Мы вспоминаем самые яркие фразы, которыми, наряду с многочисленными трофеями, запомнился румынский наставник в своей украинской части карьеры.

"У меня не может быть какого-то недопонимания с игроками. Все просто: я — тренер, а они — игроки. Их задача — хорошо тренироваться и играть, добиваться места в основном составе через тренировочный процесс, а не через разговоры".

"Матчи выигрываются только ментально, за счет головы. Чемпионат выигрывается грамотными действиями во всех играх и только потом приходит талант".

"Будучи по натуре бойцом, никогда не молчу. В результате вокруг моего имени с помощью прессы пытаются создать негативную атмосферу, чтобы настраивать арбитров против Луческу".

"Меня убрали из сборной не потому, что она плохо играла, а из-за элементарной зависти к моей популярности. После сборной я принял бухарестское Динамо, прозябавшее в середине таблицы, сразу привел его на пьедестал, а через полтора года в сборной было уже восемь футболистов из моего клуба". 

"Меня почти все интересует: политика, искусство, книги. Нравится классическая музыка, однако она требует слишком много времени. Часто дискутирую с супругой, причем эти футбольные дискуссии подчас бывают более жесткими, чем с журналистами или коллегами-тренерами".

"Наша команда должна быть мобилизована всегда. Мы — машина, которая должна выигрывать постоянно. Мы должны играть таким образом, чтобы постоянно побеждать, независимо от того, где мы играем и в каких соревнованиях".

"Разное судейство восточных и западных команд. Так было со мной и в Галатасарае, и в Бешикташе. Какой-то существует определенный расизм. У меня много матчей на этом уровне. И, наверное, я могу сделать какой-то анализ того, что происходит и определить, как судят".  

"Я не хочу, чтобы надо мной издевались. В каждой игре я делаю свою карьеру. Я проиграю одну-две игры, и меня уволят, и не из-за плохой игры моей команды, а из-за тех ситуаций, что возникали сегодня на поле. Еще раз повторю: не годится, чтобы Федерацию и Динамо Киев возглавляли люди с одной фамилией, иначе подобное будет происходить и во второй, и в третий, и в пятый раз".

"Я уже говорил вам, что меня не интересует ничего, кроме своей команды. Не тот я человек, который просит Всевышнего неприятностей для конкурентов. Я стараюсь не обращать внимания на то, кому с кем предстоит играть и делаю все для того, чтобы моя команда побеждала в каждом матче".

"Я думаю, игроки должны знать, как живут и работают обычные люди. Шахтер представляет угольный и металлургический регион, и наши самые преданные болельщики – это, прежде всего, люди, которые трудятся в шахтах и на заводах. Мы посчитали, что будет правильно, если они нас увидят на своих рабочих местах". 

"В одной из телепередач я услышал фразу о том, что следует обратить внимание на поведение тренерской скамейки Шахтера. Не думаю, что мы плохо ведем себя во время матча. Конечно, есть определенная реакция на ряд моментов на поле. Но это только в том случае, когда действительно происходят действия, выходящее за рамки честной игры".

"Если в украинском футболе все будет развиваться так, как сейчас, не знаю, есть ли для меня смысл оставаться здесь. Складывается такое ощущение, что на Украине до 2012 года только одна команда будет чемпионом". 

"Я считаю, что Шахтер является командой, где никого из футболистов не надо уговаривать играть. И я заявляю, что никто никого не собирается просить. Если кого-то из игроков что-то не устраивает, то он волен покинуть команду".

"Мне не нравится, когда люди говорят о приобретениях Шахтера. Успехов можно добиться и не обладая большим количеством денег. Главное правильно подобрать игроков. Купить тех, которые подойдут под твой проект".

"Самое главное, чтобы все прониклись любовью к этому клубу, к цветам этой команды. Мало того, чтобы футболисты стопроцентно отдавались игре, здесь нужно нечто большее. Естественно, в этой ситуации есть только один человек ответственный за неудачи – это я. Однако игроков, у которых нет любви к этой команде, которые не желают здесь играть, наверное, лучше отпустить. В противном случае они будут только проблемы создавать". 

"Вообще, на мой взгляд, будущее — за совместным чемпионатом России и Украины. Возможно, не сейчас. Возможно, через пять лет, а может, и через десять. Но к этому все придет. Тогда можно будет выйти на уровень ведущих чемпионатов Европы — Италии, Испании, Англии, Германии. Нужно создать такой турнир".

"Мне удалось выиграть много чего за последние десять лет: шесть чемпионатов, три Кубка, три Суперкубка. И меня никогда не заносят в первую десятку тренеров Европы, не так ли? Только Фергюсон и я выигрываем трофеи каждый год, но признание шотландца гораздо выше моего".

