Считается, что мир, в том числе футбольный, испортили деньги. Многие бывшие футболисты часто вспоминают, что в их время сила игрока не измерялась зарплатой, а места в таблице не соответствовали количеству нулей на банковском счету. Переломным в этом мышлении считается создание в начале 90-х двух организаций, которые способствовали дикому росту цен и возможностей клубов: Лиги чемпионов и Премьер-лиги.

Хотя с начала 60-х, когда чемпионами Англии становились Бёрнли и Ипсвич, ни один маленький клуб со скудными финансами не добивался крупного успеха. Даже Брайан Клаф приглашал перед стартом Ноттингема в Первом дивизионе голкипера сборной Англии Питера Шилтона. Что уж говорить о Ливерпуле, Эвертоне или Арсенале!

Но все равно первой командой, о которой стали всерьез говорить как о "купившей чемпионство" был Блэкберн сезона-1994/95. Провинциальная команда из не менее провинциального городка стала  лидером английского футбола. Но все ли дело в деньгах? Хотя не менее актуален встречный вопрос: а было бы все без денег?..

Джек Уокер родился 19 мая 1929 года в Блэкберне. После службы в армии он вернулся в родной город, чтобы помогать отцу Чарльзу в небольшом бизнесе, связанном с металлом. В 1950 году отца не стало и управление компанией перешло к юному Джеку и его брату Фреду. В конце 80-х годов теперь уже огромная компания Walker Steel была продана за 360 миллионов фунтов. На то время - просто невероятные деньжищи! Своими заработками Джек обеспечил безбедную старость не только себе, но и своим детям и внукам. Уокеру было 60 лет, и он решил "сделать что-то" для души. Как оказалось потом, она была у него занята только одним - Блэкберн Роверс.

Последний раз в Первом дивизионе Бродяги играли в сезоне-1965/66. В 42-х матчах команда Джека Маршалла набрала только 20 очков, отстав от занявшего предпоследнее место Нортхэмптона на целых 13 пунктов. Если учитывать, что за победу тогда давали два очка - это была пропасть.

После этого Блэкберн надолго исчез из поля зрения широких масс, и успел побывать в Третьем дивизионе. Напомнить о себе клуб смог, когда вышел во Второй дивизион в сезоне-1979/80, а потом едва не вырвался в элиту, проиграв в плей-офф Суонси. Командой руководил известный игрок и пока только начинающий тренер Ховард Кендалл (сразу после окончания сезона он уйдет в Эвертон и за шесть лет выиграет два чемпионских титула).

Блэкберн превратился на крепкого середняка Второго дивизиона с амбициями прорваться в Первый. За командой водилась малоприятная слава - мастера терпеть крушения в плей-офф. За 11 сезонов (начиная с неудачи Кендалла и до прихода Уокера) Блэкберн умудрился проиграть эти матчи шесть (!) раз. Сезон-1990/91 вообще получился провальным. Команда заняла 19-е место, только четыре очка выиграв у вылетевшего Вест Брома.

В наше время мультимиллионеры покупают себе клуб, чтобы заработать на этом деньги. Или славу. Деньги у Уокера были, так же как и огромное уважение не только в родном городе, но и в стране. Однако, как и любой другой болельщик, он не мог терпеть того, что происходит с его командой. Правда, в отличие от большинства болельщиков на трибунах, у него была возможность изменить ситуацию, и в 1991 году Джек Уокер покупает Блэкберн. С этого момента начинается самое большое приключение в истории клуба. Да, команда уже дважды была чемпионом (1911/12 и 1913/14), но вряд ли осталось много поклонников, которые видели те достижения.

22 февраля 1991 года великий Кенни Далглиш решил покинуть Ливерпуль. Как игрок он выиграл с ним шесть чемпионских титулов, Кубок Англии, четыре Кубка Лиги, три Кубка чемпионов и два Межконтинентальных Кубка. Преуспел шотландец и на тренерской скамье: три чемпионства, два Кубка и Кубок Лиги. Добиться славы в Европе помешала трагедия на Эйзеле и отстранение английских клубов от еврокубковых соревнований. А то, что эти успехи непременно были бы, никто не сомневался. Уж слишком хорошо выглядела команда, и в некоторых аспектах не уступала великим предшественницам имени Билла Шенкли и Боба Пейсли. Однако постоянное пребывание на вершине (как во время игровой карьеры, так и тренерской) довело Далглиша до изнеможения. Сославшись на серьезное давление, он оставил пост Грэму Сунессу.

