Начну с признания. Не многие вещи мне надоедают, но одна из них — это мнение, что моя карьера похожа на футбольную сказку. Знаю, когда люди говорят, что я словно Золушка, то пытаются сделать мне комплимент. Я ценю это, но если быть откровенным, то это неправда.

У меня не было волшебной палочки, и я не выигрывал лотерею, чтобы получить место в одном из величайших клубов мира. Причина, по которой я являюсь игроком Ливерпуля, та же, по которой мне предоставили капитанскую повязку в национальной команде: я пахал, чтобы достичь этого, и смог выжать максимум из своего таланта.

Почему это важно? По правде говоря, это не важно для меня лично. Не думаю, что это важно и для моей семьи. Это важно лишь потому, что в мире есть еще бог знает сколько маленьких Энди Робертсонов. Ребят, которые пытаются доказать, что у них есть талант и они заслуживают получить свой шанс. Ребят, которым нужен лишь один рывок, чтобы достичь того, что они заслуживают. Ребят, которые могут бросить все, если начнут верить, что помочь им может лишь чудо.

Читайте также: Кевин де Брюйне. Позвольте мне высказаться

Никогда не хотел становиться парнем с обложки, но если мне и суждено стать им, то лишь для того, чтобы доказать, что можно добиться всего, если не сдаваться и продолжать верить в себя, когда все остальные сомневаются в тебе.

Теперь у меня двое детей и мне как никогда важно донести свое послание. Не хочу, чтобы они думали, что их отцу просто повезло. Они должны понимать, что реализовать свой потенциал они смогут лишь если приложат к этому все свои усилия. Сказки? Их можно рассказывать лишь на ночь детям.

Футбол прекрасен тем, что в него играет множество людей, таких же как я. Большинство футболистов добиваются успеха потому, что они очень мотивированы. Ливерпуль, частью которого я являюсь, не может пожаловаться на нехватку таких игроков.

Возьмите, к примеру, Вирджила Ван Дейка, лучшего центрбека в мире. Сколько тренеров и скаутов смотрели на его игру и думали, что ему не суждено играть на топ-уровне? Он сам скажет, что их было огромное количество.

Мо Салах, один из лучших завершителей в современном футболе, покинул один из топ-клубов АПЛ потому, что считался недостаточно хорошим для него.

Джордан Хендерсон, наверное, уже и не вспомнит, сколько раз в его способностях сомневались – правда, сюда не входят те, кому посчастливилось играть вместе с ним. Он может вывести Ливерпуль с капитанской повязкой во втором финале Лиги чемпионов подряд.

Читайте также: Марио Гетце. Моя карьера была на самом дне, а через три дня я стал героем

Я могу продолжать и продолжать. Если бы это все были сказки, то их было бы больше, чем у Ханса Кристиана Андерсена. Но это не так. Это все примеры упорного труда и целеустремленности.

То же касается нашей команды и нашего клуба. Нам удалось достигнуть таких результатов благодаря нашему отношению к работе и вере в то, что практически все возможно. Поэтому мы смогли отыграться, проигрывая 0:3 такой великолепной команде, как Барселона. Мы не надеялись на судьбу и не ждали, когда она будет благосклонна к нам, а взяли ее в свои руки, и даже Лионель Месси – лучший игрок, которого я когда-либо видел – не смог нас остановить.

Возможно, люди не из Ливерпуля не верили, что мы сможем пробиться в финал. Если честно, у них было достаточно причин, чтобы так считать, особенно после того, как нас "отвозили" на Камп Ноу. Но в первом матче было несколько эпизодов, которые придавали нам сил. Мы поняли, что можем противостоять Барселоне. Проблема была в том, что в решающих моментах удача была не на нашей стороне, но мы знали, что на Энфилде эта ситуация может измениться.

Будь я сентиментальным, мне, наверное, было бы жаль соперников, которые приезжают на Энфилд в еврокубковых матчах

Можно сказать, что это нечестно по отношению к ним. Эта одурманивающая смесь истории, страсти и непоколебимой веры в свое огромное преимущество. Поэтому Ливерпулю так часто удавалось превосходить все ожидания, и поэтому наши болельщики уверены, что невозможное возможно. Они уже видели это столько раз, почему они не могут надеяться на это снова?

Мы знали, что получим свой шанс, когда ожидали начала матча в раздевалке. Мы знали, что тренер верит в нас, потому что он так нам сказал. Мы знали, что болельщики верят в нас, потому что мы слышали, как они поют. Боже, как они пели. И, наверное, самое главное – мы знали, что верим в свои собственные силы.

Поэтому, когда Дивок забил на 7-й минуте, я не просто верил. Я знал. Я знал, что возможно и что может произойти на Энфилде. Надеюсь, это не прозвучит неуважительно, потому что я безмерно уважаю Барселону, но это был не их вечер. Он был наш. Болельщики настолько нас вдохновили, а наша жажда победы была просто на ином уровне.

