Автобус Йорк Сити медленно подъезжал к Олд Траффорд. Болельщики Манчестер Юнайтед доброжелательно кричали вслед что-то вроде «Что за запах? Вы разве уже успели наделать в штаны?» и заливались смехом. Никто в автобусе не воспринимал это как оскорбление. «Постараемся из десятка ваших не выпустить», – смеялись гости в ответ. 

Начало сезона 1995/96 – не самое спокойное время в истории МЮ девяностых. Предыдущий сезон команда завершила без трофеев, проиграв чемпионскую гонку Блэкберну, а в финале Кубка Англии уступив Эвертону. Эрик Кантона все еще отбывал дисквалификацию за нападение на болельщика Кристал Пэлас, а летом Алекс Фергюсон шокировал тем, что продал сразу троих лидеров команды: Пол Инс ушел в миланский Интер, Марк Хьюз – в Челси, а Андрей Канчельскис – в Эвертон. В первом туре резко помолодевший МЮ на выезде проиграл 1:3 Астон Вилле, после чего Алан Хансен сделал знаменитое заявление: «Нельзя ничего выиграть с детьми». Но дети взрослели и мужали буквально на глазах: они выиграли пять матчей подряд в чемпионате, а в первом раунде Кубка УЕФА сыграли 0:0 на поле волгоградского Ротора.

И все-таки твердую уверенность в светлом будущем и правильности решения Фергюсона тогда, в сентябре 1995-го, испытывал далеко не каждый болельщик МЮ. Однако при этом никто, конечно, не предполагал, что со стороны Йорк Сити, первого соперника в Кубке Лиги, может исходить хоть какая-нибудь угроза. Только в 8-м туре, всего за несколько дней до визита на Олд Траффорд, Йорк одержал первую победу в чемпионате, обыграв Суонси 1:0. Команда занимала предпоследнее место в третьем по рангу дивизионе, в первом раунде Кубка Лиги обыграв по сумме двух матчей Рочдейл. 

«В раздевалке мы все вместе слушали радиорепортаж о жеребьевке и так узнали, что нашим следующим соперником станет Манчестер Юнайтед, — вспоминает центральный защитник, капитан той команды Стив Тутилл. – Мы не могли поверить своим ушам. Энди Макмиллан, наш правый защитник, был диким фаном МЮ, и он был вне себя от счастья».

«Я родился в Южной Африке, но мои дедушка с бабушкой жили в Восточном Йоркшире, и каждое Рождество я получал от них посылку с формой Манчестер Юнайтед, — рассказывает Макмиллан. – Но никогда прежде я не был на Олд Траффорд». 

Визит на легендарный стадион стал незабываемым событием не только для Макмиллана. На разминку вышли даже те, кто не попал в заявку, а также приехавшие с командой игроки молодежного состава. Хотя именно в то время на Олд Траффорд шла реконструкция главной трибуны, каждый игрок Йорка мечтал оказаться на подмостках Театра мечты пусть даже во время разминки.

«На правах капитана я вместе с нашим менеджером Аланом Литтлом отправился в судейскую комнату, чтобы заполнить протокол, – говорит Тутилл. – Стоять рядом с Гари Паллистером и Алексом Фергюсоном – это что-то незабываемое. На что это было похоже? Когда в ответном поединке против нас вышел Эрик Кантона, один фоторепортер поймал отменный кадр: Энди Макмиллан прямо по ходу игры просто стоит и глазеет на француза. Так и я тогда, в судейской комнате…»

Алан Литтл работал с Йорком более двух лет. Когда-то он выиграл молодежный Кубок Англии вместе со своим более известным братом Брайаном, но в Астон Вилле Литтл-младший не задержался. Его карьера полузащитника прошла в клубах низших дивизионов, в последнем из которых, Хартлепуле, Алан начал работать с молодежью. Вскоре он стал помощником Джона Бёрда, с которым в сентябре 1988 года перебрался в Йорк. Литтл остался в клубе даже после увольнения босса в качестве ассистента теперь уже Джона Уорда. В марте 1993-го Уорд ушел в Бристоль Роверс, а Литтл наконец получил возможность поработать с командой самостоятельно. В первом же матче Йорк разгромил на выезде Барнет 5:1 и, заняв итоговое четвертое место, через плей-офф сумел выйти в третий по рангу дивизион. В следующем сезоне Йорк едва не поднялся еще на уровень выше, но теперь уступил в полуфинале плей-офф Стокпорту. 

