В конце 80-х каждый новый сезон открывал перед советским футболом новые горизонты. В 1989-м этим горизонтом стала Скандинавия. Конкретно – Швеция. Туда отправилось почти десять советских футболистов, большинство, правда, в низшие дивизионы (в том числе и прославленные Рамаз Шенгелия и Тенгиз Сулаквелидзе; sic transit…). В высший дивизион, Аллсвенскан, заявились три советских игрока, два из которых представляли Украинскую ССР.

Правда, один из оных на момент перехода выступал уже за пределами республики – это уроженец Новгород-Северского Виктор Хлус, поигравший за Буковину, Динамо и Черноморец. Перед скандинавским этапом карьеры Хлус играл у Михаила Фоменко в Гурии из маленького грузинского городка Ланчхути (7,5-тысячный населенный пункт был представлен в вышке чемпионата  СССР – даже в Украине такое только снилось!).

Чемпионат в Швеции проходил по привычной для советской души системе "весна-осень», но по оригинальной схеме. Сначала 12 команд разыграли 2 вылетающих места и путевки в первую четвертку. А эта четверка в плей-офф разыгрывала звание чемпиона. (Там и плей-офф был оригинален, но сейчас не об этом) Так вот – команда Хлуса, ГАИС, в эту четвертку пробилась, заняв в чемпионате третье место. Вот только заслуги Виктора в этом совершенно не было. 11 матчей, ни одного полностью, 0 забитых мячей – весьма скромный результат как для не самого последнего игрока из советского чемпионата. Тот сезон стал первым и последним для Хлуса в ГАИСе – далее была дорога во второй дивизион. Но звание бронзового призера Аллсвенскан-89 никто не отнимет.

У Вадима Евтушенко (кстати, он входит в 25-ку футболистов, становившихся чемпионом СССР в двух разных командах) все случилось с точностью до наоборот. Во-первых, в первом же своем сезоне он и мечтать не мог о медалях – его АИК занял 8-е место. С другой стороны, он не мучался, а играл, играл по-настоящему – 21 матч и даже 2 забитых гола. И вообще, карьера Евтушенко в АИКе пошла по восходящей. И уже после развала СССР, в 1992-м (посему тот чемпионат и не войдет в наш цикл) он с 14-ю мячами здорово помог своему клубу стать чемпионом спустя более чем полвека после предыдущего триумфа.

В марте 1990-го нога украинского футболиста (пусть и воспитанника душанбинского Памира) ступила на остров Великобритания. Это Алексей Чередник сменил днепропетровский Днепр на Саутгемптон. Любопытно, что именно Святые стали первым английским клубом, который приобрел легионера после снятия запрета в 1978-м (небезызвестного, кстати, в Украине Ивана Голаца). Так что, в общем, неудивительно и первенство Сотона и в номинации "Советский легионер».

Сумма трансфера (в советском футбола начинали потихоньку привыкать к таким словам) составила 300 тысяч фунтов. А Чередник сыграл 8 матчей (голов не забивал), внеся посильную лепту в итоговое седьмое место Саутгемптона.

Еще одной новой страной для украинских советских футболистов стала Турция. Защитник Днепра Иван Вишневский за 200 миллионов турецких лир стал игроком стамбульского Фенербахче. В основной состав экс-днепрянин сумел пробиться только к концу чемпионата, когда все шансы на чемпионство были утрачены (в том числе и из-за травмы вратаря – легендарного немца Харальда Шумахера, более известного по гипокористике второго имени "Тони»). Тем не менее, 15 матчей в чемпионате Вишневский провел.

В Италии Александр Заваров, получивший моральную и не только поддержку в лице партнера по сборной Сергея Алейникова, провел куда более успешный сезон за Ювентус. 29 матчей, 5 голов – пусть и не лидерские позиции (как того ждали от "наследника Платини»), но твердое место в составе уже кое-что значило. Правда, в конце чемпионата Заваров попал на скамейку запасных, а летом, после ухода Дино Дзоффа с поста главтренера, и вовсе попрощался с Ювентусом.

Так что Кубок УЕФА остался единственным трофеем, завоеванным уроженцем Луганска в составе Старой Синьоры. Кстати, несмотря на то, что в финальных матчах КУЕФА Заваров (в отличие от Алейникова) отсидел все 180 минут на банке, свою лепту в победу он таки внес. Именно с его гола в гостевом матче с Гурником (выиграли 1:0) началось победное шествие Юве по турнирной сетке еврокубка. Больше Александр в том розыгрыше не забивал…

Олег Блохин после второго успешного сезона в австрийском Форвертсе не совсем ожидаемо сменил дислокацию. У штайрцев закончились контракты со спонсорами, бюджет резко стал самым маленьким в клубе – и, понятное дело, иностранцев никто не стал удерживать. Киевлянин отправился на Средиземноморье, где его подписал кипрский Арис из Лимассола. В предыдущем сезоне Арис занял 12-е место (первое из невылетающих). При Блохине лимассольцы буквально взлетели по турнирной таблице. Феерия началась уже в первом туре, когда Арис на своем поле разгромил новичка лиги АПОП – 4:1, украинец сделал дубль. К четвертому туру Арис занимал первое место, а в седьмом проиграл главную битву – на своем поле конкуренту за титул и будущему чемпиону, Апоэлю.

Но если о чемпионстве можно было забыть уже после первого круга, то борьба за место в тройке ожидалась серьезной. Арис встретил экватор в группе команд расположившимся между 3 и 5 местами – и там чемпионат и закончил. На четвертой позиции, отстав от ларнакского Пезопорикоса всего на одно очко. Успех был несомненным, а если еще добавить к этому полуфинал местного Кубка… Кстати, именно в повторном полуфинале против будущего вице-чемпиона Омонии, 3 июня 1990-го, Олег Владимирович Блохин и сыграл свой последний профессиональный матч в карьере. Отрадно, что Арис не проиграл (1:1), сделав самому известному своему игроку хороший подарок. А Блохин уже через месяц возглавил греческий Олимпиакос, который еще появится в следующих сериях нашего рассказа – и не только из-за своего главного тренера.

Ну, и завершим наш рассказ о третьем сезоне советских легионеров с еще одного трофея "нашей» команды, к которому украинские легионеры, к сожалению, не имели отношения. В чемпионате Германии-89/90 оказалось сразу трое хороших наших футболистов, два из которых были украинцами. Обладатель Золотого мяча 1986-го Игорь Беланов сменил киевское Динамо на менхенгладбахскую Боруссию. Увы, лучшие годы гладбахцев были далеко позади – поэтому итоговое место Боруссии было совсем не в районе еврокубковой зоны. Команда Беланова (за которую тот сыграл 14 матчей и забил 4 гола) всего лишь на одно очко опередила финишировавший на плей-оффном месте Бохум. А лучшим матчем бывшего лучшего игрока Европы в сезоне стал матч против Вердера – дубль при итоговом счете 4:0.

Запорожец Евгений Шахов, прибывший в Германию из Днепра, сыграл за Кайзерслаутерн и того меньше – пять матчей, все со скамейки запасных. Кто знает, как бы сложилась его карьера в Лаутерне, но смена тренера по ходу сезона намертво усадила советского футболиста в запас. Но при этом команда не только поднялась на приличное 11-е место, но и завоевала Кубок Германии, сенсационно обыграв в финале уже упоминаемый Вердер (3:2). Правда, Евгений Шахов к этому триумфу не имел никакого отношения.

Владимир Мыленко, специально для Своей Рубашки