Порту сумел навязать сопернику свою игру и получить контроль над мячом (62% владения). В развитии атак португальцы постоянно использовали комбинации тройками в локальной зоне, а также довольно часто применяли скоростное ведение. Контролю мяча способствовали успешные комбинационные действия португальцев (92% точных передач по данным uefa.com).

Шахтер действовал в непривычной для себя манере и старался подстроиться под соперника. Однако, действуя без мяча, Горняки не стремились к низкой обороне и игре у своей штрафной. Наоборот, хозяева старались уменьшать территориальное преимущество соперника, вытесняя оппонентов на свою половину поля. Хозяева ситуативно выдвигались на соперников в линию силами 3-5 игроков (пример на рисунке слева выше). Также применялся персональный прессинг против центральных полузащитников соперника. При этом противодействовать Оливеру Торресу и Эррере могли в одиночку опорные, так и связки из вингеров и опорников (пример на рисунке справа выше).

На чужой половине поля игроки Шахтера часто имитировали отборы и создавали психологическое давление на соперника, таким образом затягивая фазу подготовки атак у Порту. По центру оппонентов поочередно атаковали Тейшейра и Тайсон. Оба игрока совершали резкие ускорения и следовали за соперником вплоть до штрафной. На флангах коалициями действовали вингеры с опорными или с высоко сместившимся Азеведо. Периодически за центр поля для прессинга выдвигался на большой скорости Ракицкий. В это время его зону страховал Степаненко. После стандартов у ворот соперника давление на оппонентов оказывали игроки линии обороны Горняков. Последняя тенденция была ключевой и позволила Кучеру спровоцировать грубую ошибку соперника (Оливера Торреса) в своей штрафной. Вдогонку отметим, что и второй гол в матче стал следствием удачных действий игроков Шахтера при прессинге в зоне перед штрафной соперника.

Действия в прессинге у Шахтера имели ряд недостатков. Соперник Горняков активно использовал пространство за спиной у Азеведо и его чересчур агрессивные выпады для отбора к центру поля. При неудачном прессинге у хозяев образовывался разрыв в центральной зоне. За линией мяча оказывались 4-5 игроков Шахтера. Это обстоятельство было ключевым и часто использовалось португальцами для разгона быстрых атак. Успешной контригре соперника способствовали неудачные действия подопечных Луческу в верховой борьбе (50% выигранной). Это позволяло Порту успешно ускорять атаки вертикалями не только в свободные зоны, а и в борьбу.

На своей половине Горняки задействовали в активных оборонительных действиях до 9 игроков. Только Адриано был практически полностью освобожден от основного объема оборонительной работы и вступал в борьбу лишь при попытке соперника сменить вектор атаки за счет отыгрыша через центральных защитников. Тейшейра действовал более активно (см. рисунок выше). Алекс часто формировал связки с вингером и опорным или двумя опорными. Это помогало Горнякам получать численное большинство в зонах мяча и создавать в них ситуации 3 в 2.

На флангах Горняки старались постоянно действовать коллективно. Это позволяло нивелировать смещения Абубакара в зону к крайним форвардам. Как правило, в диагональном блоке кроме вингера и флангового защитника принимал участие один из опорных. Таким образом формировались ситуации 3 в 2.

Несмотря на пристальное внимание соперников, Абубакару удавалось выходить из-под опеки. Форвард мобильно перемещался по всему фронту атаки и успешно комбинировал с партнерами (83% точных передач). Опасной была его связка с Тельо (6 отданных передач от центрального форварда фланговому). В завершении Абубакар часто выполнял отвлекающую роль. При игре на острие форвард был менее успешен (2 удара).

Ключевой проблемой для Луческу и его команды стали неудачные действия в своей штрафной. Горняки постоянно позволяли соперникам наносить удары из свободных положений без борьбы. Таким образом вся ответственность ложилась на Пятова (9 сэйвов). Эффективность атак Порту значительно возросла после выхода Мартинеса. За последние полчаса матча форвард нанес 3 удара из штрафной соперника (100% в створ, 2 из них голевые).

Сами же Горняки, как и в прошлом матче, испытывали целый ворох проблем после перевода мяча на чужую половину. Как и в первом туре, подопечные Луческу острее атаковали по левому флангу, используя скорость Тайсона и подключения вторым темпом Азеведо. При этом оба игрока часто были ограниченны в вариантах продолжения атак. Тайсон после смещений к центру не имел свободных магистралей для доставки мяча в линию атаки. Это привело к повышенному браку в передачах у бразильского полузащитника Шахтера (25%). Азеведо постоянно оставался на бровке без поддержки партнеров. При невозможности отпасовать мяч короткой передачей Азеведо вынужден был в одиночку справляться с прессингом соперника. После смещений на чужую половину Азеведо часто оказывался в ситуации 1 в 2 против соперников и не мог готовить подачи в штрафную (всего 1 точная передача в эту зону у левого защитника Шахтера).

В контригре команда Луческу неудачно преодолевала центральную зону комбинационно. Чаще всего комбинации обрывались после доставки мяча к Тейшейре – 75% точных передач. В случае разгона быстрых атак ведением у Шахтера возникали проблемы при адресации мяча на ход атакующему игроку в зону к защитникам соперника. Непродуктивным был и вертикальный выход из обороны длинными передачами в исполнении Ракицкого (3/0 – точные по данным uefa.com). Сохранилась и неудачная тенденция с доставкой мяча на Адриано (всего 8 принятых пасов) и Тейшейру (всего 9 принятых пасов).

***

В итоге можно констатировать что Горняки при минимуме моментов выжали из них максимум, удачно использовав ошибки соперника под прессингом. В обороне подопечным Луческу долго удавалось выходить сухими из воды благодаря успешной игре Пятова. Однако в финальном отрезке матча хозяева не сумели ничего сделать с Мартинесом, который выступил джокером у Лопетеги.

Михаил Дудков, Football.ua