Рубрика Five O`Clock представляет первую часть интервью с менеджером лондонского Челси Жозе Моуриньо.
Подобные рассказы не требует лишних предисловий. Гари Невилл, бывший капитан Манчестер Юнайтед и лучший аналитик британского телевидения, проводит полтора часа в компании самого известного в мире тренера.
Огонь в глазах Жозе Моуриньо не пылал ярче, чем в тот момент, когда мы обсуждали драматичную победу его команды на Анфилде в апреле этого года, которая разрушила надежды Ливерпуля на чемпионство и показала тактические и психологические навыки менеджера Челси во всей красе. Лучшие тренеры опасны, когда ощущают несправедливость. Не загоняйте их в угол. Это был стиль Фергюсона.
В телевизионной студии за девяносто минут до начала матча в тот день я находил признаки того, что Моуриньо и Челси приехали с четкой миссией. В его клубном офисе в Кобэме на этой неделе я проверял эту теорию. Когда он начал отвечать, я увидел, как к нему вернулась решительность, с которой он был в тот потрясающий день. Челси, по его словам, не собирался «играть клоуна» на чужом празднике.
«По ходу прошлого сезона у меня складывалось впечатление, что страна хочет видеть Ливерпуль чемпионом, — начинает он. – Медиа, пресса: все старались для Ливерпуля. Никто не говорил об их привилегированной позиции, потому что они не играли в Лиге чемпионов. Никто много не говорил о массе решений, которые помогли им заработать ключевые, определяющие очки. И мне казалось, что этот день был подготовлен для их праздника».
«Я использовал это в беседе с игроками. Я сказал – нам уготована роль «клоунов», они хотят, чтобы мы были клоунами в их цирке. А Ливерпуль станет чемпионом».
Я прерываю его: «Вы бы с этим не смирились?»
Он ловит меня взглядом: «Нет»
Дело, к слову, не только в этом. Отказавшись перенести игру на день раньше, когда Челси была нужна подготовка к полуфиналу Лиги чемпионов, Ливерпуль мог сыграть против себя, мотивировав футболистов Моуриньо выложиться с дополнительной энергией? Мой собеседник считает именно так.
«Я знаю весь процесс. Мы хотели сыграть на день раньше, потому что в среду нас ждал полуфинал Лиги чемпионов. И я знаю о всех наших шагах, потому что мы в этом вопросе зашли очень далеко. Мы не могли этого принять. Титул был проигран, и мы не могли понять, как английская команда, представляющая Англию в еврокубках, не может сыграть свой матч в субботу».
«Мы далеко пошли в этом деле. Это решение Sky? Мы отправились к ним. Когда те начали говорить, что это решает Премьер-лига, мы отправились к ним. Когда те сказали, что в ответе Ливерпуль, мы тоже пытались разобраться с ними. И все те, кто имеет к этому отношение, — все они были неправы».
«Думаю, если бы мы играли на день раньше, то не проявили бы того духа».
Вау. Вот и ключевая фраза. Случайный воскресный наряд – спортивный костюм и жилетка – небритое лицо. Было ли это частью плана Моуриньо – убаюкать Ливерпуль, а затем накрыть их? Похоже, мои инстинкты меня не подвели.
Здесь я сегодня, если говорить в общих чертах, для того, чтобы узнать о тренерском стиле Моуриньо, о длительности его планов с Челси, о том, будут ли юные английские игроки наконец попадать в стартовый состав и о том, как он оценивает нынешнюю команду на фоне прошлогодней. Радует, что он говорит о «моральной обязанности» заниматься с молодыми английскими талантами.
Когда речь заходит о длительности планов, я спрашиваю, какой будет его реакция, если Челси предложит Жозе шестилетний контракт. «Я подпишу его завтра же. Это то, чего я хочу, — уверяет он. – Я хочу остаться в Челси и в английском футболе, потому что я, на мой взгляд, заслужил это право. Моя жена часто говорит, что я заслуживал право остановиться, когда мне захочется. Она говорит, что я достаточно выиграл, достаточно сделал и создал комфортное положение для семьи. Она говорит, что я заслужил право делать то, что хочу. К сожалению, Челси – не мой клуб. Я завишу от клуба и от результатов».
