Защитник Арсенала рассказал, как поездка в Руанду помогла ему по-новому взглянуть на жизнь, об уходе из Челси и многом другом.
Давид Луис остается верен себе и по-давидолуисовски щедро описывает свое недавнее приключение в джунглях Руанды. "Ты будто в фильме", — говорит он, бросая быстрый взгляд за плечо, будто снова пробирается сквозь чащу. Глаза Давида расширяются как при страхе, и он убирает волосы с лица. "Прямо как Тарзан. Когда мы начали пробираться в джунгли, было небольшое напряжение".
Как и подобает настоящему Тарзану, Давид Луис искал горилл. Он был в Руанде с матерью и невестой, открывая для себя часть мира, о которой совсем мало знал ранее. За возможность увидеть горилл с серебристой спиной он ухватился с типичным энтузиазмом.
"Вау, — говорит Луис, отклоняясь назад в своем кресле. – Мы нашли семью, в которой было больше десяти таких горилл. Конечно, в первые пять минут страшно. Но затем ты видишь, какие они милые, как принимают вас. Там был малыш, родившийся лишь три дня назад".
Можно смело предположить, что Луис – единственный футболист Премьер-лиги, которого можно найти в тропических лесах, воркующим с малышом гориллы во время перерыва на матчи сборных. Бразилец никогда не был конформистом – ни во внешности, ни в футболе. Его подход к путешествию был таким искренним, который и следует ожидать от человека, редко делающего что-то наполовину.
Давид был приглашен в рамках сотрудничества Арсенала с Руандой, и он решил сделать все правильно. Взял семью, служа переводчиком матери, и куда сильнее углубился в изучение истории страны – геноцид 1994 года и быстрое восстановление общества с тех пор – чем кто-либо мог ожидать от топ-футболиста, исполняющего контрактные обязательства.
"Моим гидом на мемориале геноцида был парень, который его пережил, — вспоминает Луис. – Я многому научился в тот момент. Наша жизнь настолько загружена (не только футболом), что мы теряем перспективу, не видим ее по-настоящему. Мы не наслаждаемся нашими семьями, не ценим простые моменты. Это был действительно важный опыт в моей жизни".
Поездка в Руанду также была приятной возможностью отвлечься от суровых реалий Премьер-лиги, в которой Арсеналу раз за разом приходится проходить проверку характера.
"Канонирам" нужны лидеры на поле, и Луис может помочь в этом плане. С первого дня перехода бразильца игроки Арсенала не уставали хвалить его характер и доброту. Как подтвердят бывшие одноклубники по Челси, добрый и отзывчивый Давид может объединять и придавать силы.
Это естественная черта характера бразильца, которой он считает себя обязанным родителям – школьным учителям. "Первое, чему они меня научили о лидерстве – то, что нужно жить для других, думать о коллективе, — говорит он. – Я всегда стараюсь это делать. Пытаюсь быть как можно естественней, чтобы другим было комфортно".
"Мне нравится помогать другим, это делает меня счастливым. Видеть, как Габриэль Мартинелли забивает свой первый гол и смотрит на семью – меня это радует. Радует видеть, как 18-летний Букайо Сака играет в большом клубе. Я играл в третьем дивизионе, когда мне было 18! Видеть, как Эктор Бельерин с огромнейшим стремлением возвращается после травмы – это радует".
Переход Луиса из Челси в Арсенал был одним из самых неожиданных трансферов лета, и не только потому, что в мае бразилец подписал новый контракт с "синими". Однако в футболе все быстро меняется, и изменения в обоих клубах – уход Лорана Косельни из Арсенала и назначение Фрэнка Лампарда в Челси – сделали такой переход выгодным для всех сторон.
Есть вещи, которые Давид Луис хочет прояснить. "Я решил покинуть Челси до того, как Арсенал связался со мной. Кто-то может не знать, но решение уже было принято, а затем появился Арсенал, и я сделал шаг, который не был легким".
