В Серебряной стране было и есть много великих игроков, было и есть много великих тренеров;  но есть совершенно уникальная личность, ставшая великим игроком и величайшим тренером. Имя этому человеку – Карлос Бьянки.

Выходец из семьи среднего класса Буэнос-Айреса дебютировал на профессиональном уровне зимой 1967 года. Символично, что это был матч между его родным Велесом и Бока Хуниорс (1:1), которая спустя много лет станет для него такой же родной. Между командами, в которых в наше время очень сложно найти более значимую историческую фигуру, чем Бьянки. Но это мы сейчас понимаем, а тогда публика и газеты просто отметили появление в большом футболе талантливого нападающего, у которого есть шансы стать звездой.

Звезда эта разгоралась очень быстро. К 22-м годам Бьянки сумел выиграть чемпионат Аргентины и стать двукратным лучшим бомбардиром турнира. Карлос не выделялся ростом, был худощав, из-за чего визуально казался длиннее, чем был на самом деле. На голове с молодых лет и до сегодня присутствуют два обязательных атрибута – спереди лысина, сзади шевелюра, больше подходящие для деятелей культуры или искусства, нежели футбольных. Впрочем, понятия «футбол» и «искусство»  у Бьянки-игрока и у Бьянки-тренера были очень близки.

Внешний образ придавал особый шарм его футбольному таланту – бомбардир от Бога, но не столько обладающий голевым чутьем, сколько техникой и светлой головой, умевший самому себе создавать голевые возможности. Это свойство и стало решающим – основную часть карьеры он проведет во Франции в очень посредственных командах, с партнерами не чета ему самому, но это не помешает полностью реализовать свой богатейший потенциал.

В 24 года Бьянки уже был состоявшейся легендой Велеса, имевшей более сотни мячей на  бомбардирском счету. Тогда же и подоспело выгодное в финансовом плане предложение от французского Реймса, и Карлос, несмотря на то, что в карьерном росте это был шаг назад, дал согласие.

Золотая эра Реймса уже стала историей футбола 1950-х, когда в составе этой команды блистали Раймон Копа и Жюст Фонтеном. Времена, когда команда билась в финале Кубка чемпионов, становилась чемпионом Франции и выигрывала Кубок, отступили в прошлое, и аргентинского новичка принимал обыкновенный середняк французской лиги, который не мог похвастаться большими мастерами. Единственной звездой, и то с натяжкой был соотечественник Бьянки Делио Оннис – тоже нападающий, но сыграть в связке им не удалось, ведь Оннис в это же время ушел в Монако.

Бьянки и стал единственным игроком того Реймса, которого особенно опасались соперники. Новый аргентинец своей результативностью не заставил жалеть о старом. В нескольких следующих сезонах подряд Бьянки и Оннис бились за звание лучшего голеадора чемпионата Франции, и всего лишь раз Делио выиграл этот спор. Но одного Карлоса не хватало, чтобы команда вернулась на лидирующие позиции, но все, что требовалось от него, он делал восхитительно. В первом же сезоне форвард отгрузил в ворота соперников 30 мячей – сам стал лучшим снайпером, а Реймс поднялся с восьмой ступеньки на шестую. Результативность команды в сравнение с прошлым сезоном выросла почти на два десятка голов.

Значимость Бьянки для команды можно легко оценить по результатам следующих двух сезонов. Аргентинец забил вдвое меньше – и команда упала во вторую половину турнирной таблицы. За третий сезон он забил рекордные 34 гола – Реймс пятый! В логику не вписывается только чемпионат 1976/77 – Бьянки забил 28 голов, опередил Мишеля Платини, в третий раз стал лучшим бомбардиром, но команда упала на 11-е место. Впрочем, по-прежнему высочайшая результативность легионера только подтверждает, что он был главной движущей силой в локомотиве под названием Стад де Реймс.

Похоже, Бьянки осточертела обстановка и положение вещей или, скорее всего, он просто получил лучшее предложение от ПСЖ, и летом 1977-го сменил виноградники Шампани на столицу Франции.

Выдающийся бомбардир – это призвание, в каком клубе он бы не играл. А в больших французских клубах он и не играл никогда – ПСЖ тех времен был примерно на одном уровне с Реймсом, а знаменитый Луис Фернандес тогда только-только начинал игровую карьеру. На Парк де Пренс Карлос отыграл всего лишь два чемпионата. И в обоих стал лучшим бомбардиром французской лиги! Его показатели за Пари Сен-Жермен едва не дотянули единицы в соотношении забитых голов и сыгранных матчей – 64 мяча за 74-е игры!

В ПСЖ поражала не только результативность нападающего (лучшая средняя результативность за одну игру в истории клуба!), но и скорострельность – Бьянки отметку 15 голов в футболке французской команды достиг за 16 матчей. Ни до, ни после так дебютировать не удавалось никому! Через дюжину лет своим бомбардирским порывом в дебютных матчах за ПСЖ сразит Джордж Веа, но от выдающегося показателя Карлоса он все равно не дотянет один матч.

