Часть 1

Есть подозрение, что Аталанта возымела славу Клондайка молодых талантов еще и потому, что раскрыла потенциал многих молодых игроков не из числа воспитанников клуба. Пускай Филиппо Индзаги и является птенцом Пьяченцы, но Индзаги как звезду воспитала именно Аталанта. Точнее даже не воспитала, а слепила. За один сезон. Еще летом 1996 года Индзаги был перспективным форвардом молодежной сборной Италии, а спустя сезон Пиппо, наклепавшего 24 гола в 33 играх и приобретшего приставку Супер, купил Ювентус.

За год до того, как поднять на новый уровень талант Филиппо Индзаги, бергамский клуб озвездил одного из лучших его друзей – Кристиана Виери. В сезоне 1994/95 Бобо неплохо проявил себя, выступая в Серии В за Венецию, а спустя год Кристиан играл в Аталанте, забивая в среднем по голу почти в каждом втором матче. В 1996 году Виери отправился в Ювентус, чтобы проторить туда дорожку для Индзаги, который в то время как раз подписывал контракт с Аталантой.

Расцвет Виери в Аталанте, правда, принято связывать скорее не с самим клубом, а с персоной тогдашнего алленаторе бергамаски. Под руководством Эмильяно Мондонико Бобо делал свои первые шаги во взрослом футболе, выступая за Торино. Будучи на редкость деревянным, Кристиан считался худшим футболистом Торо, и в свое время от решения уйти из команды его отговорил именно Мондонико: "Да, это правда, что ты хуже всех. Но в понимании этого твоя сила – ты будешь становиться только лучше. Хуже-то все равно уже некуда…"

Своеобразная поддержка Мондонико сыграла свою роль и в Аталанте. Но и сам бергамский клуб, похоже, стал родным для Кристиана. Иначе бы он дважды не возвращался в Аталанту  на закате карьеры. Увы, история отношений Бобо с бергамаски не закончилась хэппи-эндом. В 2006 году, подписав контракт на год с Аталантой, Бобо большую часть сезона залечивал старую травму. Руководство и болельщики терпеливо ждали, когда Кристиан вновь сможет выйти на поле. Наконец, в апреле долгожданное событие произошло: Кристиан дебютировал за новую/старую команду. А вскоре и забил свой первый гол за длительное время, вколотив мяч в ворота Сиены метров с сорока.

Виери сыграл в том сезоне всего два матча и забил два гола, но главное – он набрал хорошую форму и сможет в дальнейшем приносить пользу команде. Так ведь? Ничего подобного! Летом Бобо решил не продлевать контракт с бергамским клубом, а отправился в Фиорентину. Уже спустя сезон Кристиан вновь вернулся в Бергамо, чтобы закончить здесь карьеру, но тифози Аталанты не простили Бобо прошлогоднего поступка: последний для Кристиана-футболиста чемпионат 2008/09 Виери не доиграл прежде всего из-за освистывающих его трибун.

И это при том, что у Аталанты едва ли не самые лояльные и снисходительные болельщики! Пожалуй, самое подходящее слово для того, чтобы охарактеризовать тифозерию Аталанты - душевная. Фаны Аталанты болеют очень эмоционально, но вместе с тем не сходят с ума, как это делает определенный контингент болельщиков многих итальянских клубов. И перепадами настроения они тоже не страдают. Для нынешнего кальчо очень характерна ситуация, когда тифози молчат большую часть матча и лишь после того, когда их команда забьет гол, начинают гудеть минут 10-15. Или, наоборот, освистывают не приглянувшихся игроков, если команда действует плохо. В Аталанте же болеют ровно, не ударяясь в крайности.
   
Быть может, как раз в тифози кроется секрет бергамаски: очень уж многие игроки открывались в Аталанте, демонстрируя здесь такой футбол, как нигде больше. Вспомнить лишь Клаудио Каниджу, партнера Диего Марадоны в атаке сборной Аргентины. В Аталанте, вне всякого сомнения, он провел лучшие годы своей карьеры. Или Никола Вентола. Вечный талант, перейдя в двадцатилетнем возрасте в Интер, провел лишь один сезон на уровне своего потенциала – чемпионат 2000/01, когда его отдали в аренду Аталанте. Быть может, именно поэтому Никола, спустя четыре года уже лишившийся всяких амбиций, решил надолго осесть именно в Бергамо. Кстати, вернувшись в Аталанту, форвард проявлял себя очень неплохо. Пускай и на уровне Серии В.

