых формаций. 4-3-3, 4-2-3-1, 4-4-2 «даймонд», схемы с тремя защитниками – согласно whoscored.com, все эти расстановки можно было наблюдать в играх мерсисайдцев. Но, на наш взгляд, стоит выделить две формации, именно те, которые, по словам Роджерса, больше всего нравятся Моуриньо – 4-3-3 и 4-3-1-2 с ромбом в полузащите.

Думается, такая тенденция просматривается неслучайно, так как в этих схемах есть много общего. Прежде всего, это действия линии обороны и опорного полузащитника, на которой прочно закрепился Стивен Джеррард. Что касается остальных игроков, то их позиции довольно вариативны. На точках действия Суареса и Старриджа можно заметить, насколько широк их диапазон действий, хотя они считаются номинальными нападающими. 

То же самое касается Коутиньо и Стерлинга, которые могут играть как на флангах атаки в схеме 4-3-3, что можно было наблюдать во время травмы Старриджа, так и на одной из позиций в центре полузащиты в схеме 4-4-2 (4-3-1-2, 4-1-2-1-2) в виде ромба. Хендерсон также является довольно разносторонним игроком, но, опять же, отметим влияние Роджерса на процесс развития игроков его команды, включая даже сформировавшихся еще до его прихода таких мастеров, как Джеррард и Суарес. 

Возможно, это сейчас будет не совсем уместно, но хотелось бы пару слов сказать о сорвавшемся трансфере Евгения Коноплянки. Дело в том, что в Днепре диапазон его действий пока не так широк, как тех же Стерлинга и Коутиньо. 

Если взять, например, схему точек действий Коноплянки, которую указала в своем отчете компания Instat к матчу Шахтер – Днепр, и сравнить ее со схемой против Зари, то мы не заметим существенной разницы, несмотря на то, что это были абсолютно разные по содержанию матчи. В первом случае Днепр действовал на контратаках, отдав инициативу сопернику, а во втором – играл, как говорится, первым номером, но на диапазоне действий Евгения это не сказалось. Позволим себе предположить, прежде всего беря во внимание функции Стерлинга, что в Ливерпуле диапазон действий Коноплянки значительно расширился бы. Просто этого требует модель игры команды Роджерса, но об этом мы уже поговорим во второй части материала, которой будет посвящен разбору игровых действий Ливерпуля в атаке.

Полиграф, специально для Football.ua