Африканский чемпионат полон странных решений со всех сторон. Не меньше бесшабашных защитников и авантюрных тренеров удивляют арбитры.
Не прошло двадцати минут четвертьфинального матча между Кот-д`Ивуаром и Алжиром в Малабо, как арбитр встречи обратился к наставнику Слонов Эрве Ренару с требованием надеть розовую манишку. Традиционная рубашка француза белого цвета сливались с майками игроков алжирской сборной. Трудно догадаться, чье зрение и бдительность ставил под сомнение рефери — свое либо подопечных Кристиана Гуркюффа, которые могут ненароком отдать передачу стоящему за линией поля тренеру соперников.
Ренар, следуя указанием арбитра, саркастично улыбнулся, но болельщики ивуарийской сборной лишний раз встревожились. Француза не просто лишили фирменного стиля — белую рубашку давно называют талисманом наставника, выигравшего в 2012 году Кубок африкансих наций со сборной Замбии. Ее влияние трудно переоценить: это уже четвертый турнир для французского специалиста в роли главного тренера, и его команды так ни разу не познали горечи поражения в игровое время. В 2010-м Замбия выбыла на стадии четвертьфинала, проиграв Нигерии в серии послематчевых пенальти. Следующий турнир Чиполо-Поло триумфально выиграли, и даже последовавший провал 2013 года обошелся без поражений. Замбийцы покинули южноафриканский турнир на стадии группового этапа, сведя вничью все три поединка.
Привязывалась к происходившему в Малабо и личная история ивуарийской сборной. Алжир — главный фаворит нынешнего турнира — очень мощно начал второй тайм поединка, но давление над облаченным в розовую манишку Ренаром роскошным голом снял форвард Манчестер Сити Вилфрид Бони. Слонам полегчало лишь немного, потому что немалая часть из них переживала события ангольского турнира 2010 года. Тогда сборная Кот-д`Ивуара держала преимущество 2:1 над Лисами пустыни вплоть до компенсированного арбитром времени. Слоны рухнули незадолго до финального свистка, а затем пропустили еще один мяч в овертайме — еще одна попытка «золотого поколения», находившегося на пике своих возможностей, пошла коту под хвост.
Ренар может отрицать влияние своей рубашки. В одном из интервью он заявил, что магическая сила одежды — лишь плод воображения журналистов. «Когда я начинал тренерскую карьеру, то просто хотел отличаться от формального тренерского стиля. Более того, говорят, у меня большая голова, и в официальном костюме она бы выглядела просто огромной! Да, у меня целый гардероб с белыми рубашками и синими джинсами». Это похоже на правду, но матч в Малабо только укрепил прессу во мнении: рубашка справилась с давлением манишки, а Кот-д`Ивуар, находившийся на грани защитного провала в последние минуты, не пропустил, но в контратаке забил третий мяч и оформил попадание в полуфинал. Жервиньо был не только привычно быстр, но и непривычно убедителен в своем завершающем ударе.
Решение назначить Эрве тренером ивуарийской сборной с самого начала называли «популистским». Фактически за десять лет «золотое поколение» сборной Кот-д`Ивуара, дважды сыграв в финале турнира, так и не сумело завоевать дожидавшийся ее трофей. На расстояние вытянутой руки Слоны подобрались три года назад: прагматичный футбол Франсуа Зауи довел ивуарийцев до финала без единого пропущенного мяча, но там они были сломлены командой Эрве Ренара. С куда более скромным составом и меньшими ожиданиями француз сделал то, что не удалось сделать несколькими наставникам разного масштаба и географической принадлежности в Кот-д`Ивуаре.
Уход из сборной Дидье Дрогба и Дидье Зокора (лучшего бомбардира в истории и игрока, проведшего наибольшее количество матчей в сборной), по логике вещей, закрывал эпоху нереализованных амбиций звезд европейского футбола. Несмотря на то, что Ренар до последнего пытался уговорить форварда Челси вернуться в команду, он использовал этот переход в свою пользу. В Замбии Эрве прославился, как авторитарный наставник — много лет проработав помощником опытного Клода Ле Руа, он выявил основную проблему африканских футболистов. «Почти все из них от рождения наделены техникой и физическими данными, но главная беда — отсутствие дисциплины». Совмещая жесткость правил и отцовскую доброту, он слепил из Замбии команду воинов, бесстрашно шедших к своей цели. По ходу триумфального чемпионата 2012-го можно было наблюдать абсолютно противоположные картины: в финале Ренар с дикими криками бросался на правого бека Дависа Нкаусу, когда тот давал на фланге слишком много пространства Жервиньо — футболист виновато приобнял тренера и попросил прощения. Когда пришло время получать награды, француз взял на руки травмировавшегося Джозефа Муссонду и просто отнес его к команде, праздновавшей победу. Игроки знали, как много отдает им Ренар. «Это удивительный континент, в который невозможно не влюбиться. Видеть искреннюю улыбку на лицах африканских людей — потрясающее чувство».
