Когда разговариваешь с тренерами и футболистами второй лиги о команде, которая оставила самое приятное впечатление своей игрой, часто получаешь несколько неожиданный ответ. Называют не кого-то из лидеров, самых высококлассных коллективов дивизиона, а две самые молодые команды низшей профессиональной лиги – Шахтер-3 и Скалу. И если от дончан ожидания всегда высоки (как-никак, а это играют юные надежды гранда восточноевропейского футбола, подготовленные по голландским «лекалам» в самой влиятельной академии Украины), то стрыян в этом перечне услышать было и неожиданно, и приятно.

И вправду, от соперников Скала отличалась выгодно и очень разительно. В то время, как многие низовые команды по старинке полагаются на извечное правило «бей вперед – комбинация придет», стрыйская молодежь в прошлом сезоне системно и последовательно пробовала играть в комбинационный низовой футбол, уделяя повышенное внимание работе с мячом и организации атак. Хотя для результатов неопытной команды такая постановка игры и не была очень эффективной, по игре Скала выделялась и, скорее всего, для самых талантливых ее молодых игроков этот сезон стал отличной школой.

С Владимиром Кнышом, возглавлявшим стрыян с начала чемпионата и до начала апреля, мы поговорили об особенностях Скалы как клуба с особой философией, молодых «звездочках» второй лиги и взглядах этого специалиста на футбол. Специалист, ранее работавший в академии Днепра и клубе молдавской высшей лиги, рассказал о своем опыте работы в отечественной второй лиге, а также пояснил, почему стрыйская команда вместо задекларированной борьбы за повышение в классе вынуждена была оказаться во второй части турнирной таблицы.

– После прошлого сезона мы слышали от Скалы, что команда хочет повыситься в классе. Под какие задачи приходили вы и каким видели развитие стрыйской команды?

– Когда я прибыл в Скалу, познакомился с руководством и ребятами в команде, я понял, что это серьезный клуб, который серьезно строит свою работу. Правда, мне на тот момент не было с чем сравнивать, потому что я только знакомился со второй лигой Украины. Однако по сравнению с тем, что я видел в других лигах и других странах, мне импонировало то, как выстроена клубная пирамида в Скале. Но при этом, когда я пришел, состав у Скалы увидел совершенно молодой, и достаточно много игроков не соответствовало уровню команды. Руководство при этом имело желание бороться за выход в первую лигу, поэтому учитывая задание и то, с кем его предстояло решать, можно сказать, что миссия была невыполнима. Но все равно я благодарен за то, что такое задание мне все-таки пришлось решать.

– Особенность украинского сезона в том, что межсезонье у нас очень краткое. Вы возглавили команду летом. Реально было за это время укомплектовать полностью состав, или же вам довелось играть теми, кто был уже в распоряжении?

– Я пришел за две недели до начала сезона, и чтобы мне было понятно, что из себя представляют футболисты, я посмотрел на ребят в матчах второй команды на первенство области. Мы сыграли в быстром режиме пять-шесть игр, чтобы я понял, с кем буду работать. Поэтому я начинал сезон с теми, кто уже был в команде, плюс, приезжали ребята на просмотр – но не отобранные, а молодые, которые еще должны были о себе заявить. Пять-шесть человек пригласил я, но это не были игроки под основу, а молодежь – в основном, из Днепропетровской области, те, кто не подошел Днепру или другим профессиональным клубам, но имел потенциал, чтобы заявить о себе на профессиональном уровне. Лишь через месяц-два подключился чуть более опытный Игорь Прокурор, до того вообще только юниорами комплектовались.

– Скала – одна из немногих команд западного региона в низших лигах, и при этом второй дивизион еще и пережил объединение. Приходилось ли вам раньше работать в командах, у которых были выезды, скажем, на 800 км?

– Ну, 800 мы никогда и не преодолевали, потому, что у нас 1000 было минимальное расстояние, а до Донецка – и все 1500 (улыбается, – Football.ua.). Конечно, такие выезды очень тяжеловато нам давались, ведь клубы в низших лигах небогатые, и все это преодолевается не на самолетах (Скала ездила на автобусе).

– Есть и еще один момент: так как после объединения второй лиги значительно возросло количество матчей, у команд наверняка практически не оставалось времени на полноценный тренировочный процесс. Как при этом находили время на восстановление и тренировки «с колес»?

– Да, хороший вопрос. Мы действительно ранее с таким не сталкивались. Случались месяцы, когда мы играли раз на пять дней, причем, больше играли на выезде. Понятно, что мы едем в город, в котором играем, за день. Затем день еще возвращаемся. Понятно, что после такой поездочки игроков приходится восстанавливать, как после тяжелой игры. Но нам удалось войти в ритм. Где-то уже после второй игры я нащупал, что нужно делать, и по физическим кондициям, движению, мы уже не уступали соперникам. Хорошо, что удалось перестроиться на новый тренировочный режим и подготовить команду. Человек – такое существо, что ко всему привыкнет.

– После объединения второй лиги она стала значительно более конкурентной. Кто больше всех понравился из второлиговых соперников, а против кого играть было тяжелее всего?

– Я вам скажу, то, что объединили вторую лигу всей страны, в плане логистики – очень тяжело, но в плане уровня – лига стала очень интересной. У нас вообще не было ни одной проходной игры – ни для аутсайдеров, ни для лидеров. Возможно, уже в конце и были такие игры, но когда сезон только начался – темп был просто отличный.

Кого выделить? Могу сказать про свою команду. По моментам мы проиграли только в Кременчуге и Днепродзержинске. Возможно, мы уступали сильным соперникам в опыте, мастерстве, но по передвижениям, по скоростям, по количеству созданных возможностей забить – нет. Вот только в этом и разница между классным, опытным игроком и молодым, начинающим. Юным футболистам нужно по десять моментов создать, чтобы один гол забить. Соперники же нам нередко забивали, имея даже меньше шансов.

– Относительно матча в Днепродзержинске, могу даже не согласиться: один только Пачкория там дважды попадал в каркас ворот Стали…

– Да, не спорю – но при этом лидеры все же больше моментов создали, если брать общую картину. К тому же, в том матче нам сразу семь игроков не могли помочь из числа ведущих. Даже было жаль: мы набрали ход, обыграли таких неплохих соперников, как Оболонь-Бровар и Карловку. Но, к сожалению, дальше были травмы и дисквалификации, как тому же Прокурору несколько необоснованные две желтые дали.

– Состав Скалы производит неоднозначное впечатление: с одной стороны, игроков в заявке много, но при этом опытных – нет совсем. Не хотелось взять нескольких поигравших ребят, или это не вписывалось в клубную философию?

– Я думаю, что и мне, и тем, кто работал в Скале до меня и кто будет после меня, этого бы хотелось. Но никому из нас не удалось переубедить в этом руководство, которое считает, что должны играть молодые ребята, а взрослые не должны преграждать им дорогу. При этом решать задачи – практически невозможно, но мне такая высокая планка даже понравилась. Что делать, когда твои подопечные уступают соперникам в опыте, физической мощи? Надо забрать мяч у соперника, который мощнее тебя. И доказательство правильности нашего пути – в том, что в тех матчах, которые мы провели, мы не пропускали с игры, а скорее со стандартов (12 голов после штрафных, угловых, еще несколько – с пенальти). То есть, по игре мы смогли поставить соперников в неудобное положение, а вот для игры на стандартах еще не хватало ребятам опыта и силы. Работать в Скале было интересно, единственное – чуть бы побольше опытных игроков, да еще селекцию наладить. А вот после зимы руководство вообще запретило смотреть мне футболистов, и если до зимы у нас команда в среднем была 1994 года рождения, то весной – уже 1996-го. Это даже младше Шахтера-3!

