О схемах и методах ведения борьбы на футбольном поле

«Метод вашей игры всегда зависит от тех игроков, которые есть у вас в наличии», — по всей видимости, на сегодняшний день бессмысленно вступать в какую-либо полемику, пытаясь опровергнуть высказывание Руди Гарсии. Конечно, Зденек Земан может с этим не согласиться. Пусть у него нет за спиной внушительного послужного списка турнирных достижений, но все же он добился определенных успехов в атаке, отстаивая совершенство своего излюбленного построения 4-3-3.

К сожалению, далеко не все игроки могут действовать с одинаковой эффективностью при той интенсивности, которая так необходима для футбола Земана. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить его Рому с нынешним Кальяри. Как бы не хвалил чешский специалист свою схему, но для его футбола она также вторична. Интенсивность имеет более важное значение. C повышением скорости игровых действий становится сложнее выполнять технические приемы и вот тут сразу начинает сказываться разница индивидуального мастерства условного Пьянича, Освальдо или Тотти в сравнении с игроками Кальяри, действующих на идентичных позициях.

С похожей проблемой столкнулся Брендан Роджерс. В прошлом сезоне мало кто мог сравниться с Ливерпулем по игре в атаке, но с уходом Суареса и травмами Старриджа его команда существенно потеряла в динамике. Ламберт и Балотелли просто физически не могут дать такой же объем движения, подкрепив его необходимой интенсивностью.

Диего Симеоне многие считают прагматичным специалистом, при этом мало кто обращает внимание на тактическую гибкость и универсальность его команды. Особенно хотелось бы выделить умение мадридцев варьировать зонами прессинга. Игроки Атлетико с одинаковым успехом обороняются как перед своей штрафной, так и в средней трети поля, а при необходимости могут интенсивно прессинговать противника на чужой половине.

В прошлом сезоне Атлетико действовал по схеме 4-4-2, но рисунок игры существенно менялся, если вместо Вильи рядом с Диего Костой в атаке действовал Рауль Гарсия. В таком случае команда перестраивалась на условные 4-2-3-1 или 4-4-1-1. В некоторых матчах Диего Коста играл на острие атаки в одиночестве, а вместо атакующего полузащитника на поле мог появиться третий опорный полузащитник, после чего Атлетико переходил на схему 4-1-4-1.

Как тут не вспомнить пророчество Валерия Лобановского, который говорил, что футбол будет эволюционировать с повышением скорости игры, умением команды варьировать тактики по ходу матча, не позволяя соперникам подстроиться под манеру своей игры. Ну и, конечно, нельзя забывать об универсализации и повышении индивидуального мастерства, что существенно расширяет тренеру пространство для творчества.

Успех Барселоны доказал верность суждений Лобановского. Гвардиола не останавливается на достигнутом, продолжая придерживаться ранее выбранного пути. Будучи еще тренером Барселоны, он начал варьировать игровые схемы, не ограничивалась догматичными 4-3-3, а в этом сезоне с Баварией он применил более десяти различных построений с разнообразным сочетанием игроков.

Пеп никогда не скрывал своего стремления к инициативе. Как ни парадоксально, но из-за этого именно он вынужден «подстраиваться» под манеру игры противника: «Все что я делаю – это смотрю записи с играми соперника, и стараюсь найти средство, чтобы уничтожить его. У меня есть некий арсенал методов, из которого я выбираю несколько наиболее подходящих для достижения этой цели».

Футбол далекого прошлого был основан на индивидуальных дуэлях. Крайние полузащитники действовали против крайних защитников соперника, нападающие пытались доказать свое превосходство над центральными защитниками. Этот футбол мертв, но важность единоборств никуда не исчезла. Очень часто исход ключевых моментов в матче зависит от противостояний один в один.

В какой бы точке поля не находились Месси или Роналду, они все равно будут превосходить подавляющее большинство своих оппонентов по скоростным и индивидуальным техническим качествам. Если команде удастся создать для них ситуацию 1 в 1 перед воротами противника, то это уже будет большим преимуществом. Они делают так называемую разницу за счет своего индивидуального мастерства, и это делает их великими.

