В одном из первых интервью в качестве менеджера Челси Андре Виллаш-Боаш заявил, что хочет не просто побеждать с новой командой, «а побеждать стильно»: «Потому что все любят атакующий футбол».

Зрелище или результат – это одно из самых неразрешимых противоречий футбола. Некоторые ставят во главу угла удовольствие, получаемое от самой игры, и для них победа – не самое важное. Другие ради победы готовы терпеть что угодно, лишь бы после финального свистка вписать вожделенные очки в таблицу. Но есть те, кто пытается совместить и то, и другое, результат и стиль. Ведь на самом деле желание творить и самовыражаться на поле вовсе не обязательно требует быть при этом гедонистом и не стремиться к победе.

До появления Романа Абрамовича, а если быть точным – Жозе Моуриньо, самой успешной эпохой в истории Челси был период с середины 1960-х и до начала 1970-х. Современный Челси выиграл больше, но результаты той команды тоже заслуживают уважения. В конце концов Челси дважды набирал больше очков, чем в чемпионском сезоне 1954/55, но оставался при этом третьим. Однако не только в набранных очках и выигранных трофеях дело. Тот Челси, известный сначала как «маленькие бриллианты», а затем как «короли с улицы Короля», завораживал индивидуальным мастерством своих игроков. Пластичные и эффектные броски вратаря Питера Бонетти, изысканный дриблинг Чарли Кука, непредсказуемая изобретательность Алана Хадсона – все они вошли в золотой фонд английского футбола уже тогда, но даже в этом ряду ярких исполнителей особенно выделялся Питер Осгуд, «урожденный король Стамфорд Бридж», как пели о нем болельщики.

«Осси был идеальным шоуменом, - утверждает Алан Хадсон. – Он был уверен, что зрители приходят на стадион специально, чтобы посмотреть на него, и, по крайней мере, в половине случаев так и было. Выходя на поле, всем своим видом он будто обращался к трибунам – мол, сегодня я покажу вам нечто новенькое».

Осгуд быстро завоевал расположение болельщиков, а иначе и не могло быть. Высокий, но при этом быстрый и великолепно координированный, Осси мог бы стать своим даже в балетной труппе, однако он выбрал футбол. В основе его игры лежало безукоризненное умение работать с мячом, он отличался превосходным первым касанием, здорово видел поле и не боялся принимать смелые решения. «Питер не был классическим английским центрфорвардом, - пишет историк Челси Клайв Батти, - но при этом он имел все положенные для форварда такого типа атрибуты: был хорош в воздухе, физически крепок и обладал мощным ударом с двух ног. Он покорил тем, что почти каждый забитый им гол становился украшением матча – это мог быть либо выверенный удар с лета, либо удар в падении головой или же гол, забитый вследствие сольного прохода, когда пара защитников обязательно оказывалась на газоне».

Появление Осси на авансцене английского футбола стало настолько стремительным и эффектным, что породило столько же критиков, сколько и сторонников. «Так получилось, что когда я забивал первые голы, это каждый раз был великий гол, и потому сомневающиеся твердили: «везунчик», «он долго не продержится». Было неприятно», - признавался Осгуд. Впрочем, это не могло поколебать уверенности Питера в собственных силах. Главное, что он перенял за время работы с менеджером Челси Томми Дохерти, – невероятная уверенность в собственных силах. Это было полезное качество для молодого человека, который уже почти распрощался с мечтой стать футболистом.

Сын каменщика из Виндзора, он был капитан команды школьников Беркшира, однако во время просмотра в Рэдинге не смог произвести впечатление. Потому, когда Питер получил письмо с приглашением пройти просмотр в Арсенале, он просто разорвал его: «Это было похоже на дурную шутку – как может Арсенал заинтересоваться игроком, который не подошел даже Рэдингу?!» Выручил его дядя, написавший Дохерти очень убедительное письмо. Осси был приглашен в Челси в качестве любителя, но уже три месяца спустя имел на руках полноценный контракт. В декабре 1964 года Питер дебютировал в первой команде, забив оба гола в матче Кубка Лиги с Уоркингтоном, а в конце сезона Осгуд отправился с Челси в турне по Австралии. Дохерти быстро разглядел его потенциал: «Он был великолепно подготовлен технически, имел футбольные мозги, превосходно видел поле и был постоянно нацелен на ворота. Питер умел одним движением плеч оставить защитника в дураках, а его способность приручить мяч даже на самом тяжелом поле вкупе с талантом атаковать из глубины ставили его в один ряд с самыми сильными мастерами».

