«Посмотрите по сторонам! – на плохом английском, но с радостным выражением лица вещает гид. – Видели ли вы место красивее, чем это?»
 
Перед нами не мягкие изгибы Барселоны и не трогательная нежность Праги. Красота Будапешта бьет тебя обухом по голове сразу. Она оглушает, лишает сил и рассудка. И когда ты стоишь на берегу древней реки, о которой еще в V в до н.э. писал Геродот в своем знаменитом трактате «Истории», то понимаешь, сколько повидала эта вода. Сколько войн. Сколько ненависти. И сколько крови.
 
И это продолжается до сих пор…
 
На берегах Дуная
Венгерский язык – самый сложный в Европе. Он входит в угорскую группу, следовательно, самыми близкими для него считаются мансийский и хантыйский. Ханты и манси – малочисленные аборигены Западной Сибири, которых на данный момент осталось около сорока тысяч человек.
Сами мадьяры – кочевой народ, прародиной которых стала территория близ Урала (возможно, современная Башкирия, и в некоторых высших заведениях Уфы эта тема активно муссируется). Они были воинственным племенем, и в древних преданиях остались под мифологическим и устрашающем именем «огры» - так называли великанов-людоедов, которыми пугали детей. На латыни их впоследствии называли Ungri и Ungari, откуда, в конце концов, и появилось сегодняшнее общепринятое название венгерского государства – Hungary. Венгры свою страну называют иначе – «Magyarország». «Страна венгров».
 
И поверьте, это будет самое просто слово, которое вам придется произнести на мадьярском.
 
Будапешт (часто сокращают до «Пешт») величественно раскинулся на Дунае. Столица Венгрии образована тремя городами: Пештом, расположенным на восточном берегу реки, и Будой и Обудой, находящимися на противоположенной стороне водоема.
 
Каждый из пяти больших столичных клубов – Ференцварош, Уйпешт, МТК, Гонвед и Вашаш - представляет не только Будапешт, и не только одну из трех больших городских зон, но и определенный район (Будапешт состоит из 23 таких районов).
 
Таким образом, фанату из столицы есть из чего выбирать. Более того – околофутбол, в основном, развит только в Будапеште; главный город Венгрии вообще коренным образом отличается от остальных населенных пунктов страны.
 
В стране невероятно любят футбол. Ежедневник «NemzetiSport» знает все на свете о любом футболисте венгерской лиги и распродается в киосках за какие-нибудь полчаса. Спутниковое телевидение, где только на национальный футбол приходится целых три канала, освещает и «вышку», и первую лигу.
 
Но… стадионы пусты. Почему это происходит, если, по европейским меркам, билеты очень дешевы? Дело в насилии. В Будапеште люди боятся ходить на футбол – зачастую из-за агрессии хулиганов и общей неадекватности местной полиции. Мадьярские стражи порядка, которых на самом деле нужно было назвать «стражами беспорядка», не будут разбираться – матерый ты фестлайнер или ботаник, пришедший на эстадио с девушкой в очках. При малейшем накале атмосферы под раздачу попадают все, причем, следует не забывать, что будапештская полиция активно использует слезоточивый газ и резиновые дубинки.
 
«Будапештское дерби» - не константа. Термин неизменен, но главные герои в нем менялись на протяжении века. Сегодня самый главный клубный матч страны это битва между Ференцварошом и Уйпештом.
 
Враги
 
Ференцварош – это район Будапешта номер девять, расположенный в Пеште, и имеющий выход прямиком к Дунаю. «Придунайская зона» традиционно имеет высокие цены на жилье, поэтому понятно, что клуб, названный в честь района, в 1899-ом году основали не самые бедные жители венгерской столицы. Чемпионат Венгрии по футболу впервые был проведен в 1901 году и до 1930 года чемпионами были только три клуба. Два первых трофея выиграл Будапешти (который больше в своей истории никогда и ничего не выигрывал), а все остальные цацки делили между собой Ференцварош и МТК. Встречи этих команд в ту пору и считались Будапештским дерби. Официально, этот матч и сейчас является статусным, но атмосферы на нем нет никакой, так как МТК имеет чрезвычайно низкую популярность и малое количество болельщиков: администрация этой команды рада, когда тринадцатитысячник «Нандор Хидегкути» заполняется хотя бы… на одну тринадцатую.
 
Кратко Ференцварош именуют «Фради». Другое прозвище – «Зеленые орлы»: согласно цветам футболок и птице, являющейся маскотом.
 
Ференцварош - самый популярный клуб страны, и тому существует несколько причин.
Во-первых, изначальная успешность. «Фради» стал грандом еще в первых национальных чемпионатах, и это отчетливо запечатлелось в памяти людей.
 