Интересно, что в Бергамо сумели заблистать несколько футболистов, до этого выступавших менее ярко в другой колыбели талантов – Брешии. Здесь можно привести пример Маурицио Ганца. В составе рондинелле он был просто хорошим молодым форвардом, а в Аталанте превратился в матерого голеадора, перебравшегося в Интер, а затем – в Милан. Интересно, что своего сына Маурицио отдал в детско-юношескую секцию Милана, а не Аталанты. Теперь 17-летний Симоне Андреа Ганц – одна из надежд россо-нери.

Но самое яркое открытие Аталанты – это все-таки Кристиано Дони. Футболист, не сумевший раскрыться в Брешии, но ставший лучшим бомбардиром, да и вообще – игроком за всю историю бергамаски. А еще он – бывший футболист Скуадры Адзурри и участник чемпионата мира!

В свое время талант Дони проморгали многие клубы. Будучи коренным римлянином, он никогда не числился ни в секции Ромы, ни в Лацио. Как футболист воспитывался в Вероне, причем не в главном местном клубе, а в неком Crazy Colombo. Кристиано считается воспитанником Модены, самыми известными питомцами которой за последние пару десятилетий являются два игрока с похожими фамилиями, но различными судьбами и стилем игры – Дони и Тони.

И напоследок отметим один интересный момент. Помимо Индзаги все футболисты, упомянутые в этой части материала (Дони, Ганц, Каниджа, Виери и Вентола), в свое время покидали Аталанту, чтобы затем вернуться в Бергамо. Чем не доказательство неповторимого шарма этой команды?
   
Сложно понять секреты кухни детско-юношеской школы Аталанты, не поварившись в ней. Тем более что каждый хороший повар обычно скрывает свои лучшие рецепты. Поэтому мы не будем рассказывать о функционировании бергамского питомника, делая вид, что нашли ключ ото всех дверей. И все же, некоторые интересные подробности поведаем.

Если ознакомиться с политикой vivaio Аталанты, то создается впечатление, что детско-юношеская секция бергамаски - организация не только спортивная, но и социальная. То есть ребятам, которые приходят заниматься в местную футбольную секцию, не начинают говорить о том, что они обязаны становиться чемпионами, а самое главное для них – победа в каждом матче. Футбол в Аталанте рассматривают как занятие, которое способствует формированию личности и характера. Главное для юных футболистов из Бергамо – получать удовольствие от игры, постоянно прогрессировать и выделять футболу определенное место в жизни, не забывая про школу и развлечения. Если у тебя получится стать профессиональным футболистом – супер, просто замечательно. Но необходимо всегда твердо стоять обеими ногами на земле.

К подбору детей в Аталанте подходят очень демократично. Здесь игроков не отбраковывают с формулировками "хилый", "медленный" и т.д. Считается, что у каждого футболиста должна быть своя изюминка, которая поможет ему стать в будущем хорошим спортсменом: скорость, футбольный интеллект, атлетические данные либо же характер. Один из постулатов vivaio Аталанты гласит: "Возьмите атлета для того, чтоб сделать из него футболиста. Или же возьмите футболиста для того, чтобы сделать из него атлета".

При всем при этом питомник команды из Бергамо – очень серьезная организация, на содержание которой ежегодно уходит около двух миллионов евро. У Аталанты имеется более пятидесяти скаутов (для сравнения: у команд подобного уровня вроде Эмполи, Модены или Бари таких скаутов обычно десяток-полтора), которые ищут талантов в возрасте 9-12 лет в провинции Бергамо и по Ломбардии. Несколько скаутов ездят по всей Италии.

Что касается ребят постарше, то их уже не ищут по школам и дворам, а берут из детско-юношеских команд. У Аталанты налажены отличные отношения со многими маленькими клубами провинции Бергамо. Пожалуй, самый большой из фарм-клубов Аталанты – команда Альбинолеффе, играющая в Серии В. Сейчас пропасть в классе между двумя этими клубами не такая разительная, какой была еще несколько лет тому назад, но раньше нерадзурри частенько отдавали в Альбинолеффе молодых игроков примаверы, чтобы те набрались опыта, играя на профессиональном уровне.

