Письмо отчаяния, адресованное болельщиками Портсмута игрокам команды, стало следствием беспорядочного и абсурдного управления клубом людьми, давно отрекшимися от имени Помпеи. Введение в британском клубе администрации теперь не редкость, но если другие с горем пополам выходят из ситуации, то Портсмут в течение последних трех лет попал в немыслимый и где-то даже непонятный круговорот событий, в итоге способный обернуться ликвидацией обладателя Кубка Англии 2008 года.
 
«Когда вы пришли в клуб, вам были даны определенные обещания, вы подписали контракт и, отталкиваясь от него, находитесь в полном праве защищать свои интересы».
 
Красивая и почти сказочная история выхода команды Аврама Гранта, находившейся во внешнем управлении, в финал Кубка Англии – последнее воспоминание о том Портсмуте, клубе Премьер-лиги, отпевание которого состоялось 15 мая 2010 года на Уэмбли. Сменявшие друг друга в роли владельца жулики отправил клуб в Чемпионшип, а воспоминание о славном периоде работы Харри Реднаппа и достигнутые им результаты стали восприниматься как недоразумение, только лишь речь зашла о том, сколь дорого южанам обошлись трансферы будущего наставника Тоттенхэма.
 
Естественно, винить в этой истории Реднаппа не стоит, ибо он, как и приходившие ему на смену тренеры, был лишь пешкой, выполнявшей свои контрактные обязательства вместе с футболистами, также ставшими заложниками внутренних игр руководства, кредиторов и администраторов. Заковыристые схемы с продажей клуба Александром Гайдамаком не сулили Портсмуту ничего хорошего: отказавшись отдавать клуб в руки Али Аль-Фараджа, Гайдамак продал Помпи Сулайману Аль-Фахиму, уже через сорок дней перепродавшему структуру тому же Аль-Фараджу.
 
Аравиец оказался не просто проходимцем – вскоре в среде болельщиков родилось предположение о том, что никакого Аль-Фараджа не существует в природе. Бизнесмен никогда не посещал матчей команды, никто из руководства клуба не имел с ним общих фотографий, а Портсмутом продолжал руководить сохранивший 10% акций Аль-Фахим. История набирала обороты: по ходу сезона 2009/10 всплыла информация об огромных задержках по зарплате внутри клуба, лишенного весной девяти очков в турнирной таблице. Мнение о «несуществующем Аль-Фарадже» было подкреплено появлением в этом закрутившемся сюжете программы «Окна» нового персонажа – гонконгца Балрама Чаинраи, давшего Аль-Фараджу в долг 17 млн фунтов. Разумеется, Балрам никогда в своей жизни не видел Аль-Фараджа.
 
«Мало того, что ваше имя будет вписано золотыми буквами в историю – от решения, которое вы примете, будет зависеть существование клуба со 114-летним прошлым».
 
Как главный кредитор быстро потерпевшего крах владельца, Чанраи занял его место и хитросплетенными путями все-таки вывел Помпею из администрации. Осенью 2010-го, когда команда уже вовсю пылила в Чемпионшипе, Чанраи взял клуб под свое руководство, не планируя, правда, долгосрочного проекта – бизнесмен не скрывал, что его волнует в первую очередь спасение собственных инвестиций, и уже летом он нашел выход в виде нового покупателя. У руля Портсмута стало другое малоизвестное, но крайне сомнительное имя: компания ConvertSportsInitiativesво главе с российским предпринимателем Владимиром Антоновым.
 
Данным обещаниям, а также мечтам о новом стадионе и возвращении в Премьер-лигу не было суждено сбыться: в ноябре литовский банк, принадлежащий Антонову, попал во внешнее управление и, как представители россиянина не открещивались от возможной связи этого события с будущей судьбой Портсмута, клуб вскоре отправился по тому же пути. Огромные долги по зарплате ведущим футболистам, подписанным за огромные деньги, — второй раз в течение двух лет Помпи попали под внешнее управление и лишились очков (десяти), еще до конца сезона оформив свое понижение в классе. На сей раз до Лиги 1.
 
Клуб, не имеющий владельца, оказался в долгу перед рядом кредиторов, проводником между которыми и потенциальными покупателями должен был служить администратор Тревор Берч. Потенциальных кандидатов на покупку клуба оказалось двое – все тот же Чанраи, преследующий свои бизнес-цели, а также объединенный союз болельщиков Портсмута – состоятельные и не очень люди вышли со своим предложением, хотя Берч и склонился к варианту с Чанраи. Впрочем, не это имеет принципиальное значение – никто из возможных владельцев не в состоянии расплатиться по долгам с ведущими игроками клуба и выплачивать их большую по меркам низших дивизионов зарплату в дальнейшем. Берч озвучил простой ультиматум, решение которого легло на его собственные плечи – до 10 августа Портсмут должен либо расплатиться со «звездами», либо отпустить их, сократив зарплатную и кредитную ведомости.
 
«Вы можете спасти клуб, которых для многих из нас не безразличен. Вы можете продемонстрировать, что футболисты – не мелочные и эгоистичные люди, которыми их обычно представляет в наших глазах пресса».
 
С момента объявления Берчем поставленной задачи вопрос перешел в плоскость морали и степени безразличия футболистов. Судя по всему, после оформления сделки Чанраи продаст клуб союзу болельщиков и не станет утруждать себя управлением футбольной структуры, но до тех пор именно болельщики берут на себя роль двигающей спортсменов к подвигу силы. Список игроков, которым следовало подыскать новый клуб до 10 августа, впечатлял: Таль Бен-Хаим, Лиам Лоренс, Хейден Маллинс, Дейв Китсон, Эрик Хусеклепп, Люк Варни, Грег Халфорд, Дэвид Норрис и Нванкво Кану – каждый из списка «высокооплачиваемых» получил шанс либо предстать в образе «белого рыцаря», либо не пойти на уступки принципам и до последнего требовать от клуба выплаты задолженностей. Очевидно, что занятия это бесперспективно – в случае ликвидации игроки останутся ни с чем.
 
Первым на геройство пошел Халфорд, объявивший в Твиттере о своем желании спасти клуб. Полузащитник нашел новое пристанище в Ноттингеме, согласившись на понижение в зарплате, к чему призвал и своих партнеров. На существенные уступки перед личными денежными амбициями пошел и поигравший на уровне Премьер-лиги Хейден Маллинс (он ушел в Бирмингем), а долго державшийся под напором болельщицких просьб Дейв Китсон и вовсе подался в свободные агенты, проявив настоящее спортивное благородство. По его пути пошел и нигериец Нванкво Кану, при том, что легендарный форвард и его адвокат все еще планируют отсудить три миллиона у близкой к ликвидации структуры.
 
Китсон стал последним на данный момент футболистом, расторгнувшим соглашение с Помпеей. За два дня до «дедлайна» на контракте в клубе остаются два «лишних» игрока – Таль Бен-Хаим и Лиам Лоренс. Бен-Хаима, по сути, можно назвать главным персонажем всего процесса, от решения которого в итоге может зависеть судьба славного клуба. 36 тысяч фунтов в неделю: израильтянин является самым высокооплачиваемым футболистом Помпи, и более того – он единственный в нынешнем составе надевал футболку команды на уровне Премьер-лиге. Бен-Хаим перешел в Портсмут еще в августе 2009 года, и за прошедшее с того момента время клуб влез в серьезные долги перед футболистом, не желающим спускать все с рук мошенникам-владельцам и таким же ушлым администраторам. Приходящие на тренировки болельщики и менеджер команды Майкл Апплтон буквально упрашивают Бен-Хаима пойти на уступки, но в бесконечных интервью израильтянин попрекает за ситуацию руководство и отправляет фанам ответную просьбу – не делать из него и партнеров козлов отпущения. Совершенной абсурдности ситуации добавляет имя агента Бен-Хаима, подталкивающего его к такому поведению. Эндрю Андронику работает с защитником не так давно, параллельно совмещая агентскую деятельность с руководством CSI– компанией кредиторов Портсмута, занимающейся вместе с администрацией поиском нового владельца. Имя главного кредитора – Балрам Чанраи. Более выдающийся конфликт интересов придумать сложно, и в попытках понять всю глубину ситуации есть опасность зайти в еще более глухие дебри.
 
«С вашей помощью клуб может быть спасен, а под руководством болельщиков сумеет постепенно прийти в порядок. Мы знаем, что просим вас пойти на огромные жертвы, но без этого изменить ситуацию мы не в силах».
 
Письмо отчаяния болельщиков Портсмута уже сыграло свою роль. За два дня до возможной ликвидации клубу осталось распрощаться с двумя футболистами, после чего у самих болельщиков появится шанс взять контроль над клубом в свои руки. Позиция Бен-Хаима и мотивы Чанраи заставляют насторожиться, но даже если эти дни и не станут для Помпеи последними, в ближайшие годы болельщикам трудно будет избавиться от параноидального чувства тревоги за судьбу любимого клуба.

Иван Громиков, Football.ua