Рассказ одного из самых талантливых игроков своего поколения.
Диктор стадиона Аптон Парк объявил болельщикам Вест Хэма, что они расскажут внукам о том дне, когда увидели, как Джо Коул подписывает свой первый профессиональный контракт на поле.
Это был его 17-й день рождения, 8 ноября 1998 года, в перерыве матча против Челси. Прошло чуть более 20 лет, и бывший полузащитник сказал: "Невероятно, не правда ли? Невероятно оглядываться назад. Чем больше времени проходит, тем больше вы смотрите в прошлое и думаете: "О чем все те люди думали?".
Уйдя из футбола в ноябре прошлого года, Коул, которому сейчас 37 лет, работает три дня в неделю в академии Челси, и вундеркинды сегодняшнего поколения, без сомнения, получают большую пользу, слушая таланта поколения прошлого.
Коул настаивает на том, что он никогда не думал о всеобщем внимании во времена своей юности до тех пор, пока его жизнь и карьера не изменились за два года до подписания первого контракта с Вест Хэмом. Тогда-то он попал в центр внимания.
"Когда мне было 15 лет, я проснулся в одно воскресное утро и обнаружил себя на последней странице газеты, в которой говорилось, что я зарабатываю больше, чем Премьер-министр", — сказал Коул. "Там говорилось, что я получаю 5000 фунтов в неделю, но это было не так. Я пошел в школу и с понедельника отношение людей ко мне изменилось — учителя, другие дети, все остальные.
Я имел дело с этим, будучи веселым и смеясь, но на самом деле я действительно ненавидел все, что происходит. Это не было правдой, но люди стали другими по отношению ко мне. Представьте себе, они пытаются научить меня географии, думая, что я сижу там, зарабатывая 5000 фунтов в неделю.
Я помню, как один учитель сказал какой-то саркастический комментарий по этому поводу. Учителя не думали, что простой 15-летний парень окружен газетчиками и не беспокоились о том, что я могу чувствовать. На его фразу я просто пошутил:
Я одолжу вам несколько фунтов, сэр
Учитель не должен был так поступать.
С тех пор каждую игру, которую я играл, я был ребенком с 5000-и фунтов в кармане, которых на самом деле не было. Я ничего не заработал, разве что 50 фунтов стерлингов на проезд туда и обратно. Я был каким-то особенным мальчиком, и это была моя реальность.
Двадцать лет назад не было такого благополучия для игроков, как сейчас. Вы слышали обо всех этих талантах, которые выпадали за обочину футбола. Были игроки более талантливые, чем я, которые, как я видел, просто не могли справляться со всем этим давлением".
Спустя два месяца после того, как он подписал свою первую сделку с Вест Хэмом, Коул дебютировал в первой команде, выйдя на замену на Олд Траффорд против Манчестер Юнайтед — клуба, который испробовал все возможные способы, чтобы переманить игрока в свой состав.
"Манчестер Юнайтед прислал мне футболки с моим именем, а в 14 лет они пригласили меня остаться с командой на финал Кубка Англии", — сказал Коул. "Но я уже решил принять участие в школьных занятиях в Вест Хэме, потому что хотел поиграть с друзьями. Тогда папа позвонил сэру Алексу.
Было бы здорово находится с Манчестер Юнайтед в финале Кубка Англии, но это было неправильно, поэтому мы позвонили и сказали: "Мы собираемся остаться здесь, спасибо". И это прекрасно. Когда мне было 16 или 17 лет Фергюсон попытался подписать меня вновь, и они снова заговорили об этом, когда мне исполнился 21 год, прежде чем я присоединился к Челси".
Вест Хэм был намерен заявить всего трех новых игроков на матч молодежного Кубка Англии против Ковентри, но множество болельщиков желало видеть Коула в команде, и поэтому тренерский штаб расширил заявку до новых четырех игроков.
Я уже играл за первую команду, и давление меня не беспокоило. Я не знаю, что со мной тогда происходило, может быть, это было просто неведение какое-то. Это, вероятно, помогло мне. Я никогда не отступал и думал: "Вау, все хотят, чтобы меня приняли". Я просто играл, и я делал свои ошибки на публике, и я всегда продолжал идти.
Это был мой девиз. Моя семья много вложила в меня, и каждый раз, когда мне было трудно, они говорили — продолжай. Такая у нас семья. Несмотря на всё, я отлично провел время. Я не оглядываюсь назад ни с чем, кроме нежности. Я люблю тот период. Были трудные времена, но это жизнь".
Коул был готов к тому, что у него появится множество противников, как только он ворвется в первую команду, но не был готов к тому, что некоторые из его товарищей по команде попытаются преподать ему урок.
"Были хорошие старшие профессионалы, с которыми я мог поговорить и поучиться чему-то новому. Например Стив Ломас, Джон Монкур, Тревор Синклер. А были и не очень хорошие. Я не хочу называть их. Они загружали меня на тренировке и игнорировали.
В одной из моих первых выездных поездок я жил в комнате с другим молодым парнем. Тогда вошел старший игрок.
Он сел на мою кровать и не разговаривал со мной в течение всего часа, что там находился
Он просто проигнорировал меня, пытаясь запугать. Мне было так неловко, что я даже не пошевелился. Я раньше думал, что они идиоты, и теперь думаю, что они идиоты.
Я не думаю, что это продолжается в современном футболе, и это здорово. Мне кажется, что мое поколение присматривает за младшими игроками, и это отлично, потому что они еще дети".
Коул покинул Вест Хэм, чтобы присоединиться к Челси в начале эры Романа Абрамовича в 2003 году. Там он выиграл три титула Премьер-лиги, два Кубка Англии, Кубок Лиги и играл в финале Лиги чемпионов 2008-го года.
Он сыграл 56 матчей за сборную Англии, забив 10 голов, один из которых, против Швеции, стал одним из лучших на чемпионате мира. После Челси он выступал за Ливерпуль и был в аренде в Лилле, прежде чем завершать карьеру в Астон Вилле, Ковентри Сити и Тампа Бэй Роудис.
И все же, многие считают, что весь потенциал и талант Джо Коула не был реализован до конца.
"Что мне надо было сделать, чтобы было достаточно? Ожидания были намного выше реальности, и я не могу изменить то, что думают люди. Все, что я могу сказать, это то, что я неплохо справился.
Есть часть меня, которая думает, что я бы хотел сделать больше
Это просто человеческая натура, ты становишься немного жадным, и если бы я мог вернуть все это и начать сначала, я бы все повторил, потому что мне это очень нравилось.
Я все еще мог выступать сейчас, но мне пришлось где-то подвести черту. Я, например, до сих пор играю довольно регулярно. Я играл вчера вечером за команду моего брата в Эппинге, мы победили 8:0 и выиграли трофей. Это было очень здорово".
The Telegraph, перевод Антона Рыбакова