"Пропускаем не потому, что устаем больше соперника. Просто не привыкли играть в максимальном ритме и с полной выкладкой 90 минут. В чемпионате Украины зачастую можно просто доигрывать, в Лиге такое, как правило, наказуемо. Хотя в любом случае ответственность за все, что случилось, несет один человек — главный тренер". 


"Меня очень обидела местная пресса, которая после каждой неудачной игры сыпала соль на раны: "Луческу будет уволен". Это было полное отсутствие уважения ко мне, к тому, что я сделал здесь за четыре года".

"Перед игрой с Барселоной в Донецке захватил кубки в раздевалку с воспитательной целью: чтобы перед выходом на поле игроки посмотрели на них и прочувствовали, в какой команде они играют, что они действительно чемпионы и способны на многое".

"Я добился в Шахтере больших успехов, нежели Шустер, но ему предоставили возможность поработать в Реале. Быть может потому, что он немец, а я — румын".

"Думаю, наша игра недалека от игры Барселоны, особенно если вспомнить наши недавние очные встречи. Тот фальшивый результат, который был здесь, и нашу победу на Камп Ноу".

"В чужой стране появление любого тренера-пришельца воспринимается с недоверием: кто такой, на что способен? Никакие былые заслуги в расчет не берутся. Все приходится начинать с нуля. И принимают тебя, начинают уважать, только если добиваешься результата".

"Когда мы выигрывали, я уходил в сторону и позволял игрокам выдвигаться на первый план, чтобы все аплодисменты и поздравления достались им. Если же команда проигрывает, то однозначно и нормально, чтобы нес ответственность тренер. Ведь итог матча — это следствие того, что он принимает определенные решения. Да, потом делается анализ — и уже игроки должны брать часть ответственности на себя". 


"Не думаю, что определенное давление тренера на игрока может "сломать" его. Более того, тренер не может себе позволить длительно прессинговать футболиста, потому что получается, что он не любит этого игрока. А если ты его не любишь, то лучше его поменять, чем терпеть. Аналогично, с той стороны будет сопротивление...".

"Я один из тех тренеров, которые не критикуют футболистов за технический брак. Моя критика — только в плане ментального подхода игрока к той или иной ситуации: организация игры, тактические действия, соблюдение тех или иных принципов, которые приняты в команде".

"Вечер после игры всегда тяжелый. Сейчас сложно говорить обо всем, через что проходит тренер. Очень важна поддержка семьи в такие моменты. Я не имею в виду только себя. Не думаю, что есть игроки, у которых после неудачного матча или проигрыша легко на душе". 

"Раньше, после каждого матча, особенно когда мы играли на выезде, я просил бокал виски со льдом. Это немного помогало восстановиться. Сейчас, после болезни, мне уже этого нельзя делать, но бокал белого вина для расслабления могу выпить".

"Первостепенное значение имеет не национальность тренера, а готовность возложить на себя колоссальную ответственность за результаты".

"На первое место ставлю игровой интеллект, на второе — технику. И только потом идут сила и выносливость, которые не всегда связаны с антропометрией. "Физику" всегда можно поправить, а интеллект и техника — скорее дар Всевышнего".


"Не понимаю, почему все любят Моуриньо. За цинизм? За прагматизм? Не люблю тот цирк, который устраивает во время матча Моуриньо. Мой сын Разван, к примеру, восхищается им, но в 30-40 лет смотришь на результаты, а не на производительность".

"Изначально перед нами сегодня стояла цель выиграть игру. Поэтому и шампанского не было. А что касается мотивации, то она у меня одна – любовь к футболу, которая никогда не пропадет. Если только это случится, я, наверное, подниму руки и сдамся".

"Чем грамотнее и ответственнее отдаешься делу, тем выше достижения. Меня привлекает не сиюминутный успех, а работа на перспективу. В этом вижу главную прелесть профессии". 

"Если местные футболисты начнут получать место в составе по паспорту, они остановятся в росте. Между тем клубы способны формировать позитивный имидж украинского футбола в не меньшей степени, нежели сборная". 

"Я пытаюсь привить команде стиль игры, который свойственен мне, моему характеру и философии, – это атака! Приведу пример: никто не может напасть на льва, когда он атакует. Лев строит свое наступление продуманно, внимательно и осторожно. Но при этом имея главную цель – застать врасплох! Он провоцирует соперника раскрыться, а потом атакует".

"Я очень уважаю команду Динамо Киев. Без них наши победы не были бы настолько значимы. Даже не столь важно, кто выигрывает чемпионат, а у кого ты его выигрываешь, а кто на втором месте". 


Подготовил Макс Пэн, Football.ua