Тогда кумиром Стамфорда был центральный нападающий Барри Бриджес, выступавший в сборной Англии. Он демонстрировал приличную результативность, но, как оказалось, Дохерти был невысокого мнения о нем: «Ничего особенного в нем не было, а мазал он гораздо чаще, чем забивал». В октябре 1965 года менеджер заявил, что Осгуд получит десять матчей подряд, вне зависимости от уровня игры. Это был смелый поступок даже для Дохерти, который за считанные годы построил прекрасную молодую команду, сумевшую вернуться в первый дивизион и в сезоне 1964/65 занять третье место. Осси оправдал доверие, невзирая на весьма настороженное поначалу отношение публики, и Бриджес вскоре отбыл в Бирмингем.

Уже в январе 1966 года The Times писала об Осгуде, как о «Хидегкути Западного Лондона». Питер действовал из глубины, в роли оттянутого центрального нападающего. Впоследствии Дохерти признавался, что видел в Осси не нового Хидегкути или Ди Стефано, он хотел, чтобы тот действовал в качестве либеро так, как вскоре заиграл Кайзер Франц Беккенбауэр. Алан Хадсон считает, что Питер не очень подходил на роль игрока в середине поля из-за своего высокого роста, но, пересматривая сегодня записи матчей тех лет, можно понять замысел менеджера. Осгуд умел читать игру, умел увидеть наиболее острое продолжение атаки, при этом постоянно был нацелен на ворота соперника. Его гол, забитый в ворота Бернли после слаломного прохода через болота мимо четырех защитников, в стремительно набирающую популярность программу Match of the Day не попал (глава Бернли Боб Лорд выступал убежденным противником телевизионных трансляций), но зато вся страна видела похожий рывок через все поле в кубковом поединке на Анфилде. Он не закончился взятием ворот, но ему хотелось аплодировать, как ранее поступил страж ворот Бернли Адам Блэклоу. Шикарный гол, забитый в матче Кубка ярмарок в ворота Милана, победный мяч в матче с Мюнхеном – все это способствовало мгновенной славе Осси, который оказался в расширенном списке из сорока претендентов на участие в домашнем чемпионате мира.

На старте сезона 1966/67 Осгуд отличился шестью забитыми мячами в десяти матчах, а Челси захватил лидерство в первом дивизионе. Но в октябре «медовый месяц» для Осси завершился тяжелым переломом ноги в единоборстве с Эмлином Хьюзом из Блэкпула, будущей легендой Ливерпуля. Питер до конца сезона так и не вышел на поле, а Челси финишировал на девятом месте – худший показатель для команды того периода. Томми Дохерти убежден – если бы Осгуд улизнул от борьбы с Хьюзом, Челси имел бы превосходные шансы на чемпионство. На Осси уже тогда начинали охоту защитники, но он не собирался прятаться от них, наоборот, он принимал вызов, пытаясь доказать, что и в этом компоненте он никому спуску не даст. В случае с Хьюзом то была обычная борьба с равными шансами, и Питеру не повезло. Он не спорил, когда ему говорили, что после травмы он вернулся другим игроком – пропала резкость и маневренность, теперь ему было непросто выполнять те функции, что закладывал в него Дохерти, и он стал «просто центральным нападающим».

Впрочем, именно в этом качестве Осгуд был нужен Дэйву Секстону, который стал менеджером Челси осенью 1967-го после конфликта Дохерти с руководство клуба. «Волшебник штрафной площадки» больше соответствовал игровой модели Секстона, хотя он нередко продолжал ставить Питера в полузащите. Но Осси нравилось быть нападающим, забивать голы, творить голы – это то, что получалось у него лучше всего. Для Челси Секстона и для Осгуда без сомнения лучшим стал сезон 1969/70. Команда снова финишировала третьей, а также завоевала первый в своей истории Кубок Англии, одолев в эпическом финале из двух частей Лидс Дона Риви. Осси забивал во всех раундах того турнира.

В феврале 1970 года состоялся долгожданный дебют Осгуда в сборной Англии.

Как и у прочих английских mavericks, отношения Осси с сэром Альфом Рэмси складывались непросто. Питер был фаворитом прессы, а наставник сборной Англии разделял мнение тех, кто считал, что Осгуд «не сделает пяти шагов за мячом, но рванет за пятьдесят метров, чтобы подраться». Возможности форварда Челси, конечно же, были хорошо известны Рэмси, который, кроме национальной команды, занимался и командой U-23. В сезоне 1969/70 Осгуд забил три мяча в трех матчах за молодежку, и получил вызов на товарищеский матч с Бельгией. Он понравился и попал в заявку на ЧМ-70, хотя накануне турнира в вышедшей автобиографии был не очень-то сдержан, когда говорил о сэре Альфе.