Читайте также: Каллум Хадсон-Одои. Поэтому не жалуются на павлинов

Было непросто считать так сразу после того, как Месси сотворил чудо в первом матче. Тогда мы были опустошены, что, наверное, было неизбежно. Но затем в раздевалку зашел тренер – оживленный и со своей обычной широкой улыбкой.

"Парни, парни, парни! – сказал он. – У нас не лучшая команда в мире. Теперь вы это знаете. Возможно, у них – лучшая. Но кого этого волнует? Кого! Мы все еще можем обыграть лучшую команду в мире. Давайте сделаем это".

Возможно, я поверил ему через мгновение или уже после возвращения в Ливерпуль, но, оглядываясь в прошлое, это был момент, который изменил для нас все. В футболе все говорят о вере. Все команды говорят об этом после камбека. Но так бывает не во всех командах. Тренер, с него все начинается. Он зажигает искру, а затем Энфилд делает свое дело.

Помню, во время разминки все дрожало. Казалось, что болельщики находятся прямо над нами, не могу даже представить, то чувствовали игроки Барселоны. Когда Дивок забил в самом начале матча, все было видно в их глазах. Болельщики безумствовали. Я ничего не слышал. Помню, взглянул на Хендо, Милли и Вирджила – они даже не улыбнулись. Они просто помахали фанатам, как будто говорили, что мы еще покажем.

Думаю, тот вечер войдет в историю. Все, кто любит клуб, будут помнить, где они тогда были и с кем смотрели тот матч. Лично для меня это было особенным еще и из-за того, через что мне довелось пройти. Я знал, насколько это было сложно для меня и что я не смог бы достичь чего-нибудь подобного, если бы я слушал всех тех, кто говорил, что у меня ничего не получится.

В детстве я ходил на Селтик Парк с мамой, папой и братом. У нас было четыре сезонных абонемента. Мы с братом повсюду расклеили плакаты с Хенриком Ларссоном. Легенда. Абсолютная легенда. У меня даже обои были зелеными. Селтик был частью нашей семьи. Так было и так есть до сих пор. Я присоединился к юношеской команде крошечным пареньком и когда пинал мяч на поле, то представлял, что нахожусь на Селтик Парк.

В самом начале карьеры я поиграл в нападении. Папа даже платил мне по два фунта за каждый гол. Мне кажется, что однажды я заработал 75 фунтов за сезон, но сейчас я, наверное, остался бы еще должен ему. Я ведь не могу забивать столько же, как и Мо Салах. Через некоторое время я стал чаще играть в полузащите, а в своем последнем сезоне в Селтике я перепрыгивал между позициями в центре и на левом фланге. В том году пришел новый технический директор, и я по каким-то причинам не входил в его планы.

В собеседовании по окончании сезона тренерский штаб сообщил мне, что меня не намерены возвращать. Мне было 15. До подписания профессионального контракта оставался год. Один год до возможности стать полноценным игроком Селтика. Но все закончилось на этом, было чертовски больно.

Мама ненавидела, когда мы плачем. До сих пор ненавидит. Но тогда я пролил целые ручьи

Помню, она принесла мне мое любимое карри, чтобы подбодрить меня. Был будний день. Я практически никогда не получал карри по будним дням. Я практически ничего не съел. Тогда она поняла, насколько мне было плохо.

Было просто отвратительно, но, к счастью, моя семья оказала мне поддержку. Они помогли мне продолжить мой путь к мечте, даже когда это казалось невозможным. Мы решили попытаться в Куинз Парк в 2010 году. В немного меньшем клубе в Глазго, если так можно сказать. Там все было по-другому. Я зарабатывал 6 фунтов за вечер. Это был клуб для рабочего класса, большинство игроков приходило с дневной работы. Я не был исключением.

Я выполнял любую работу, чтобы сводить концы с концами. Я занимался обустройством ландшафтов, я убирал за первой командой, я даже работал на Хэмпден Парк во время матчей сборной Шотландии. Родители говорили, что если я не смогу проявить себя в том сезоне, то мне лучше начать подыскивать для себя место в университете. Поэтому я бросил все свои силы, чтобы становиться лучше с каждым днем. Это была настоящая работа, настоящее давление.

Меня постоянно спрашивают о давлении в Ливерпуле. Я его действительно чувствую, поверьте мне. Но тогда чувствовалось, что на кону стоит твоя жизнь, было понимание того, что, если тебе не удастся справиться с этим давлением, то тебе придется расстаться со всем, что ты любишь. Это самое большое давление, с которым я когда-либо сталкивался. И в той ситуации я по-настоящему начал верить в себя, возможно, впервые в жизни. У меня не было другого выбора.

Читайте также: Венсан Компани. Мне пора уйти

Спустя несколько лет я получил предложение от Данди Юнайтед, и тогда я уже мог тренироваться каждый день и получать достаточное количество денег, чтобы не заниматься дополнительной работой. Думаю, мне было полезно увидеть, чем люди занимаются каждый день вне футбольного мира. Когда у меня появилась возможность сыграть в АПЛ с Халл Сити в 2014 году, я уже испытал на себе настоящую жизнь. Моей задачей всегда было стать основным игроком в шотландском Премьершипе. Когда я занимался ландшафтом или убирал мусорные ведра, я даже не мечтал, что смогу сыграть в Лиге чемпионов, тем более за Ливерпуль.