Кто-то мог резонно предположить, что такое отношение не сработает с командой Кот-д`Ивуара, лидеров которой английские клубы подписывают за тридцать с лишним миллионов фунтов. Ренара эти мнения с самого начала интересовали слабо, и неудачи отборочного цикла не заставляли его пересматривать собственные взгляды. Ивуарийцы впервые за свои звездные годы проиграли домашний матч — со счетом 3:4 их обыграла команда ДР Конго. Был также разгром от сборной Камеруна и общее ощущение того, что Слоны, как и прежде, не имеют четкой игровой концепции. Это не мешало Ренару штрафовать футболистов за ошибки даже после победных игр. От сборной Кот-д`Ивуара уже давно не ждут искрометного футбола: все давно уяснили, что если ей и суждено выиграть Кубок Африки, то игра будет иметь последнее значение — это просто нужно сделать.
На прежних турнирах Слоны двигались по схожему пути: после внушительного начала команда на стадии плей-офф теряла свой класс под воздействием более организованного оппонента. Сейчас ситуация кажется диаметрально противоположной. В первом матче команды Ренара с Гвинеей на сборную Кот-д`Ивуара было больно смотреть, и, не без помощи удачи (рубашки!), она свела ту игру вничью. Ренар открыто критиковал лучшего футболиста Слонов последнего года — правого бека Сержа Орье, слишком много отдававшего атакующей игре при попустительстве в обороне. «Неважно, где ты играешь, хоть в ПСЖ, это не делает тебя неуязвимым. В критике нет ничего страшного: если ты хочешь поспорить, то всегда есть видеозаписи, которые укажут на твои ошибки».
Сам Ренар определил собственную ошибку, и во втором поединке с Мали перешел на схему с тремя защитниками — вместе с опытным Коло Туре, ставшим центровой фигурой, играют новички сборной, Эрик Бэйли и Вилфрид Канон. Ренар осознает тактические слабости своих оборонцев, которые никуда не испарились (и в матче с Алжиром их не раз спасал голкипер Силвейн Гбоуо, занявший при новом тренере место знаменитого Бубакара Барри), потому открыто пользуется примером менеджера Ливерпуля Брендана Роджерса. Североирландец использовал тот же трюк в последнюю пару месяцев, также доказав, что списанный многими Туре — с его пониманием игры — может быть ключевой фигурой нестандартного построения.
Поединок с малийцами пусть и прошел несколько лучше, но завершился с тем же результатом и оставил все тот же горький осадок. Ренар открыто обратился к Яя Туре: лучший футболист этой сборной обязан демонстрировать футбол иного уровня и подавать пример партнерам. Яя, выпадавший из игры в матчах группового этапа, стал избегать общения с прессой, но психологические навыки Ренара помогли лидеру. «Иногда я даже говорю ему чуть сбавить обороты, пусть он и не показывает лучшей игры. Его время придет, каждый футболист моей команды может выйти на первый план в новом матче».
И это факт — именно из-за него ивуарийцы вчера пробились в финал турнира. Кто мог подумать, что эта команда, мучительно забивавшая в матчах группового этапа, забьет шесть высококлассных голов в ворота Алжира и ДР Конго? В поединке с Камеруном, который обеспечил Слонам место в плей-офф, зритель не увидел доминирующих ивуарийцев — он увидел новую версию Замбии Эрве Ренара. Команды, строго выполняющей оборонительные задачи, забивающей один мяч на контратаке, а затем удерживающей преимущество и высушивающей игру. Новым ключевым футболистом внезапно становится автор гола Макс Градель, также отметившийся в игре с Мали. Прежде резервист звездной сборной, он принял вызов и изменил исход двух матчей со скамейки, чтобы уже в плей-офф стать основным игроком.
С Алжиром Слонам во многих эпизодах улыбнулась удача, но следующий шаг в развитии командной игры был сделан в противостоянии со сборной ДР Конго, огорчившей ивуарийцев в отборе. Гол Мбокани с пенальти давал интригу, но по факту команда Ренара уверенно контролировала ход встречи, снова показав исключительное мастерство контратакующего футбола и резких выпадов. В конце концов, улыбка вернулась на лицо Яя Туре: Кот-д`Ивуар дождался желанного эффекта одного из лучших хавбеков мира, когда тот потрясающим ударом под перекладину вывел их вперед в начале встречи. Ключевые момент, тем не менее, снова касались не игры, а того, что ей сопутствовало. Когда футболисты принялись праздновать третье взятие ворот конголезцев, Ренар быстро привел их в чувство — «никаких радостей, прежде вы не раз поплатились за преждевременную эйфорию». Посылу француза вняли лидеры: Коло Туре не пустился в пляс после финального свистка вместе с более молодыми партнерами, а спокойно проследовал в подтрибунное помещение. «Нам пока еще нечего праздновать», — заявил центрбек, для которого этот турнир станет последним в оранжевой футболке.
Если Кот-д`Ивуар выиграет африканский трофей в этом году, многие найдут ироничным то, что Слонам это наконец удалось сделать только после ухода своего идола Дрогба. Обоснованы ли такие рассуждения за несколько дней до финала? Ведь ивуарийцы только три года назад добрались до решающего поединка в статусе абсолютных фаворитов и даже были близки к победе, когда 70-й минуте при нулевом счете тот же Дрогба не реализовал пенальти. Разница между тогда и сейчас очевидна: теперь Эрве Ренар и его белая рубашка на стороне Слонов, а не их противников.