«Алан был отменным мотиватором, он умел сделать так, чтобы ты поверил в себя, – рассказывает Тутилл. – Он был жестким полузащитником и хотел, чтобы мы были такими же. Всегда требовал, чтобы мы решительно прессинговали соперника, таким образом завоевывая право вести игру. Мы должны были играть на чужой половине поля, а не прижиматься к своим воротам. К матчам с МЮ он готовил нас так, как будто это привычный для нас соперник по нашему дивизиону. То есть мы должны были играть в свою игру». 

«Звучит невероятно, но мы могли выиграть крупнее, чем 3:0, – утверждает лучший снайпер команды Пол Барнс, четыре сезона подряд забивавший в Йорке больше всех. – Мы вовсе не отбивались всей командой в собственной штрафной. В тот вечер мы показали потрясающий футбол, а тот факт, что мы удачно начали поединок, вселил в нас уверенность. Мы точно не благоговели перед ними».

Итоговый счет 3:0 в пользу Йорк Сити шокировал тогда, но еще больше шокирует сейчас. Сразу напрашивается предположение, что МЮ играл не просто в полноги, но и очень ослабленным составом. Фергюсон действительно предоставил отдых Петеру Шмайхелю, Стив Брюс вышел только на замену, а Эрик Кантона отбывал последние дни своей знаменитой дисквалификации. Но только запасной вратарь Кевин Пилкингтон, дебютировавший центрбек Пат Макгиббон и полузащитник Саймон Дэвис не имели отношения к первой команде. В обороне вышли Пол Паркер, Гари Паллистер и Деннис Ирвин, в полузащите вместе с Райаном Гиггзом и Дэвидом Бекхэмом действовали Ли Шарп и Фил Невилл, а Брайан Макклейр играл в атаке. 

При этом в полузащите Йорка из-за травмы отсутствовали два основных игрока, и средняя линия гостей была даже моложе, чем у МЮ: Грэму Мёрти и Скотту Джордану исполнилось по 20 лет, как и Бекхэму, тогда как Даррену Уильямсу вообще было 18.

Йорк уже в дебюте поединка сумел создать несколько моментов, тогда как хозяева ответили только ударом Макклейра, который перевел через перекладину голкипер Дин Кайли. Потому гол, забитый Полом Барнсом в середине первого тайма, не стал неожиданностью. Игра МЮ так и не наладилась до перерыва, о чем свидетельствовала желтая карточка, полученная сорвавшимся Бекхэмом.

«Я не помню, чтобы когда-нибудь еще в перерыве в нашей раздевалке было так тихо, – удивляется и сегодня Тутилл. – Можно было услышать, как падает булавка. Алан Литтл подошел к нам защитникам и попросил нас быть готовым к тому, что начнется во втором тайме. Мы все понимали, что сейчас происходит в раздевалке соперника, как им достается от Ферги, потому ждали урагана». 

Партнер Тутилла по центру обороны Тони Баррас считает, что команда просто была потрясена своей игрой: «Мы понимали, что преждевременная радость может испортить все. Это была, пожалуй, лучшая наша игра – даже не с точки зрения результата – за те четыре года, что я провел в Йорке».

Первые пять минут второго тайма прошли под знаком атак МЮ. Но гости ждали худшего – команде Фергюсона явно не хватало злости. И тогда, на 51-й минуте, Макмиллан бросил Барнса в прорыв, и Макгиббон ценой фола последней надежды сбил соперника в собственной штрафной. МЮ остался в меньшинстве, а Барнс четко реализовал пенальти.

Спустя две минуты Йорк забил третий гол. Найджел Пеппер выполнил подачу со штрафного, а Баррас пробил головой. «Я так и не смог отпраздновать свой гол на Олд Траффорд, потому как все сразу набросились на меня, и я был погребен под грудой тел». Пять тысяч болельщиков Йорка не преминули затянуть «Каково быть деклассированным?» и «Неужели это переодетый Скарборо перед нами?»

Вышедший на замену ветеран Пол Баркер умудрился в течение восьми минут заработать две желтые карточки: «Меня травили тогда несколько месяцев; стоило появиться в пабе, как друзья подсовывали мне желтую и красную карточки». Макмиллан считает, что забавнее было не это, а то, что из-за путаницы в протоколе комментаторы были уверенны, что на замену вышел и так глупо удалился не Баркер, а Пол Аткин: «Кто тогда мог знать нас в лицо?»