При отсутствии подобных исполнителей остается строить свою игру на создании минимального численного большинства в локальных зонах. У каждого тренера могут быть свои методы, но все они должны быть направленны на то, чтобы не допускать ситуаций меньшинства на своей половине поля и создавать численное превосходство на чужой. Привилегия Гвардиолы заключается в том, что в его команде есть исполнители, которые позволяют получить превосходство в атаке даже при численном равенстве.

Учет собственных сильных и слабых качеств по сравнению с достоинствами и недостатками противника – одна из глобальных задач, которую приходится решать в том или ином матче. Очевидно, что более гибкие в тактическом плане команды будут иметь перед остальными преимущество, что в свою очередь во многом зависит от уровня индивидуального мастерства и наличия универсальных исполнителей в составе.

Убеждения Гвардиолы во многом схожи с убеждениями Марсело Бьелсы, который также является приверженцем атакующего футбола. В свое время аргентинский специалист сказал занимательные слова, которые во многом объясняют стремления Гвардиолы к разнообразным тактическим экспериментам: «Выбранная схема всегда зависит от характеристик ВАШЕГО противника».

Тут нужно отметить, что термин «scheme – схема» в большей степени означает выбранный план на игру, а не условное расположение игроков на футбольном поле: «Position and formation became secondary». В этом сезоне можно было заметить, как Белса в Марселе варьировал схему 4-2-3-1 с необычным построением 3-3-3-1, которое он применял ранее со сборной Чили. На поле это выглядит следующим образом.

В Марселе у Бьелсы очень важную роль в атаке играют крайние защитники: Менди слева и Джа Джедже справа. При этом в построении 3-3-3-1 они действуют более агрессивней, так как их зоны могут страховать крайние центральные защитники. Взглянув еще раз на вышеуказанный снимок, не трудно убедиться, что если из одного из трех центральных защитников перевести в опорную зону к Имбула, то схема 3-3-3-1 без существенных изменений трансформируется в 4-2-3-1, которую в большинстве случаев Бьелса и применяет в чемпионате Франции.

Построение 3-3-3-1 встречается не так часто. Почему так происходит? По всей видимости, ответ кроется в индивидуальных характеристиках и в позициях на поле крайних полузащитников соперника. В одном из номеров журнала Soccercoaching публиковалось обширное интервью аргентинского специалиста, с дополнением различных схем.

В статье указывалось, что сборная Чили применяла схему 3-3-3-1 против команд, которые действовали по схеме 4-4-2 в виде ромба, или если в составе противника отсутствовали быстрые крайние атакующие полузащитники. В противном случае из-за широких позиций крайних полузащитников противника, фланговые игроки чилийцев могли часто попадать в ситуации 1 в 1 на флангах без подстраховки, что делало построение Бьелсы уязвимым, особенно если его фланговые игроки уступают противнику в индивидуальных единоборствах.

На данном снимке показано, как осуществляется прессинг в построении 3-3-3-1 на чужой половине поля. Крайние полузащитники блокируют крайних защитников соперника, а опорный полузащитник Имбула вместе с атакующим полузащитником Пайе закрывают центр. Жиньяк действует один против двух центральных защитников Метца, но сейчас им некому отдать пас на своей половине поля. Остается только бить мяч вперед.

Но в таком случае на своей половине поля уже у Марселя численный перевес 5 в 4, что дает команде Бьелсы дополнительное преимущество в борьбе за мяч. Обратите внимание на относительно узкие позиции крайних полузащитников Метца. В данном случае Менди и Джа Джедже вовсе не обязательно смещаться в линию защиты. Позиции противников позволяют им оставаться выше, располагаясь ближе к центру, что в свою очередь позволяет сохранять компактность в зоне подбора мяча.

Что касается построения атаки, то и тут есть свои тонкости.