Мы потратили час и сорок минут, обсуждая это и многое другое. Я начал с напоминания о том, что он впервые серьезно привлек мое внимание, сделав забег у края нашего поля – поля Олд Траффорд, – когда его Порту выбил Манчестер Юнайтед из Лиги чемпионов в 2004 году. Я играл в том матче десятилетней давности, и та игра помогла Моуриньо прийти к победе в турнире и получить приглашение Челси. Хотя он бы достиг вершины в любом случае.
«Когда я вспоминаю об этом, то самое приятное для меня то, что в прошлом году я сделал то же самое, — говорит он. – Значит, это не была выходка молодого тренера, это не исходило от того, кто считает, что этот момент принадлежит ему, и он изменит свою карьеру. В прошлом году я сделал то же самое в матче с ПСЖ и, надеюсь, сделаю снова в этом году. Это часть меня. Часть, в которой я не всегда контролирую эмоции, не всегда контролирую счастье».
«Возвращаясь к той игре, думаю, что я к тому моменту уже наладил контакт для отъезда из Португалии. Интерес Челси появился не из-за той игры, я уже был в поле зрения».
Страсть – большая часть образа Моуриньо, и, оглядываясь на другой этап его карьеры, работу помощником сэра Бобби Робсона в Барселоне, он вспоминает, как они шутили насчет фразы, которую его наставник взял у Кобболдов (эксцентричные владельцы Ипсвича – прим. Football.ua) в Ипсвиче. «Бобби Робсон любил повторять – а я с ним не соглашался – что, проиграв матч, не нужно расстраиваться, просто подумай, что в этот же момент в другой раздевалке ребята, которые счастливы. Не расстраивайся, жизнь на этом не заканчивается». Рассказывая историю, он делает комичное лицо и издает неистовые звуки.
По его словам, в собственной карьере он научился «уважать парня, который заслужил победу», и приводит пример Кристал Пэлас, нанесшего Челси ключевое поражение на Селхерст Парк в марте этого года. «Я хотел убить своих игроков. Но Пэлас были великолепны. И они нуждались в этих очках, чтобы выжить. Посему, будучи расстроенным, я был достаточно зрел, чтобы сказать – эй, эти ребята были великолепны, они все сделали хорошо. Я поздравил каждого игрока Пэлас лично».
С тех пор Челси поднялся на ступень выше, подписав в числе других Диего Косту и Сеска Фабрегаса. Так что это мой шанс поставить вопрос: доверяет ли он своей команде на Селхерст Парк на этот раз?
Он говорит: «Да, конечно. В прошлом году я думал, что мы можем выиграть чемпионат, но пока не готовы справляться с таким давлением».
Почему?
«Потому что в команде мы были ограничены в некоторых аспектах – тактических качествах, технических качествах, и прекрасно об этом знали. Мой стиль управления – это не стиль. Я пытаюсь быть лидером, отталкиваясь от реальности. И в прошлом году мне казалось, что мы не готовы к тому, что я называю «руководство под давлением» или «руководство конфронтации». Команда, как единое целое, была нестабильна не только ментально, но и тактически».
«Мы не могли справиться с определенными моментами в игре. Как по мне, очевидно, что и в этом году мы будем проигрывать матчи, но будем проигрывать уже не потому, что не справляемся с конкретными ситуациями».
«В прошлом году мы имели проблемы с командами, которые глубоко закрывались на своей половине поля. Мы имели проблемы с командой, которая играли в очень прямолинейный футбол против нас. Мы имели проблемы, когда нам предстояло провести три-четыре матча подряд, и нам было необходимо сохранять концентрацию на протяжении всех этих игр».
«Когда мы были на хорошем ходу, я всегда чувствовал, что скоро этому придет конец. Ты (Гари Невилл – прим. Football.ua) понимаешь, о чем я говорю, потому что ты жил с этим на протяжении всей карьеры. Выиграть сегодня, выиграть завтра, выиграть послезавтра. С одной стороны, это вроде как привычно. С другой, ты устаешь, потому что это ежедневная ответственность. Моя команда прошлого года не была к этому готова».