Во-вторых, полиспортивность. Ференцварош не только футбольный проект, этот клуб объединяет команды по двадцати видам спорта, что позволяет привлекать дополнительные болельщицкие силы. Ведь ясно, что если кто-то является саппортером хоккейного «Фради», то и в футболе он будет болеть за эту команду.
 
В-третьих, стремление расширить свое влияние в рамках всей страны. Благотворительные матчи за пределами Будапешта позволили полюбить столичную команду и мадьярским болельщикам из других городов.
 
И, наконец, в-четвертых – «Фради» стал клубом, оппозиционным коммунизму. Во Второй мировой войне Венгрия принимала участие на стороне нацистского блока, и после разгрома Германии попала в советскую зону оккупации. Венграм не нравился коммунизм, и в 1956 году они предприняли восстание против просоветского режима (так называемая «Венгерская революция»), которое подавил маршал Жуков. Многие будапештские клубы во время коммунистической эпохи представляли силовые ведомства, Ференцварош же оставался свободным, став символом мадьярского спорта, неподвластным ненавистному режиму.
 
Как мы уже знаем, до 1930 года чемпионами страны становились лишь три клуба, но 1930-й стал годом Уйпешта. Эта команда появилась на свет в 1885 году в одноименном поселке, еще не входившем в Будапешт (сейчас Уйпешт – район венгерской столицы номер четыре, расположенный на севере Пешта).
 
Теперь у «фиолетовых» уже двадцать чемпионских титулов, и этот клуб идет вторым по популярности среди венгерских саппортеров, имея также успешные секции по хоккею и водному поло.
 
К Уйпешту сначала привлекала внешняя простота: этот клуб, основанный школьным учителем Яношем Голем, изначально был «заточен» под рабочий класс. В эпоху коммунизма «фиолетовых» называли «клубом полицаев», так как команду курировала венгерская милиция.
 
Пештский матч номер один
Пештские улицы закрыты в пяти районах столицы, которые нужно миновать, чтобы из района четыре (Уйпешт) приехать сюда, в район девять (Ференцварош). Телевидение сообщает, что ранним утром состоялись столкновения фанатов двух главных команд страны в будапештском районе номер семь (Эржебетварош).
 
Сейчас столкновений не будет. Улицы действительно оцеплены, а из Уйпешта в Ференцварош, со станции Кезпонт до станции Неплидет, можно доехать только по третьей линии будапештского метро, которая, само собой, контролируется полицией.
 
Фан-сектор «Фради» традиционно поджидает ненавидимых саппортеров Уйпешта на подъезде к восемнадцатитысячному стадиону «Флориан Альберт», названному так в честь единственного венгерского футболиста, получившего «Золотой мяч». По трагическому стечению обстоятельств, великому «Флори» будет суждено уйти из жизни через неделю после описываемых событий, в 70 лет.
 
Болельщики Ференцвароша разделены на три большие группы, время от времени смешивающиеся между собой: это парни из банд GreenMonsters и Stormy Scamps (друг с другом они не особенно контачат, но, в любом случае, врагами не являются и выступят единым фронтом за родные цвета), плюс, молодые люди, сочувствующие фанатскому движению.
 
Наконец, полиция получает какой-то приказ, и начинает теснить орущую и выкрикивающую речевки зелено-белую толпу ближе к парапетам эстадио. Полицейские не особенно церемонятся – просто быстрым шагом идут на саппортеров, ведя с собой беспрестанно лающих собак. На тех, кто задерживается, собаки сразу же кидаются, но укусить не могут: намордники не позволяют. Парни, представляющие «Фради», относятся к этой вакханалии как к веселью (примерно таким же образом на улицах Памплоны наваррцы реагируют на бегущих за ними быков) – видимо, просто привыкли. Наконец, полицейские и собаки снова застывают единым фронтом, получая в свой адрес насмешки, «факи», и прочие похожие вещи. На оскорбления акабы, на которых надеты бронежилеты, а лица спрятаны за касками с плексигласовым стеклом, не реагируют.
 
Другой отряд полиции, тоже в окружении агрессивных животных, выстраивается коридором: должны прибыть поклонники Уйпешта. Показавшийся вдали фиолетовый движ встречается страшной и длинной речевкой, которую просто невозможно воспроизвести. Поклонники Уйпешта отвечают слаженной домашней заготовкой, которая, впрочем, звучит не так монструозно как задумка «Фради». Эта маленькая победа вызывает восторг у саппортеров Ференцвароша.
 
Между врагами – два отдельных полицейских кордона в сопровождении лучших друзей человека. Друг на друга никто кинуться не пытается, потому что результат данной задумки известен заранее и довольно печален.
 
Окончание следует
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua