Пошли в гору дела у Вадима Евтушенко в шведском АИКе. Первую часть сезона-1991 его команда закончила на четвертом месте. Далее, согласно новому регламенту, первая шестерка в отдельном двухкруговом турнире разыгрывала чемпионство. АИК отставал от лидеров, Гетеборга и Эребру, всего на три бонусных очка (одна победа) – но во второй части чемпионата сдал, пропустив вперед Юргорден с Норчепингом.

Итоговое шестое место – не Бог весть какой результат, но для самого Евтушенко сезон получился успешным. Восемь его точных ударов не только обеспечили лидерство среди голеадоров АИКа. Вадим занял четвертое место (точнее, разделил с рядом игроков других клубов) в списке лучших бомбардиров всей Аллсвенскан! Кстати, из 28 матчей чемпионата украинец пропустил только один (еще в троих выходил на замену) – в конце первого этапа, тренер решил дать одному из лидеров отдохнуть.

По соседству, в Англии, освоился бывший донецкий «шахтер» Андрей Канчельскис. Правда, уже в первом полном сезоне ему пришлось выдержать нешуточную конкуренцию со стороны юного и очень перспективного валлийца Райана Гиггза. Особенно будущая легенда МЮ разыгралась, когда Канчельскис пропустил несколько матчей чемпионата из-за вызова в сборную СССР.

Впрочем, умный Алекс Фергюсон нашел применение и украинскому легионеру, отправив того на правый фланг нападения. Свои 34 матча в чемпионате Канчельскис отыграл, а забил Андрей даже больше, чем тот же Гиггз – 5 голов против 4 у валлийца. Выиграв Суперкубок УЕФА в одноматчевом домашнем противостоянии с Црвеной Звездой, МЮ (и наш полпред) взял еще и Кубок Лиги – но в чемпионате, легко уйдя от земляков из Сити, уступил в концовке Лидс Юнайтед. Время чемпионств для Канчельскиса придет чуть позже – но тогда он уже не будет иметь к Украине никакого прямого отношения. Разве что по старой памяти иногда будут вспоминать, откуда он родом…

В Германии из второй бундеслиги в первую поднялся Владимир Лютый. Но тут же сменил прописку – в Шальке ему не удалось зацепиться за элитный дивизион. Из-за перебора легионеров бывшего днепрянина отправили в годичную аренду к другому новичку вышки, Дуйсбургу. Командочка там подобралась откровенно слабенькая – что, помноженное на солидный возраст многих игроков, сказалось. Лютый вместе с партнером по нападению, Микаэлем Тённисом (лучшим бомбардиром предыдущего сезона во второй бундеслиге), старался, тянул команду – 19 мячей на счету этого дуэта, 6 из которых забил наш соотечественник. Но финишное падение, 7 поражений в 8 последних турах, отправило Дуйбург туда, откуда он только что пришел.

В Греции, где украинская колония была едва ли не самой обширной, есть все. Как оказалось, даже скандалы на футбольной почве. К сожалению, скандал этот разразился перед началом сезона-91/92 именно в команде Олега Блохина, Олега Протасова и Геннадия Литовченко – Олимпиакосе. Всплыла двойная бухгалтерия (например, два разных финансовых документа по покупке Протасова, с разными сроками контракта и суммами), президента Оли даже хотели выпереть из футбола. Все обошлось, скандал замяли – но это, как оказалось, были только цветочки.

В первом матче чемпионата Олимпиакос дома уверенно обыграл АЕК – 4:2, хет-трик Протасова. Далее команда держалась на уровне, ведя борьбу с двумя афинскими грандами за первое место. А вот клуб медленно, но верно начал тонуть. Сначала все ограничивалось задержкой зарплат, но в итоге дошло до того, что Протасов получил от президента необеспеченный чек (по нему не выдавали денег – потому что выдавать было нечего). Легионеры взбунтовались, не вышли на несколько матчей кряду, один из которых пирейцы позорно влетели скромному Ксанти. Потом вся команда во главе с главным тренером заявилась к владельцу с не очень приятными словами. Блохин вообще заявил, что уйдет с  занимаемого поста, если финансовые проблемы не будут решены.

В итоге с долгами (в том числе и киевскому Динамо, которое до того момента не получило все причитающиеся за Протасова и Литовченко деньги) кое-как рассчитались. А вот за чемпионство так и не сумели ухватиться. За тур до конца ничья в гостях у Коринтоса сделала победителем АЕК. Олимпиакос остался на втором месте. Олег Протасов с 15-ю забитыми голами (в 21-м поединке) занял пятое место в списке бомбардиров. Геннадий Литовченко отыграл ровно три десятка поединков, в которых отличился 7 раз. А главный свой гол полузащитник забил во втором финальном матче Кубка Греции против ПАОКа. После ничьей 1:1, его гол обеспечил Оли итоговую победу (2:0) и трофей, первый за три года.

Во Франции не заладилось у Александра Заварова. И сам он поначалу не попадал в состав (первые десять туров пропустил вчистую), и его Нанси обосновалось в зоне вылета. Украинец в итоге вернулся в стартовый состав, провел 27 поединков (3 гола), часто попадал в сборную тура – но даже его «через не могу» не помогло Нанси подняться с дна турнирной таблицы. Последнее место и вылет в Лигу 2 стал закономерным итогом неудачного сезона.

По соседству, в швейцарском Серветте, забивал голы еще потенциально наш Игорь Добровольский. Одессит с 15-ю мячами стал вторым бомбардиром в своей команде и чемпионате вообще. Правда, его команде такие забивные форварды (первый – Мольнар с 18-ю точными ударами) не помогли – всего лишь пятое место.

Чемпионат Шотландии того сезона располагал сразу тремя бывшими киевскими динамовцами. И если Сергей Балтача со своим Сент-Джонстоном (30 матчей, 1 гол) скромно боролся за место в середине турнирной таблицы, закончив чемпионат восьмым, то два других футболиста примеряли в конце сезона чемпионские медали.

Олег Кузнецов, восстановившийся после тяжелой травмы, попадал в основной состав нечасто и наиграл всего лишь 18 поединков. Зато Алексей Михайличенко регулярно забивал и с 10-ю голами (в 27 матчах) стал третьим бомбардиром команды. Выше были только Алли Маккойст и Марк Хейтли. А гол украинца в 40-м туре позволил Рейнджерс побить действовавший на тот момент рекорд командной результативности в Шотландии – 90 мячей. Всего же Рейнджеры отличились 101 раз, так что вопрос о логичности очередного чемпионского титула ГР даже не стоял на повестке дня. К золоту глазвегианцы присовокупили и Кубок, выиграв трофей у скромного Эйрдрионеанс. Михайличенко отыграл финальный матч с первой и до последней минуты.

И, наконец, главная украинская звезда того сезона – Сергей Юран. Перейдя по ходу чемпионата из Динамо в Бенфику, уроженец Луганска не только существенно выиграл в деньгах, но и вполне мог привести свою команду к чемпионским медалям. В очной встрече с Порту Сергей в меньшинстве сравнял счет (2:2), но защита Орлов в том поединке оставляла желать много лучшего – Драконы вырвали победу и покатили к чемпионству.

Зато Юран к 7 мячам в чемпионате (в 21 поединке) присовокупил 7 же голов в последнем розыгрыше Кубка Чемпионов – став таким образом лучшим бомбардиром турнира. На пару Жаном-Пьером Папеном. Правда, четыре гола влетели в ворота беззащитного мальтийского клуба Харнум Спартанс. А последние евроголы в том сезоне Юран забил в домашнем матче против своего бывшего клуба. Бенфика тогда разорвала Динамо со счетом 5:0, а Сергей на 83-й и 87-й минутах добил своих земляков. Именно эта победа позволила португальцам обойти украинский клуб в таблице группы Б – Бенфика заняла третье место.

На этом история украинских советских легионеров заканчивается. Развалился СССР, многие из украинцев сменили гражданство на российское (в первую очередь из-за возможности участия в отборе на ЧМ-94; наша Федерация эту войну бездарно проиграла, и до осени 1994-го украинская сборная пробавлялась только скромными товарняками). А новые, уже украинские легионеры, хлынули за границы молодого государства такой толпой, что имя им было поистине легион. Впрочем, это уже история независимого украинского футбола.

Владимир Мыленко, специально для Football.ua