– Вместе с вами в команду пришла группа днепропетровской молодежи. Каково их будущее в этой команде?

– Два молодых парня сразу после меня уехали, Прокурор расторг контракт – у него травма, нужно подлечиться. Остальные все остались. Что в Скале хорошо – она как семейная команда. Все три соучредителя всех ребят знают, даже можно сказать, их любят. К футболистам отношение хорошее.

– Что скажете о Скале как клубе?

– Только самое хорошее. Я знаю практически всю Украину футбольную, работал также за границей. 15 лет был тренером в детских командах (в основном – в академии Днепра). Половина второй лиги – мои воспитанники, на секундочку. Чеботарев и Мироненко – в Славутиче, Иванов и Логинов – в Кремне, в перволиговом Титане – А.Кравченко. Зная условия в академии Днепра, Металлиста, Шахтера – я могу сказать, что академия Скалы может конкурировать даже с Шахтером, а учитывая качество воздуха, природу Моршина – то возможности для подготовки молодых футболистов тут даже получше.

– У Скалы перспективная ниша – это одна из немногих команд, которые пытаются готовить молодежь на полной талантами западной Украине…

– О чем я и говорю – единственное, селекция должна быть получше. Да, есть там ребята из восточного региона, донецкого края, запорожского. Но на западной Украине есть бренды – Карпаты, Волынь, и условия для работы там хуже. А в Скале молодцы руководители, что всё это так досконально делают. Нужно работать только над селекцией и тренерским составом.

Я говорил руководству: понятно, что там из Премьер-лиги или молодежной сборной Украины не возьмем ребят, но есть сильный чемпионат Львовской области. Не надо много игроков – пару тех, кому уже за 20 лет, взять. Они своим примером могли бы подтянуть молодежь. Вот я занимался в Днепре у великого Ветрогонова – у нас была отличная команда с Полуниным, Дирявкой. Но мы многого не умели – когда я попал в дубль Днепра, я квадратными глазами смотрел, как Тищенко делает подкаты, как у Тарана нельзя мяч отобрать. Есть вещи, которых тренер на словах не научит – их надо на чьем-то живом примере постигать на тренировках и в матчах.

– Чемпионат Львовской области по именам выглядит очень интересно. Говорят, это одна из лучших региональных лиг нашей страны…

– Ну, опять-таки, мне есть с чем сравнивать – я сейчас пока не работаю на профессиональном уровне, тренирую команду чемпионата Днепропетровской области – Олимпик (Петриковка), которая идет на первом месте. Играют, в основном, опытные ребята, которым под 30 – отдушина для меня, хотя бы после угловых не пропускаю:)

То есть, если сравнивать Львовщину с Днепропетровщиной, могу отметить, что и в моей области есть команды с опытными игроками, но на Львовщине есть Рух (Вынныки). По моему мнению, эта команда сильнее даже большинства второлиговых клубов. Это команда уровня первой лиги. А все остальные можно сопоставить с командами футбольной Днепропетровской области.

Есть и еще одна особенность: практически у каждой команды на Львовщине хорошие условия и большая атмосфера. Помню, Скала-2 играла в Самборе – там 3 тысячи зрителей пришло. Даже в первой лиге столько людей не ходит!

– Вы, как выходец из восточной Украины, смогли адаптироваться к западноукраинскому футболу и способу жизни?

– Ну, мне многое пришлось повидать: я играл в Киргизии, как тренер, работал в Молдове. Да и по Украине везде побывал. Могу сказать, что нормальные люди везде сойдутся. Вот была просьба от руководства, чтобы я интервью давал по-украински. Нет проблем: я и раньше знал украинский язык, а уже через пару месяцев даже местному телевидению комментарии давал по-украински. И с украиноязычными игроками без проблем проводил установки и индивидуальные беседы. Тренер и должен так разговаривать (и иностранные специалисты, которые годами работают в отечественном чемпионате, тоже… – Football.ua.). Я вот могу еще разговаривать на английском, в академии в Днепре с испанцами общались.