Первый французский отрезок карьеры Бьянки закончился в Страсбурге. Не по своей вине не выиграв за шесть лет карьеры во Франции ни единого трофея, Карлос с радостью откликнулся на предложение чемпиона страны. Да-да, Страсбург – чемпион! Конечно, пребывание в команде-Золушке, еще два года назад боровшейся только  за выход в элиту, не давал никаких гарантий выиграть хоть какой-нибудь титул, но, по крайней мере,  шансы появлялись. Да и участие в Кубке чемпионов привлекало неизбалованную легенду.

В пост-чемпионском сезоне Страсбург раздирали внутренние ссоры, и сам Бьянки в стороне не остался, конфликтовав с Жильбером Грессом, главным тренером команды. Дело в том, что к себе аргентинца тренер не звал, Карлос был креатурой нового президента клуба Адре Бора – у того тоже с самого начала не ладились отношения с наставником. Учитывая весь накал внутри команды, результаты сезона 1979/80 – пятое место и выход в четвертьфинал КЕЧ (где французов разнес Аякс – 0:0, 0:4) – можно даже считать успешными. Только снова Бьянки остался без титула, к тому же даже  близко не смог показать своей привычно высокой результативности. Потом последовало возвращение на родину.

За родной Велес Сарсфилд Карлос провел прекрасные четыре сезона. Конечно, годы начали уже брать свое, он уже не смог забивать в двух матчах из трех, но в одном из двух – пожалуйста! 80 голов за четыре года и еще одна, восьмая по счету награда лучшему бомбардиру – теперь уже последняя. Ветеран в 1981 году обскакал восходящую звезду по имени Диего Марадона, а еще через два года во второй раз принял предложение от Реймса и вернулся во Францию заканчивать карьеру игрока и начинать новую.  В истории аргентинского чемпионата Карлос около тридцати лет значился как бомбардир под номером 9, и лишь недавно его на десятую ступень подвинул многолетний подопечный Мартин Палермо.

Второй раз Реймс встретил Бьянки уже в статусе клуба второй французской лиги. Карьера тренера началась внезапно, когда еще не успела закончиться карьера футболиста. В марте положение Реймса стало совсем плачевным, и в отставку был вынужден уйти Пьерр Фелипон. Узды управления были доверены Бьянки, и он в качестве играющего наставника довел команду до конца сезона, после чего повесил бутсы на гвоздь, сосредоточившись на новом деле. Он остался одним из самых выдающихся форвардов в истории аргентинского и французского футбола, заработал массу индивидуальных наград, но только один командный титул – чемпионство с Велесом еще на заре карьеры.



Знаете, что самое удивительное? В 1978-м тренер сборной Аргентины Сесар Луис Менотти напрочь проигнорировал все заслуги пятикратного лучшего бомбардира французского чемпионата (точнее, четырехкратного на тот момент) и не взял его на домашний чемпионат мира. Диего Армандо Марадону постигла та же участь, однако нельзя же сравнивать 17-летнего перспективного футболиста с 29-летней состоявшейся звездой футбола. Не ошибемся предположив, что умному и техничному Бьянки не составило бы труда вписаться в художественную философию игры Эль Флако, только был в нем один существенный недостаток – статус легионера.

Французский чемпионат и в наше время не дотягивает до уровня аргентинской лиги, а тогда даже спорить было не о чем – сборная, составленная из одних представителей аргентинской Примеры за исключением только Марио Кемпеса, при спорном судействе, но в красивейшем стиле выиграла тот турнир и принесла Серебреной стране первое золото мундиалей. Аргентина тогда переживала  сложные времена диктатуры Виделы, и его режим, так или иначе, вмешивался в работу Менотти, хотя доказательств нелюбви режима к легионерам нет – в предварительном списке кроме Кемпеса еще был с десяток футболистов, выступающих за рубежом. Но вот в заявке остался только Эль Матадор.

Можно не искать в темноте черную кошку, решив, что Бьянки просто проиграл конкуренцию Кемпесу и Леопольдо Луке – чистых форвардов Менотти взял только двоих. Да и вообще, разве мало было тогда прекрасных футболистов, пролетевших мимо мундиаля даже из тех, кто играл на родине? В заявку не попал ни один игрок Бока Хуниорс (обладателя Копа Либертадорес того года; хоть и прошла основная часть турнира уже после чемпионата мира), не удостоился попадания туда даже непревзойденный Рикардо Бочини – кумир Марадоны. А ведь статистика Карлоса в сборной впечатляет. Не количеством, а качеством – 7 мячей в 11-ти матчах.
 
Не сложится с главной командой Аргентины у него и в другой ипостаси, в которой он достигнет еще большего, чем в своей игровой карьере. Об этом – во второй части повествования.

Евгений Блажко, специально для Другого Футбола