Нынче наблюдаются другая тенденция: многие воспитанники Аталанты, изрядно поколесив по Италии, находят себе пристанище в Альбинолеффе. Два года тому назад, в сезоне 2007/08, список воспитанников Аталанты в составе Альбинолеффе выглядел действительно впечатляюще – девять человек! Даже в самой Аталанте в том сезоне играло меньше своих воспитанников - всего пятеро.

Пожалуй, этот любопытный момент может быть связан с тем, что даже спустя годы Аталанта полностью не теряет контакт со своими футболистами. Здесь можно привести пример Ивана Пелиццоли, не закрепившегося в основе московского Локомотива. Почему-то прошлым летом в аренду его захотел взять именно Альбинолеффе, и теперь, когда Иван вновь набрал хорошую форму и лучше себя чувствует психологически, его трансфер хочет выкупить Аталанта.

Методы работы Аталанты не могут не вызывать симпатию. Забота о подрастающем поколении, поддерживание дружеских отношений с воспитанниками клуба – все это прекрасно. Но если раньше подобные методы делали vivaio Аталанты бесспорно лучшим в Италии и одним из лучших в Европе (по некоторым рейтингам он был шестым в мире), то сейчас такие методы устарели. Скаутами, работающими по всей Италии, уже никого не удивишь – те же Интер и Милан регулярно вытаскивают молодых ребят не только из других городов, но и других европейских и даже африканских стран. Отеческое воспитание молодых футболистов – также пережиток прошлого. Очевидно, что Аталанта, которая учит ребят идти по жизни хорошими людьми и не забывать о моральных ценностях, очень проигрывает Барселоне или Реалу, где зеленые юнцы, занимающиеся в местных секциях, тренируются и играют так, словно от этого зависит их жизнь. Если кто-то засомневался в твоей исключительности, то нет сомнения, что из Барсы или Реала тебя в два счета выставят за дверь без возможности поиграть за Альбинолеффе.

Впрочем, в отношениях клубов и футболистов более жесткими стали обе стороны. Наивно полагать, что парень 16-17 лет будет оставаться в Аталанте, а не выберет при первой же возможности секцию гранда. Имена испанских талантов из Барселоны и Реала, по финансовым причинам перебравшимся в английскую Премьер-лигу, думается, у всех на слуху. У Аталанты таковые тоже имеются. Скажем, уже упомянутый Вито Манноне, а также Самуэле Далла Бона, закончивший свое футбольное образование в Челси.

Никто не говорит, что раньше все было хорошо, а нынче футбол очень испортился. Просто он изменился, и Аталанта, увы, оказалась не готова к этим изменениям. Последние достаточно именитые футболисты, вышедшие из питомника Аталанты, - Риккардо Монтоливо и Джампаоло Паццини. Но ведь они дебютировали за взрослую команду Аталанты еще в 2003 году, добрых семь лет тому назад! Да и то их можно посчитать как одного футболиста. Неудивительно, что их называют одним именем – Паццоливо. Как-никак, эти ребята вместе появились в Аталанте, вместе перешли во Фиорентину, да еще и похожи друг на друга.

После Паццоливо из vivaio Аталанты вышел лишь один игрок, которого с натяжкой можно назвать именитым – бывший капитан итальянской молодежки Марко Мотта, выступающий сейчас за Рому.  Но этот защитник в свои 23 года еще далек от того, чтобы утвердиться в статусе действительно классного игрока.

Итак, констатируем такой факт: будь то из-за кризиса кальчо или из-за специфики нового футбольного мира, но питомник Аталанты превратился из золотой футбольной жилы в легенду, в красивый эпизод истории Серии А.  И все же однозначно говорить о том, что vivaio Аталанты пришел в упадок, было бы не совсем правильно. Ведь если бергамаски действительно говорят о том, что желают в первую очередь воспитывать молодых ребят, а не делать из них чемпионов, в Аталанте мало что изменилось. И в вопросе пользы своего vivaio этот клуб по-прежнему может поспорить с Барселоной, Реалом и Аяксом. Все-таки мало кому из ребят, которые проходят через футбольные школы, суждено стать Месси, Раулем или хотя бы Монтоливо с Паццини. Подавляющее большинство воспитанников футбольных школ и секций идет дальше по жизненному пути, забыв о футболе, но помня те ценности, которым их обучили.
 
Петр Чаяло, специально для Calcio dello Stivale