В Скале очень человечные люди в руководстве – Кмить, Билас, Чихрадзе, Леся Кравчук, Ольберт. Все те люди, с которыми я по работе пересекался, кто были со мной, замечательные. Я ушел оттуда без скандала с хорошими отношениями.

– Если позволите, пройдемся по персоналиям. В Скале так и не определились с основным вратарем: поочередно играли то Рыльский, то Данкович…

– Ну, учитывая наше положение, что мы уже ни на что не претендовали, этих ребят примерно одинаково класса мы ставили, чтобы они не сидели, «протирая штаны». Подбирая, конечно, под необходимые задачи. Если нам нужно было держать мяч – я ставил Данковича, потому что он лучше всех вратарей второй лиги играет ногами. Может, даже на уровне высших лиг. Это конкретный последний защитник у нас, единственное – ему ростика не хватает, чтобы играть на высшем уровне. Рыльский играет немного лучше на выходах, но ногами – похуже. А так – это неплохие вратари, которым еще нужно набираться опыта и расти, а там, даст Бог, поиграют и на высшем уровне.

– Оборону постоянно приходилось перестраивать: то Козак ушел, позже – Дмитренко. Приходилось и других ребят чередовать по причине травм и дисквалификаций. Эти изменения влияли на результат?

– Да, было такое. Когда я пришел в команду, в Скале был 41 человек. Ребят с академии подтягивали, приходилось со всем этим разбираться. В других командах ребята 1993 года рождения выходят на замены еще только, у нас на них уже приходилось возлагать бремя лидерства. А они еще психологически, физически к этому не готовы! Во время перерывов мы сумели взять несколько молодых ребят, но не всегда удавалось попасть «в яблочко». Тот же Махлоев выделялся ростом, но по ходу сезона были «пенки» – не подошел нам немного.

– Помнится, этого парная как-то даже переводили в нападение – наверное, не от хорошей жизни, а из-за травм впереди…

– Могу сказать так. В тех шести матчах, когда мы добивались успеха, у нас был Прокурор на поле. Он поопытнее остальных, мог мяч придержать, повести ребят вперед. Жаль, здоровье ему не помогло, но по уровню своему – это игрок выше второй лиги.

– Как влились в коллектив грузины?

– Пачкория уже был до меня, Арвеладзе я привез. Дима, конечно, обрадовался приезду Левана, что их стало двое земляков. Ребята они талантливые, приятно было с ними работать. Могу сказать, что Арвеладзе и Цюцюра – это две «золотые рыбки» команды.

– Жаль только, что тому же Цюцюре тоже помешали травмы…

– Да, причем, все с пустяка началось. У него болел локоть, врачи сказали, что на восстановление уйдет три дня. Но когда началось, это все затянулось на полтора месяца. Если до того он забил семь мячей, то после травмы, практически не тренируясь, вообще ни одного! Я показывал ребятам: у человека за 20 игр 100 с лишним моментов, а забил семь! Это говорит о потенциале, он талантливый, великолепно открывается. Но нужно еще над ним работать.

– С того, что приходилось видеть, вам немного не повезло дождаться поколения 1996 года с Квичем, Мысем.

– Да, там отличные ребята. Лучший там вообще Ныстырюк, о котором никто не говорит и в сборные его не вызывают. Очень и очень талантливый опорник. Будет нормально над собой работать – вырастет в хорошего мастера.

– Среди самых приятных воспоминаний о сезоне у Скалы – это победа над Миром. За счет чего удалось разгромить тогдашнего лидера?

– Мы по игре практически никому не проигрывали, просто в Горностаевке сошлись так звезды, что мы реализовали свои шансы. У нас также очень хорошие игры были с Шахтером-3, но им чуть больше повезло. С Горняком-Спортом тоже – они-то нас поиграли, но если смотреть игру, то спросите, легко ли нас было нас обыграть.