"У нас с Лампардом были откровенные разговоры. Лицом к лицу, я и он. Его видение футбола отличалось от моего. Мы просто согласились: "Идем дальше". Честно, зрело. Мы играли и побеждали вместе. Выигрывали Лигу чемпионов, Лигу Европы – все вместе. Так что у нас все было зрело".
Появление Арсенала было весьма логичным. Давид может не всегда оказывать то успокаивающее влияние, которое жаждет Арсенал, однако он серийный победитель с куда более богатой трофейной комнатой, чем у любого в клубе. Луис выиграл 18 трофеев за карьеру – вдвое больше, чем Месут Озил, второй среди самых титулованных игроков "канониров".
В качестве доказательства Давид с гордостью показывает глубокую ямку на подколенном сухожилии – постоянное напоминание того, как он играл сквозь боль в финале Лиги чемпионов 2012 года. Он знает больше других, что нужно для трофеев и верит, что может завоевать новые с Арсеналом. Иначе, говорит Луис, его бы тут не было.
"Чем больше ты выигрываешь, тем увереннее ты становишься, тем легче удается побеждать. Это начинает происходить автоматически. Ты знаешь, что нужно делать, какой должен быть настрой. Важно не начало, а конец. В прошлом сезоне все "разрывали" Челси, "разрывали" Маурицо Сарри. А в конце мы выиграли Лигу Европы. В отличие от других клубов, о которых много говорили, а они не выиграли ничего. Важен конец".
"Арсенал всегда был и будет большим клубом. Конечно, в последние годы от такого значимого клуба ожидали больше трофеев. Это естественно. Я перешел в Арсенал, потому что вижу в нем потенциал завоевать эти трофеи, бороться за них. Это соответствует моей ментальности и амбициям, это я хочу делать в Арсенале", — добавил бразилец.
"У нас есть этот потенциал. Есть талантливые игроки, есть опытные, есть качественная команда и клуб, который создает все условия для борьбы. Великолепная поддержка. Что еще нужно?"
"Как футболист, Давид Луис трансформировался с раскованного защитника с дикими глазами в культового героя после перехода в Челси. Он никогда не скрывает эмоции, этого не отнять, но те авантюрные дни неистового центрбека, главным образом, позади. Частично это из-за развития самого игрока, но также и из-за требований тренеров.
"Раньше у меня было больше кислорода, — смеется Луис. – Я пришел из Бенфики, где играл так. Был лучшим футболистом чемпионата Португалии, так мы выигрывали титулы. А затем я перебрался сюда посреди сезона, и в первых пяти играх все говорили: "Вау, он изумительный".
"Сейчас я понимаю, что нужно адаптироваться к философии тренера. Так ты учишься футболу. Сейчас я знаю, что делать, если тренер попросит играть меня одним образом. Попросит другим – я тоже буду знать, как".
"Каждый день ты должен быть готов учиться. Дело не во мне и моих инстинктах, а больше в коллективе. Ты должен поставить себя внутрь коллектива и адаптироваться к его философии. Результаты добывает команда, а не отдельные игроки".
После завершения карьеры Давид Луис хочет стать тренером. Он играл под руководством лучших – от Рафаэля Бенитеса до Жозе Моуриньо и Антонио Конте. Да, Луис не всегда был в ладах с каждым из них – еще одно из следствий сильного характера – но учился он у каждого.
Давид, однако, не спешит. "Я хочу быть тренером, когда мне будет 40 лет. А до того хочу играть в футбол на высоком уровне, пока смогу. Это будет до 36, 37, 38 лет. Каждый день работаю над своим телом. Со мной работают больше пяти часов в день. В этом сезоне мои физические показатели лучше, чем когда мне было 28.
Спад придет, от этого никуда не деться. Но до того момента Давид Луис будет продолжать оставаться Давидом Луисом, наслаждаясь каждым моментом и постоянно стремясь к большему. "Я просто пытаюсь быть собой, — говорит он. – Эмоции должны быть настоящими, потому что я действительно это люблю. В день, когда я перестану любить футбол, я перестану играть".
Сэм Дин, The Telegraph
Перевод Евгения Музыки, Football.ua