Во время позиционных атак игроки Марселя широко располагаются на поле, при этом сохраняя компактность между линиями по вертикали. Бьелса: «Ключевым моментом при расположении игроков на поле является сохранения компактности. Расстояние между защитниками и нападающими не должно превышать 25 м».

Если принять во внимание, что одиннадцатиметровую отметку от линии ворот отделяют примерно две полосы на футбольном поле, то в данном случае между нападающим и защитниками сохраняется указанное Бьелсой расстояние. Но все же Марсель не играет по ширине с компактностью, которая позволяет быстро перемещать мяч между игроками в центре, а это означает, что в данном построении идея контроля мяча отличается, например, от той которую иногда можно было встретить в матчах Атлетика под руководством аргентинца.

Мы вплотную подошли к одной из главных атакующих идей, которая заключается в создании численного большинства на локальных участках поля. На предыдущем снимке белой стрелкой показано, как Имбула играет в линию атаки, где рядом с центральным защитником заранее расположились два игрока Марселя, что позволяет им быстро обыграться в одно касание, чтобы получить мяч позади линии обороны противника.

Вот еще одна схема, на которой показано, как фланговые игроки могут создавать численное большинство 2 в 1 на фланге в построении 3-3-3-1. Ниже пример из матча.

Джа Джедже и Менди занимают широкие позиции. Как только они получают мяч, к ним сразу смещается один из атакующих полузащитников.

В итоге с помощью комбинирования в связке удалось вывести атаку в завершающую стадию.

Вот еще одно типовое взаимодействие на фланге в связке. Как только Пайе получил мяч, Менди сразу начал открываться вперед под передачу, одновременно уводя за собой игрока, тем самым создавая для Пайе пространство, которое было использовано для подачи в штрафную.

Спустя мгновение Жиньяк откроет счет в матче. Также обращает на себя внимание, что сразу три игрока Марселя врываются в штрафную для нанесения удара по воротам, создавая численный перевес 3 в 2 в убойной зоне. Ниже на видео можно посмотреть примеры, на которых показано, как игроки Марселя создают численный перевес на флангах, действуя в построении 3-3-3-1.

 

Джек Колбэк: рыжий, который уничтожил Челси

Еще несколько недель тому назад казалось, что в английской Премьер-лиге у Челси не будет конкурентов в борьбе за титул. Команда Моуриньо очень мощно стартовала, сумев добиться хорошего гандикапа. Но после последнего тура отставание Ман Сити составляет всего три пункта. Всему виной Ньюкасл, который, думается, для многих неожиданно обыграл лондонцев на своем поле, и нужно сказать, обыграл вполне заслужено.

Ньюкасл не уступил более сильному противнику в интенсивности. В ключевых моментах команда Алана Пардью действовала решительней и быстрее, что позволило Сорокам добиться заслуженного успеха. Особенно запомнилась игра Джека Колбэка.

Бывший игрок Сандерленда в начале этого сезона перешел в Ньюкасл, после чего начал прогрессировать, на что указывает приведенная статистика от whoscored. Сумма отборов и перехватов за матч составляет 4,5. Лучшие показатели для игроков его амплуа составляют более 5 пунктов, но против Челси в общей сумме он выполнил 10 отборов и перехватов, причем в одном эпизоде он вначале отобрал мяч у Азара, после чего обостряющей передачей разогнал атаку своей команды.

В этом сезоне Колбэк в среднем 1,4 раза выводит своих партнеров по команде на ударную позицию, что более чем в два раза превышает показатели прошлых пяти сезонов в Сандерленде. Количество ударов также увеличилось в два раза.

Против Челси во многих эпизодах его игра была образцовой. Своевременное принятие решений, интенсивность, решительность позволяли ему выигрывать единоборства и опережать в борьбе за мяч более именитых исполнителей. Его действия хорошо иллюстрируют, за счет чего может повышаться динамика игры как в обороне, так и в атаке.

 

Полиграф, специально для Football.ua