Готовясь к турниру в Мексике, Осси чувствовал себя превосходно. Он играл в лучший футбол в своей жизни и был готов продемонстрировать это всему миру, а не только Стамфорду: «Почти во всех матчах на тренировках я играл за команду А, но, выйдя за второй состав, легко забил два мяча в ворота Гордона Бэнкса». В стартовом поединке с Румынией Питер хорошо вошел в игру со скамейки запасных. Следующим соперником была Бразилия, сыграть с которой мечтал каждый. Бобби Мур, с симпатией относившийся к Осгуду, по секрету шепнул, что «Альф очень тобой доволен и включит в стартовый состав». Перед тренировкой Рэмси сообщил, что с первых минут против бразильцев выйдут те, кто заканчивал матч с румынами. Обезумевший от счастья Осси носился на тренировке как дьявол, но потом Рэмси собрал команду еще раз и начал обсуждать с игроками их задачу на матч с Бразилией. Обратившись к Фрэнсису Ли, он стал давать советы по поводу действий против бразильских защитников. Бобби Мур решил поправить наставника: «Извини, Альф, ты общаешься с Фрэнсисом, но Осси вышел вместо него и заканчивал матч с Румынией». Рэмси обернулся к Питеру и произнес: «Я так виноват, Осси, но я хотел сказать, что начинать матч с Бразилией будут те, кто начинал матч первого тура». Более того, Осгуда не оказалось даже среди пяти запасных! Не в характере Питера было прощать подобное отношение и он до конца дней своих был уверен, что Рэмси поступил так нарочно. Хотя впоследствии он высказывался немного спокойнее: «Просто у него, как и у любого наставника, было свое видение команды, и я под него не подходил».

Наверное, это ближе к истинной причине того, что Осгуд сыграл за сборную Англии только четыре матча, а вовсе не его самоволка перед тем матчем с Бразилией. Тогда Питер отправился топить грусть в мексиканских барах, а когда утром не вышел на тренировку, к нему в номер постучался Рэмси. «Проваливай отсюда! Нам не о чем говорить, ты унизил меня перед всей командой, потому просто оставь меня в покое».

Пьяный загул был вполне в духе Осгуда и того Челси. Кингз Роуд считалась самым модным местом Лондона, и игроки Челси были там футбольными королями. Вино, свободная любовь, стильная одежда, богемные тусовки, звездные подружки – Осгуд охотно причастился к этой жизни. «Бешеный ритм подходил мне идеально, ведь в противном случае я очень быстро начинал скучать. Наверное, поэтому я был женат трижды», - говорил Питер. Послематчевые посиделки всей командой с болельщиками в одном из пабов близ Стамфорда, равно как и бутылка виски в раздевалке перед матчем – все это придавало той эпохе особый колорит, вскоре, однако, утраченный.

В 1971 году Челси выиграл Кубок кубков, обыграв в финале Реал, но результаты становились все хуже, и Дэйв Секстон начал наступление на разгульный образ жизни. Осгуд оказался одним из самых яростных бунтарей, и в марте 1974 года стал игроком Саутгемптона. Он провел там три счастливых года, выиграл Кубок Англии еще раз, а в лице наставника Лори Макменеми нашел идеального тренера. «Если бы он тренировал сборную, у меня было бы кепок шестьдесят, не меньше», - уверенно заявлял Осси.

В 1978 году Осгуд вернулся в Челси, но то уже был другой Челси и другой Осси. Клуб оказался в жестоком финансовом кризисе, а магия игры Питера уже испарилась. Но он был все тем же любимцем простых болельщиков. Кен Бейтс запрещал ему появляться на Стамфорд Бридж, боясь, видимо, именно этой популярности. Впрочем, он был один такой. Открытый и веселый Осси был готов, как и раньше, общаться и с простыми смертными, и с самыми богатыми людьми мира. Роман Абрамович вернул легенду на Стамфорд, и Осгуд с удовольствием играл специальную роль гостеприимного хозяина в день матчей, встречая гостей и участвуя в разного рода акциях. Он даже появился в эпизодической роли в фильме «Фабрика футбола», где сыграл самого себя, выпустил автобиографию, был полон сил и все того же юношеского задора, что и осенью 1965-го, когда начинал стремительное покорение публики. Потому его скоропостижная смерть 1 марта 2006 года от сердечного приступа стала неожиданностью.

Урна с прахом Питер Осгуда, «урожденного короля Стамфорд Бридж», захоронена под одиннадцатиметровой отметкой напротив культовой трибуны Шед.

Out from the Shed came a rising young star
Scoring past Pat Jennings from near and from far
And the Chelsea won as we all knew they would
And the star of the team was Peter Osgood.
Osgood, Osgood, Osgood, Osgood,
Born is the king of Stamford Bridge



Алексей Иванов, специально для Бей-беги