Забавно, что несколько клубов связывалось со мной, когда я проходил предсезонную подготовку с Халлом в 2017 году, они меня не заинтересовали. Моя супруга была беременна, мы занимались подготовкой к появлению малыша – это было нашей основной задачей, как и всех, кто готовится стать родителями.

И тогда я узнал, что мной заинтересовался Ливерпуль.

Ливерпуль!

Когда узнаешь об интересе со стороны Ливерпуля, то уже через пять секунд звонишь своему агенту. Хотя подписать контракт у меня не получилось так быстро.

Очень быстро я спустился на землю. Медобследование заняло два дня, это было жестоко. Мой рацион был странным, потому что медицинский персонал хотел убедиться, что я нахожусь в хорошей форме и смогу ее поддерживать в будущем. После этих тестов я должен был отправиться на Мелвуд, чтобы сдать анализы на лактат. Я бегал вместе с Дэнни Ингзом, и после нескольких кругов вокруг поля почувствовал дискомфорт в желудке. Я знал, что мне станет хуже, но что мне оставалось делать? Я продолжал бежать. А спустя несколько минут я был на коленях, и меня рвало на поле Мелвуда.

На это священное поле. Место, где тренировались, все эти легенды. Король Кенни, Раши, Стиви Джеррард. А тут я, какой-то паренек из Глазго, блюю перед медицинским штабом Ливерпуля. Бог знает, какое у них сложилось первое впечатление обо мне.

На следующий день я встретился с тренером и за километр услышал его смех. Он, конечно, слышал о моем тесте. Я повернулся, а он шел ко мне, потирая живот и показывая пальцем на меня. Персонал, находившийся за его спиной, также смеялся надо мной. Он меня обнял, и тогда я немного расслабился.

Вся команда меня тепло поприветствовала, но честно, прошло очень много времени прежде, чем я осознал, что являюсь игроком Ливерпуля. Я носил красную футболку. 

Я всюду носил клубный костюм. Ходил в нем по дому, но так и не мог почувствовать себя игроком Ливерпуля

В течение нескольких месяцев я время от времени попадал в состав. Наша схема была такой сложной, что мне нужно было усердно работать на тренировках, чтобы полностью выучить ее, понять, чего хочет тренер от своих фулбеков. Если я не видел своего имени в командном протоколе, моя вера в себя начинала угасать. Правда. Но благодаря своему жизненному опыту и тяжелым временам, которые я пережил в Селтике и Киунз Парк, я научился быть терпеливым.

Поэтому каждый день я возвращался на тренировки и пытался привлечь внимание тренера, работая еще усерднее, чем все остальные. В итоге он меня заметил. Думаю, он ждал, когда я буду готов – пойму, что означает быть игроком Ливерпуля, и стану достаточно уверенным в своих силах. И когда я получил место в составе, я был готов.

Наши болельщики относились ко мне невероятно с момента моего прихода. В прошлом сезоне они поддерживали нас до финального свистка и после матча в Киеве. Тот вечер был очень тяжелым для нас, не думаю, что такой матч можно забыть. Просто приходится жить с этим. Помню, какая тишина была в раздевалке в тот вечер. Помню болезненный перелет домой. И помню, как болельщики пели "You’ll Never Walk Alone" после финального свистка. Они по-прежнему поют всем своим сердцем, и это остается с тобой.

Мы вернулись в Мелвуд в 4 утра, тренер обнял каждого из нас и сказал, как гордится нашей командой. Он также сказал, что мы вернемся. Оказалось, что после такого длинного пути, после проигрыша со счетом 0:3 в Барселоне, он был прав.

Мы вернулись.

Никто из нас не забыл, что означает дня нас эта возможность. Это невероятный сезон, в котором полно взлетов и падений и эмоциональных моментов. Но я также получил возможность осмотреться и увидеть всю картину. То, как меня бросил Селтик и я ревел над карри, как я зарабатывал 6 фунтов, вкалывая ночью в Шотландии, и теперь, когда я надеваю красный спортивный костюм и едва верю в это.

Здорово, что у нас есть еще один шанс сыграть в финале. Никто не заслуживает этого больше, чем наши болельщики, которые поддерживали нас во время успехов и провалов. Но, как и мы, они понимают, что нам будет противостоять топ-команда – Тоттенхэм. Маурисио Почеттино и его игроки намерены приготовить что-то особенное к этому финалу.

Самое главное, что наша судьба находится в наших руках. Мы это знаем. Также могу гарантировать, что наша команда не остановится ни перед чем, чтобы воплотить в реальность мечты наших фанатов.

Если это произойдет, то не потому что это сказка, а потому – что мы этого заслуживаем.

Эндрю Робертсон,

Ливерпуль


The Players' Tribune, перевод: Сергей Сакара.


Желаете узнавать главные футбольные новости первыми? Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Следить за нашим сайтом вы также можете в FacebookInstagram и Twitter.