Даже в равных составах у МЮ не получилось ничего. Барнс даже сделал хет-трик, но его гол арбитр отменил из-за офсайда. «На самом деле тогда Стив Брюс ошибся, выполняя искусственное положение «вне игры». Вскоре мы вместе оказались в Бирмингем Сити, и имели возможность посмеяться, вспоминая тот эпизод. Но мне было бы чертовски, если бы вместе с Роналдо вспоминали бы и меня, как того, кто сделал хет-трик на Олд Траффорд». Все равно Барнса назвали Игроком матча, вручив в качестве приза велосипед. «Я так ни разу на нем и прокатился. Велик долго еще стоял в моем гараже».

Если мало кто знал игроков Йорка до матча, то в преддверии ответного поединка (таков был тогдашний регламент) о них узнали все. От журналистов и телевидения не было прохода, но в команде понимали, насколько непросто будет им две недели спустя. За это время Йорк выиграл еще два матча в чемпионате, а МЮ трижды сыграл вничью, вылетев в том числе из Кубка УЕФА. Фергюсон был настроен отыграться на поле Йорка за последние неудачи, потому место в стартовом составе нашлось и Шмайхелю с Брюсом, и Гари Невиллу с Полом Скоулзом, а также Энди Коулу с Кантона. Как и в первом поединке, на поле вышли Паллистер, Шарп, Бекхэм и Гиггз. 

Тутилл и Баррас ничего не могли поделать с Кантона. «Первые минут двадцать мы не понимали, что происходит, а просто стояли и глазели на него, – смеется Баррас. – Кантона передвигался неспешно, но его ум был быстрее всех нас в разы. Это было восхитительно. Единственное, что ему не удалось в тот вечер – забить. Он обстучал все штанги, но мяч после ударов Эрика просто не шел в наши ворота». 

МЮ к 13-й минуте отыграл два мяча, и в тот момент казалось, что Йорк не выдержит. Но под занавес тайма Скотт Джордан сократил счет, и это помогло команде Литтла перевести дух и прийти в себя. В конце поединка Скоулз оформил дубль, установив окончательный счет 3:1, но по сумме двух матчей в следующий раунд прошел аутсайдер третьего дивизиона.

«Игроки МЮ благородно приняли поражение, – вспоминает Макмиллан, – хотя меняться футболками отказались. Да и тогда подобное не было принято. Потом приятель в полиции Йорка рассказывал, что якобы была драка в их автобусе, но если так и было на самом деле, это говорит лишь о том, насколько сильным был их менталитет победителя, они не могли спокойно принять поражение от такой мелочи, как Йорк».

«На самом деле мне досталась футболка МЮ, – признается Тутилл. – Перед матчем к нам постучался Брайан Макклейр, принес футболку и мяч с автографами всех-всех. Он в программке к матчу прочитал, что это уже мой десятый сезон в Йорке, и таким образом они выразили мне свое уважение». 

МЮ закончил сезон в ранге чемпиона, выиграв также финал Кубка Англии у Ливерпуля. Йорк в следующем раунде вылетел от Куинз Парк Рейнджерс и только в последнем туре избежал понижения в классе. Литтл работал с командой до 1999 года, когда МЮ сделал свой легендарный хет-трик, а Йорк все-таки вылетел в низший дивизион. Пол Барнс за 300 тысяч фунтов перешел сначала в Бирмингем, затем за ту же сумму – в Бернли. В одном из матчей он забил за Бордовых пять мячей, а сейчас владеет брокерской фирмой. Стив Тутилл стал инструктором по физическому воспитанию в тюрьме, левый защитник Уэйн Холл – надсмотрщиком, а Найджел Пеппер – физруком в организации, занимающейся трудными подростками. Вратарь Дин Кайли сделал хорошую карьеру в Премьер-лиге с Чарльтоном и Вест Бромом. Грэм Мёрти был капитаном Рэдинга, когда команда впервые в истории поднялась в элиту. Скотт Джордан завершил карьеру в 27 лет из-за травмы, а Даррен Уильямс перешел в Сандерленд и сыграл за молодежную и вторую сборные Англии. Тони Баррас работает штукатуром, Пол Аткин – инструктором по вождению. 

Неужели это все было с ними?

Алексей Иванов, специально для Бей-беги