Еженедельник «Футбол», изучив спрос европейских клубов и сравнив их с существующими предложениями, пришел к парадоксальному выводу: из российской Премьер-лиги можно уехать в любую из стран футбольной Европы. Было бы желание.

Кержаков — двигатель торговли

«Я могу вам с полной уверенностью сказать, что после проведенного конца сезона Кержаковым в Испании все зашевелились и стали пристально смотреть на Россию», — рассказывает Арсен Минасов, один из первых российских агентов, лицензированных ФИФА. В последние годы экспортных сделок у него почти не было — в Испании интерес к игрокам из России находился почти на нулевой отметке. Но теперь, по словам Минасова, все изменилось: «Очень многие агенты, представители клубов обращаются ко мне, наводят справки — одним словом, они всерьез занялись российским рынком. Больше всего интересуются игроками «Зенита» и «Локомотива».

Испанская Примера — не единственный чемпионат, где интересуются игроками российской Премьер-лиги. К Владимиру Быстрову, например, уже не первый месяц присматривается Мартин О’Нил, возглавляющий «Астон Виллу». Причем бирмингемские «негодяи», получив сугубо положительные отзывы от своих скаутов, просматривавших спартаковца, выразили готовность платить не меньше, чем это делают красно-белые.

Не спадает интерес и ко всей защитной линии ЦСКА. Братьев Березуцких и Сергея Игнашевича хотели видеть на туманном Альбионе еще два года назад, хотят их видеть там и сейчас. «Манчестер Юнайтед», если верить британским источникам, достаточно долго держал на карандаше Юрия Жиркова, но в конце концов, взвесив все «за» и «против», чемпионы Англии решили сделать выбор в пользу бразильца Андерсона. Давно перестали быть тайной виды лондонского «Арсенала» на Игоря Акинфеева. И даже после травмы голкипера сборной России «канониры» не вычеркнули его из верхних строчек своих трансферных планов.

Держался до последнего момента интерес и к Андрею Аршавину. Как рассказал спортивный директор «Зенита» Константин Сарсания, в прошлом году представители «Болтона» и «Эвертона» наводили справки по поводу лидера питерской команды и сборной России. Но, узнав размер годового контракта Аршавина, англичане пропали. В «Зените» не обиделись — клуб в ближайшее время не собирается расставаться со своими лидерами, сколько бы выгодные предложения не поступали. «Дело в том, что у нас со всеми ребятами был такой уговор: что никто в этом сезоне команду не покидает. Мы еще в конце того года договорились, что хотим выиграть чемпионат, поэтому все остаются в «Зените» и решают эту задачу, — поясняет Сарсания. — А заиграть в Европе могли бы многие из них. Шкртел, Ким Дон Чжин, Тимощук, тот же Зырянов, Погребняк. Это как минимум. У Малафеева с Чонтофальски тоже, думаю, было бы там все в порядке».

Остальные претенденты на чемпионство также не хотят ослаблять свои составы. «Мы не собираемся никого отдавать, все остаются», — уверенно заявляет генеральный директор клуба Сергей Шавло. При этом, правда, оговаривается, что никаких конкретных предложений продать кого-либо из игроков «Спартак» еще не получал, несмотря на сообщения зарубежных СМИ. Пока только зондируется почва по трансферам молодых футболистов. «Мы же сейчас делаем ставку на молодежь, и по ней были кое-какие запросы. Но мы молодежь не собираемся никому отдавать», — заранее настроен на категоричный отказ гендиректор «Спартака».

Сила интеллекта

Про этот иностранный интерес футболисты зачастую и не знают. «Если же в клуб приходит запрос на того или иного игрока, то его мы ставим в известность только в том случае, если нас устраивает сумма, предлагаемая клубом. А если она нас не устраивает, то зачем просто так говорить?» — пожимает плечами Сергей Шавло.

В тех же редких случаях, когда российские клубы готовы расстаться со своими кадрами, зачастую сами футболисты не стремятся покидать Россию. «Наши игроки в Европу не едут. А зачем? — задается риторическим вопросом Константин Сарсания. — Они и здесь получают хорошие деньги, зачастую, правда, не соответствующие их уровню. И потом стоят себе спокойно на стадионе, ничего не делают, будучи преисполненными чувства собственного достоинства».

«Все дело в оплате труда, — согласен Минасов. — Уж слишком наши клубы разогнались. Подавляющее большинство игроков просто не видит смысла уезжать на Запад ради того, чтобы получать меньшие деньги, чем они получают здесь. Взять, скажем, Титова. Почти в каждом его интервью между строк можно прочитать: «А зачем мне куда-то ехать, если и здесь все нормально?». Есть, конечно, исключения. Скажем, Кержаков чуть ли не в ультимативной форме требовал от «Зенита» перехода. Причем именно в «Севилью». Да, он много потерял по деньгам. Но зато и многое приобрел. Вернулся в сборную России — и не просто вернулся, а стал ее ведущим нападающим, выиграл Кубок УЕФА. Одним словом, стал человеком, которого сегодня воспринимают в Испании как футболиста очень хорошего уровня. Через пару же сезонов, уверен, его здесь будут сравнивать с теми же Карпиным и Мостовым. Просто этот человек предан футболу больше, чем каким-то финансовым моментам. Но у нас, к сожалению, таких мало».