– Кубковый матч против перволиговой Полтавы запомнился вам особенно, или же эта команда на уровне лидеров второй лиги?

– Вы знаете, у нас нередко так бывало, что уходим на перерыв, и в соседской раздевалке тренеры орут: «Как вы играете? Вас дети отвозили!» Вот и с Полтавой так было. Представьте себе голос Ильи Близнюка. И хотя моменты у нас были, мы в итоге проиграли.

– Зато с Волынью звезды сошлись, и вы обыграли премьер-лиговцев. Говорят, после того матча Кварцяный в больницу угодил…

– Да нет, уже не было тогда Виталия Владимировича на игре. Нам подали 27 угловых, мы со своей штрафной не выходили. Отбились и на контратаке забили – это футбол.

– Что вам понравилось в украинской второй лиге, а что нет? Даже если сравнивать с Молдовой, где вы работали раньше?

– Могу сказать, что уровень футбола в Украине хороший. Я работал в Молдове в высшей лиге – так вот, команды нижней части их таблицы на уровне нашей второй лиги, а верхней – на уровне первой. То есть, приятно, что наша вторая лига держит марку и на уровне многих соседних стран выглядит настолько конкурентно. Наша вторая лига после объединения даже поинтереснее, но есть минус – разъезды, но учитывая интерес, и они забываются. Если честно, я большой разницы между второй лигой и первой не заметил, и это доказывают игры Тернополя против Черноморца и Славутича против Шахтера. Радует, что уровень у нас хороший, но как поднять интерес?

– Сейчас вы в творческом отпуске на всеукраинском уровне. Но что дальше? Какой проект вам был бы интересен на профессиональном уровне?

– Ну, меня Скала «выцепила», зная, сколько лет я отработал в детско-юношеском футболе. Если вспомнить то время, когда я работал с Ветрогоновым, то я еще поколение Сережи Назаренко зацепил. Поэтому я достаточно много на детской ниве поработал. И в Молдову меня приглашали потому, что там команда молодая. Но я посмотрел – а там ребята по 22 года. В таком возрасте Боруссия уже чего добивалась!

Могу сказать, что тяжело морально работать, когда у тебя ребята U-19 играют на взрослом уровне. Когда идут поражения, то вы с руководством начинаете сомневаться, что что-то не так делается. А оно-то делается все правильно, лишь только надо это совмещать и усиливать команду опытными игроками.

Где хотелось бы поработать? В такой команде, которая уже играет, как говорится, «на табло» – на результат. Морально я к этому готов. Хочется, чтобы не только тренер работал на результат, а и все составляющие клуба. Потому что тренер – это только винтик, и когда все в клубе налажено, он даст результат.

– Напоследок хотелось бы услышать, кто вам больше всего понравился среди футболистов, тренеров и команд?

– По игре мне Горняк-Спорт импонировал, могу отметить и Сталь из Днепродзержинска. Добавил бы сюда еще и Кремень. У каждой из этих команд есть свой почерк. Что касается ФК Тернополь, то эта команда заслуживает уважения, у нее есть своя философия. Они быстро достают мяч в чужую штрафную и создают много моментов. Правда, когда соперник приезжает – поле не укатывают, чтобы мяч дробил. В этом своя прелесть:) Поэтому за счет тактики я бы выделил Василия Ивегеша: мы, тренеры, друг друга копируем, учимся друг у друга, а вот он смотрит на футбол под своим углом, и это заставило меня где-то пересмотреть свои взгляды. А лучшим игроком назову все же Васю Цюцюру. Он уже не мой игрок, я не тренер этой команды, но назову его одним из самых талантливых игроков второй лиги. Пусть это будет неким авансом, чтобы он дальше рос и развивался.

Артур Валерко, Football.ua.