Я говорю ему, что Премьер-лига не может быть выиграна без силы, мощи и прочности. Я пытаюсь выяснить, в чем он видит баланс между мастерством и расчетом. Он подает себя прагматиком, не подчиняющимся жестким философиям и заранее подготовленным идеям.
«Конечно, талант очень важен, — считает Моуриньо. – И как много очков ты можешь заработать благодаря таланту? Много. Но как много очков теряется из-за отсутствия качеств, о которых ты говоришь? Тоже много. Потому необходим баланс между талантом и ментальными, командными качествами».
Усиленный Челси имеет преимущество в пять очков перед Манчестер Сити и готовится сыграть в гостях с Манчестер Юнайтед в следующее воскресенье. Моуриньо не спешит называть свою команду чемпионом.
«Пять очков – это ничто. Я думаю, что у Ман Сити есть абсолютно все. У них есть масса талантов и масса физической силы. Опций у них больше, чем у кого-либо другого. Мы говорим об идентичной подмене, о втором правом защитнике, и у них эти подмены есть на каждой позиции. Они могут пережить травмы и дисквалификации, а команда очень стабильна».
«Если брать еще время Манчини, три последних года, то сейчас они находятся на максимуме своих возможностей. У них нет молодых игроков из Академии, нет игроков, которые в следующем году должны стать лучше, чем в этом. У них нет игроков – Фрэнк Лампард исключение, – которые в следующем году будут считаться ветеранами. Им всем 27, 28, 29, 30, 31».
«Скажи мне. Если мы сохраним эту команду, они сохранят свою, то кто будет лучше через пять лет?
Я тебе сам отвечу тут же: мы. Потому что через пять лет у меня будут Азар, Оскар, Виллиан, Аспиликуэта, Зума на пике своих карьер, а фантастическим игрокам, которые есть у меня сейчас, будет 28, 29. Фантастическая команда с массой вариантов».
В свой второй период работы в Челси Моуриньо определенно спокоен, расслаблен и находится в хороших отношениях с работодателями. Он – человек, контролирующий свою команду и своих игроков. Пример: Эден Азар, вызывающий отцовский отблеск в глазах Жозе. Это тот игрок, которого я бы хотел обсудить отдельно, потому что я заметил, как Моуриньо публично подталкивает его к тому, чтобы он сполна реализовал свой потенциал. Он дает мне захватывающую информацию.
Он начинает: «Не знаю, согласишься ли ты, но тип «взрослого игрока» 15 лет назад сильно отличается от того, что принято подразумевать под этим в годы на закате твоей карьеры. Это разные ребята. Я думаю, что Эден вне этого контекста сейчас. Почему? Потому что он потрясающий мальчик. Он очень, очень скромный. Очень милый. Очень вежливый. Никакого эгоизма и эгоцентризма. Он потрясающий».
«У меня была беседа с его отцом. Он говорил вещи, которые мне очень понравились. Не думаю, что есть проблема в том, чтобы тебе об этом поведать. Он сказал: «У меня потрясающий сын. Он – потрясающий отец. Потрясающий муж. Я хочу, чтобы он изменился, потому что также хочу, чтобы он был потрясающим игроком. Но я не хочу, чтобы он слишком менялся. Не хочу, чтобы он превратился…» — и он назвал имена пары-тройки игроков. «Я хочу, чтобы он был тем же сыном, тем же отцом, тем же мужем, но немного более упорным, агрессивным, амбициозным. Совсем немного. И ты – человек, который ему это даст».
А Азар правильно реагирует на это послание?
«Да, безусловно. Он никогда не боится играть и брать на себя ответственность. Но дело не в этом, дело в нем, когда он сам себе говорит – сегодня я должен быть определяющим на поле. Он говорит в интервью, что не входит в пятерку лучших игроков мира, но он может быть там. Но он не может быть частью матча, в котором проводит на поле девяносто минут и не делает определяющих вещей».
Продолжение следует
Гари Невилл, The Telegraph
Перевод Ивана Громикова, специально для Five O`Clock
В тексте использованы фото Getty Images.