Существует и еще одна проблема, которая актуальна и по сей день. «Российским игрокам трудно закрепиться на Западе, — утверждает Сарсания. — Там боятся брать русских, потому что не знают, как человек с нашим менталитетом будет адаптироваться к другой жизни, — там ведь совсем другой менталитет. Почему наши практически не играют в Европе? Да потому что они получают хорошие контракты, считают, что уже всего достигли, и прекращают работать. В этом и есть вся проблема. Профессионализм у наших игроков по-прежнему не на уровне, и я не знаю, сколько потребуется времени, чтобы изменить этот менталитет. Хотя есть, конечно, и исключения — те, кто уже сейчас относится к делу профессионально. Тот же Слава Малафеев, Тимощук… если бы они сейчас поехали играть на Запад, то спокойно смогли бы соответствовать уровню профессиональных западных игроков. Может, это и от уровня интеллекта зависит…»

Транзитный интерес

Но есть в России еще один пласт футболистов, которые при возможном трансфере в западный клуб не испытают проблем с менталитетом, — легионеры. Никто из них никогда не скрывал, что выступление в российской Премьер-лиге служит для них всего лишь трамплином для перехода в более сильный чемпионат. Этим «сооружением для прыжков» уже воспользовалось немало игроков. Пусть и не всем после переезда сопутствовал успех. Иржи Ярошик, например, так и не понял, зачем покидал Россию, если на Западе в его услугах заинтересованы лишь средние по уровню клубы, способные к тому же при этом платить гораздо меньшие деньги.

Есть и другие, более успешные примеры. Ивица Олич уехал просто ради того, чтобы получить полноценную игровую практику, которая, впрочем, не помогла ему остаться в обойме сборной. Но кто может записать переезд в Европу себе в актив, так это два африканца. Андре Бикей, которому надоело ходить по московским улицам с пистолетом и которого слишком уж докучали чересчур «странные» российские тренеры, очутился в английском «Уигане», где камерунец не только наконец почувствовал себя человеком, но и стал одним из ведущих игроков команды. Лари Кингстон за полгода, проведенные в шотландском «Хартс», успел стать и лидером эдинбуржцев, и любимцем местной публики.

По большому же счету, кроме них да Неманьи Видича, пока единственного легионера, перешедшего из российского чемпионата в клуб с мировым именем, удачным расставанием с Премьер-лигой похвастать некому. Возможно, это изменится в ближайшем будущем. Не секрет, что «Севилья» имеет виды на Жо. Правда, услышав от Евгения Гинера сумму в 10 миллионов евро, андалусийцы взяли паузу. Дуду не прочь увидеть в Турине, где «Ювентус», вернувшись в серию А, намерен строить новую команду.

Но пока самым реальным переходом грядущего межсезонья видится возвращение спартаковца Сантоса Моцарта в Италию. Но здесь тоже не все очевидно. «Уезжать в Италию ради только самой Италии он не собирается, — поясняет агент бразильца Марко. — У него со «Спартаком» неплохой контракт еще на два года. Единственное — его не устраивает отсутствие игровой практики». Впрочем, все еще может измениться. Если Моцарту сделают гражданство ЕС, то разговор станет более предметным.

В то же время к Марко, который, кстати, сейчас занимается трансфером Виктора Будянского, итальянские клубы обращались за информацией и по другим легионерам, выступающим в российском чемпионате. Очень многие интересовались армейцем Милошем Красичем, которого в серии А считают одним из самых перспективных игроков Сербии. В ответ потенциальным покупателям Марко не сказал ничего обнадеживающего: «Таких денег, сколько сейчас стоит Красич, у абсолютного большинства итальянских клубов просто нет». По той же причине от возможной покупки Красича отказался бременский «Вердер».

В ожидании сделок

Так что этим летом российские клубы если и расстанутся с несколькими ведущими игроками, то это будут единичные сделки. И неизвестно еще, идет ли экспорт российскому футболу на пользу. Константин Сарсания, например, уверен, что если отдавать игроков на Запад, то та же сборная России от этого только выиграет. «Ведь вот, допустим, Кержаков уехал в Испанию — и все видят, что он там развивается как игрок, — приводит близкий пример спортивный директор «Зенита». — Так вот если бы больше наших футболистов выступало в сильных чемпионатах, то и сборная наша имела бы больше мастеров, которые постоянно бы совершенствовались и повышали свой класс. Поэтому от этого выиграл бы весь наш футбол».

Противоположная точка зрения основывается на том, что уровень российского футбола держится как раз за счет того, что в нем остаются лучшие кадры. «Я бы не сказал, что нежелание российских игроков уезжать на Запад вредит нашему футболу, — уверенно парирует известный в прошлом футболист, а ныне тренер Дмитрий Галямин. — Ведь это делает наш чемпионат сильнее и интереснее, к тому же он уже достиг достаточно хорошего уровня. А представьте, что бы случилось, если бы человек двадцать наших ведущих футболистов уехали за рубеж?.. С чем бы мы остались?».

В то же время Галямин считает, что в ближайшее время стоит ожидать совершения нескольких крупных сделок с участием ведущих российских клубов. Вот только это будут покупки, а не продажи игроков — таково сейчас положение дел на нашем рынке. «К тому же я не вижу в настоящий момент в российском футболе легионеров, которые, как, скажем, Видич, смогли бы уехать в топовый европейский клуб, — говорит Галямин. — У нас нет столь же сильных иностранцев. По своему уровню выделяются, пожалуй, разве что три бразильца из ЦСКА. Остальные до уровня того же Видича пока недотягивают».