Но оставаться в тени молодому и прогрессирующему тренеру не дали. "Мне позвонил один человек, и спросил, хочу ли я вернуться в футбол, - рассказывает Кенни в автобиографии. - "Согласен на Милан или Марсель", - решил пошутить я. "Ты это серьезно насчет Марселя?" - прозвучало с того конца трубки".

Спустя некоторое время Далглиш встретился с одиозным владельцем клуба Бернаром Тапи, но с подписанием контракта возникли какие-то проволочки. Совсем немного времени спустя случилось грандиозное дело Ом-Ва. Потом было предложение от Монако. Именно во время пребывания в Монте-Карло Кенни позвонил президент Блэкберна Билл Фокс. На чаше весов оказались одна из лучших команд Франции и середняк Второго дивизиона Англии. Все решила личная встреча с Джеком Уокером, который расписал, как он хочет трансформировать клуб. Далглиш не мог не согласиться после такого.

Легенда клуба Тони Паркс (350 матчей, 38 голов), работавший и.о. главного тренера после увольнения Дона Маккая, остался в тренерском штабе. Иметь человека, знающего команду, город, болельщиков и Ивуд Парк досконально, очень важная штука. Далглиш запросто сделал бы его ассистентом, но это место у него уже давно было занято для другого человека. "Мне всегда импонировали команды Рэя Харфорда. Играть с его Фулхэмом или Лутоном было сущим адом. Многие обвиняли, что его команды действовали в не самой изящной манере. Но мне все это очень нравилось, потому как они действительно ИГРАЛИ. К тому же Рэй имел опыт работы с Уимблдоном, то есть познал и «другую сторону» футбола". Это приглашение стало еще одним пусть маленьким, но очень важным ходом клуба.

"Уже на первой встрече Уокер сказал, что если мне нужны деньги на трансферы, то с этим проблем не возникнет". Это также был важный аспект, поскольку без приглашения футболистов серьезного калибра рассчитывать на то, чего хотел владелец клуба, было невозможно. Например, уже в первом "дыр-дыре" тренер Харфорд сделал хет-трик, хотя в жизни на его счету было меньше 20-ти голов, да и карьеру игрока он завершил 15 лет назад.

Тренировалась команда на совершенно никудышной поляне, а мяч всё время пачкался собачьим дерьмом, которое было повсюду. К тому же рядом был крематорий, потому команда, игравшая на те ворота, практически не имела шансов на успех, поскольку просто боялась бить! Потом Далглиш придумал тренировать удары именно в эти ворота. "У них был выбор или забивать голы, или бежать за мячом туда, где сжигают мертвецов". Не лучшего качества был и стадион Ивуд Парк. В 1984 году сгорела одна из трибун, и на ее месте отстроили что-то невразумительное, и вообще некоторым сооружениям было до ста лет. Понятное дело, это тоже требовало кардинальных изменений.

Летом клуб попытался купить 31-летнего форварда сборной Англии Гари Линекера. Общественность долго смеялась, а сам игрок, конечно же, отказал. Но с приходом Кенни Далглиша отношение к клубу поменялось. Новички стали идти в Блэкберн с огромной радостью, несмотря на статус клуба Второго дивизиона. Да, здесь им предлагали хорошие деньги. Но это ведь не самое главное. С Уокером ассоциировалась стабильность, а с Далглишем - перспективы. Из Ман Сити вернулся центрбек Колин Хендри, который всего полтора года назад ушел в Астон Виллу в поисках прогресса, из Эвертона пришел нападающий Майк Ньюэлл, который в составе Ирисок не был игроком стартового состава, центр поля был отдан прогрессирующему большими темпами 22-летнему Тиму Шервуду из Норвича. Было и несколько опытных игроков: игрок сборной США Рой Вегерле и звезда Астон Виллы конца 80-х - начала 90-х годов Гордон Коуэнс. Без имени Короля Кенни они бы вряд ли здесь оказались. Даже невзирая на деньги владельца. (Продолжение следует)

Игорь Бойко, специально для Бей-беги